СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложения по совершенствованию математического и геометрического образования на основе анализа ОГЭ, ЕГЭ.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

Просмотр содержимого документа
«Предложения по совершенствованию математического и геометрического образования на основе анализа ОГЭ, ЕГЭ.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

муниципального образования «город Бугуруслан»












Предложения по совершенствованию

математического и геометрического образования в 2017 – 2018 учебном году на основе анализа РОЭ, ОГЭ, ЕГЭ.












Подготовила:

руководитель ШМО ЕНЦ

МБОУ СОШ №2

Ирина Владимировна Старостина












Бугуруслан, 2017


Предложения по совершенствованию математического и геометрического образования в 2017 – 2018 учебном году на основе анализа РОЭ, ОГЭ, ЕГЭ.

Современное математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

Целью обучения математики является не только изучение математики, но и развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, являющихся основой существования человека в социуме.


Предложения по совершенствованию математического и геометрического образования в 2017 – 2018 учебном году:

    1. Смена целевой ориентации и более чёткое обозначение приоритетности его развивающей функции.

    2. Совершенствование структуры и содержания математического образования с учётом принципов непрерывности, преемственности.

    3. Реализация образовательных стандартов в обучении математике в основной и средней (полной) школе, подготовка к переходу на стандарты второго поколения (ФГОС ООО, ФГОС С(П)ОО).

    4. Использование вариативных учебных программ, УМК при сохранении требований к содержанию математического образования при различных научно - методических подходах.

    5. Дифференциация, позволяющая на всём протяжении обучения получать учащимся математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями и предусматривающая возможности выбора типа математического образования на старшей ступени общего образования в соответствии с положениями Концепции профильного обучения.

    6. Формирование ключевых компетентностей учащихся при обучении математике.

    7. Подготовка к государственной итоговой аттестации учащихся основной школы по алгебре в новой форме, учащихся средней (полной) школы в форме ЕГЭ.

    8. Работа с одарёнными детьми;

    9. Использование современных образовательных технологий, интерактивных способов обучения, ЭОРов.


Стандарты нового поколения

В достижении этих целей большая надежда возложена на постепенное и эффективное внедрение обновленных стандартов общего образования. В образовательном процессе необходимо постепенно внедрять новые подходы в обучении, ориентироваться на требования к образованию, которые предъявляют государственный стандарт второго поколения, в частности по математике, требования к результатам обучения и освоению содержания предметов математического цикла: Математика. Алгебра. Геометрия, основной миссией которых является повышение качества образования.

Содержание математического образования представленное в виде традиционных содержательных разделов: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Математический анализ», «Вероятность и статистика» дополнено историей математики и следующими общематематическими методами, понятиями и фактами:

  • определения и начальные (неопределяемые) понятия, доказательства, аксиомы и теоремы, гипотезы и опровержения, контрпример, типичные ошибки в рассуждениях;

  • прямая и обратная теорема, существование и единственность объекта, необходимое и достаточное условие верности утверждения, доказательство от противного, метод математической индукции;

  • математическая модель, математика и задачи физики, химии, биологии, экономики, географии, лингвистики, социологии и пр.


Выбор учебников

Выбор учебников и пособий необходимо производить в соответствии с приказом Министерства образования и науки.

Не допускается использование устаревших учебников и пособий, не получивших грифа Министерства образования и науки.

При выборе учебников следует обратить внимание на наличие в них раздела «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей».


Место элективных курсов в системе профильного обучения


Элективные курсы, курсы по выбору не должны служить углублению базового курса математики. Их назначение – показать учащимся возможности использования фундаментальных дисциплин в профессиональной деятельности. Главная цель элективных курсов заинтересовать учащегося прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин, а также сформировать представления о фундаментальных разделах современной математики, не подлежащих изучению в средней школе в полной мере.

Элективные курсы - это краткосрочные тематические курсы (модули), которые общеобразовательное учреждение предлагает учащимся на основе изучения их запросов и реализует за счет часов школьного компонента.


Единые требования в преподавании математики.


На современном этапе развития школы учителя математики должны руководствоваться следующими едиными требованиями преподавания предмета.

О письменных работах, тетрадях обучающихся.

Рекомендации о ведении записей в классных тетрадях.



О письменных работах и тетрадях обучающихся



  1. О видах письменных работ

1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы.

1.2. По математике проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в формате ЕГЭ в 11 классах и ГИА в 9 классах в новой форме.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы проводятся:
  • после изучения наиболее значимых тем программы,

  • в конце учебной четверти,

  • в конце полугодия.

В целях предупреждения перегрузки обучающихся время проведения текущих и итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную текущую или итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.

Самостоятельные работы или тестирование могут быть рассчитаны как на целый урок, так и на часть урока, в зависимости от цели проведения контроля.

2. Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:


Предмет

Классы

Количество

тетрадей

Регулярность проверки

математика

5

2

Ежедневно проверяются все домашние и классные работы у всех учеников

математика

6

2

1полугодие - ежедневно проверяются работы у всех обучающихся;

2 полугодие – 2 раза в неделю у всех обучающихся, ежедневно у слабо успевающих

Алгебра


Геометрия

7

2

Ежедневно проверяются работы слабо успевающих;

1 раз в неделю - наиболее значимые работы – у всех остальных;


1

Алгебра

Геометрия

8

2


1

Алгебра

Геометрия

9

1-2

1

Алгебра и начала анализа


Геометрия

10

1

Ежедневная проверка работ у слабо успевающих учащихся, у всех остальных проверяются наиболее значимые работы с таким расчетом, чтобы все тетради были проверены 2 раза в месяц



1

Алгебра и начала анализа

Геометрия

11

1


1



Для контрольных работ по математике выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения контрольных работ и работ над ошибками.

Все виды контрольных работ проверяют у всех обучающихся.

Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:

5 – 8 классы – работы проверяются к уроку следующего дня;

9 – 11 классы – работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через один – два урока.

Учитель проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ и хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение учебного года.

В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

  • при проверке тетрадей и контрольных работ обучающихся V —XI классов по математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;

  • подчеркивание ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).

Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. Оценки за самостоятельные работы (тесты), если они не запланированы на весь урок, могут выставляться выборочно на усмотрение учителя.

Классные и домашние письменные работы по математике оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

При оценке письменных работ обучающихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

После проверки письменных работ обучающимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению заданий, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

Для проведения диагностических и тренировочных работ в формате ЕГЭ в 11 классах или ОГЭ в новой форме в 9 классах рекомендуется иметь отдельные тетради, в которых фиксируются ответы первой части работы и приводятся решения второй части. Такие работы оцениваются в соответствии с критериями КИМов.



Порядок ведения тетрадей обучающимися.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.

2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по алгебре, для контрольных работ).

3.Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по математике число и месяц записываются цифрами на полях тетради.

Например: 05.11.12 г.

4. Писать на отдельной строке название темы урока.

5. Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (самостоятельная работа, тест), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

Классная работа.

№ 124.

6. Соблюдать красную строку.

7. Между классной и домашней работой отступать 4 клеточки, между заданиями – 2 клеточки.

8. Чертежи и построения выполнять карандашом — с применением линейки и циркуля. Рекомендуется, начиная с 9 класса, чертежи в тетрадях по геометрии выполнять ручкой для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

О подготовке к ОГЭ в 9 классах в новой форме

Значительно изменилось содержание Контрольно- измерительных Материалов (КИМ) на ОГЭ по математике. В КИМы включены задачи по геометрии учебного материала 7-9 классов, выполнение которых учитываются при определении порога успешности, этот факт актуализирует своевременное изучение геометрии в полном объеме. Незнание фундаментальных метрических формул, свойств основных планиметрических фигур полностью лишает ученика возможности применить свои знания в геометрии при решении соответствующих заданий ОГЭ.

При преподавании геометрии необходимо, прежде всего, уделять внимание формированию базовых знаний курса планиметрии (прямоугольный треугольник, решение треугольников, четырехугольники и т.д.). При изучении геометрии необходимо повышать наглядность преподавания, больше уделять внимания вопросам изображения геометрических фигур, формированию конструктивных умений и навыков, применению геометрических знаний к решению практических задач.

Следует постоянно подчеркивать, что при оценивании решения задачи учитывается и логика решения, и аргументация, а не только получение верного ответа.

Традиционное систематическое итоговое повторение, проведение традиционных письменных работ (самостоятельные и контрольные работы, зачеты), где ученик предъявляет не только ответы, но и решения заданий, должно становится важным и для учащихся и для учителя.

В результате изучения геометрии выпускники основной школы должны

уметь:

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • проводить построения геометрическими инструментами (линейка, угольник).


Работа с одаренными детьми

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. 

Можно отметить особенности организации индивидуальных, дополнительных занятий, факультативных и элективных курсов для учащихся интересующихся предметом, проведение школьных предметных недель математики, предметных летних площадок, лагерей на базе школ муниципалитетов

Существенную помощь учителю может оказать Олимпиада для школьников.



Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы единой коллекции (Коллекции) цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) могут использовать все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, родители. Коллекция представляет интерес для широкой общественности (для самообразования и других целей). Ресурсы Коллекции используются в учебном процессе как самостоятельно, так и в составе комплексных учебно-методических материалов.


Разработка рабочих программ учителем по предметам математических дисциплин – важнейшее нормативное требование повышения и качества обучения.

Разработка рабочих программ по каждому предмету образовательной области «Математика» – математике, алгебре, геометрии.

Программы отдельных предметов, курсов должны содержать все компоненты (разделы), рекомендуемые в Стандарте (Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования).


Профессиональное развитие учителя – ключевая особенность современной школы.

1. Инновационные преобразования в преподавании математики как процесс введения нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащихся.

2. Инновационная педагогическая деятельность учителя как мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных педагогических идей и подходов (теорий, методик, технологий), актуальных и адаптированных для данных условий.

3. Новые подходы в методической деятельности современной школы.

4. Профессиональное развитие учителя как многоуровневое явление.

5. Исследовательская деятельность учителя как целостное системное аналитическое видение своей педагогической практики.

6. Творческий подход к проектированию учебно-воспитательного процесса формирования опыта творческой деятельности учащихся.

7. Прогнозирование деятельности субъектов (учащихся и самого учителя) учебно-воспитательного процесса и его конструирование.

8. Современные педагогические технологии на уроках математики и во внеклассной деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса.

9. Современные подходы к подготовке и проведению уроков математики с использованием ИКТ, ЭОР, Интернет-технологий, интерактивной доски.

10. Опыт участия учителей математики и учащихся школ в конкурсах уроков и проектов с использованием ИКТ, проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах.

11. Система повышения квалификации учителей. Повышение профессиональной компетентности учителя математики. Портфолио как одна из форм представления опыта работы.

Рекомендации:

1. На основе анализа итоговой аттестации по математике в 2016-2017 году внести изменения в поурочное планирование, выделяя резерв времени как во время проведения урока, так и во время обобщающего повторения для закрепления наиболее значимых и сложных тем учебного предмета за курс основной школы.

2. Развивать умения формулировать свои мысли, выполнять задания с развёрнутым ответом, комментируя устные ответы обучающихся и ошибки в логике высказываний на ту или иную учебную тему.

3. Выстроить систему контроля знаний, умений и навыков обучающихся, используя для этого задания, аналогичные заданиям экзаменационных материалов.

4. При изучении каждой темы знакомить учащихся с требованиями Стандарта к уровню подготовки выпускников.

5. Для задач экзаменационной работы требуется записать решение. Для получения максимального числа баллов решение должно содержать все шаги, необходимые для получения ответа, все вычисления должны быть верными, и должны быть приведены обоснования основных моментов решения. В ходе обучения нужно обращать внимание учащихся на необходимость математически грамотно обосновывать каждый шаг решения.

Таким образом, подготовка к государственной итоговой аттестации в новой форме должна быть обеспечена качественным изучением нового материала, продуманным текущим повторением, и, наконец, обязательным обобщением, систематизацией знаний из различных разделов курса математики.

7