-
| На карточках отрывок из произведения. Назовите автора этого произведения и его название.
- Батюшка, Петр Андреевич! – кричал дядька. – Не покинь меня на старости лет среди этих мошен…» - А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок. - Спасибо, государь, спасибо, отец родной! – говорил Савельич усаживаясь.
- Из какого произведения этот отрывок, кто автор?
- Назовите слова, с которыми герои обращаются друг к другу
- Как называются эти слова? Как называются слова, с которыми мы обращаемся к кому-нибудь с речью?
- Что такое обращение? |
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- Батюшка, старый хрыч, государь, отец родной. |
IV. Изучение нового материала. | Работа по группам с учебником. - Откройте учебник на стр. 140, прочитайте материал параграфа 34. 1 группа. Что такое обращение? Способы выражения обращений? Примеры.
2 группа. Какова основная интонация обращений (т.е. их роль)? Для чего служит обращение? Примеры.
3 группа. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращениями? Какова позиция обращений в предложениях? Примеры. | ОБРАЩЕНИЕ

Способы выражения Интонация (роль) Позиция - сущ. - звательная [О, …] - прилаг./причаст. - оценочная [О! …] (в знач. сущ.) - изобразительная […, О,…] - словосоч. -личные местоим. […, О] |
V. Закрепление изученного материала | 1. Работа с предложениями. Запишите предложения и выделите обращения. Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: Писать тебе посланье мне было недосуг. А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами? Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами... Молю тебя, мой добрый домовой, Храни селенье, лес, и дикий садик мой, И скромную семьи моей обитель. «Царь ты наш, отец народа! – Возглашает воевода. – Государь, проснись, беда!» Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. 2. Проверим свою память. Викторина. 1) Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу из сказки о мёртвой царевне и семи богатырях? 2) Как начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»? 3) Как лисица обращается к вороне в басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»? 4) Как старуха обращалась к старику в сказке о золотой рыбке? 5) Как старик обращался к золотой рыбке? 6) Как золотая рыбка обращается к старику? 3. Перепишите, расставляя знаки препинания. Пётр куда ты спрятался? Тимур Тебя ищет твой дядя. Я верю тебе дядя. Тебя ль вижу милый друг. Отпусти меня родная на простор широкий. Здравствуй солнце да утро весёлое! Опять я ваш о юные друзья! | Запишите предложения и выделите обращения. Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: Писать тебе посланье мне было недосуг. А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами? Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами... Молю тебя, мой добрый домовой, Храни селенье, лес, и дикий садик мой, И скромную семьи моей обитель. «Царь ты наш, отец народа! – Возглашает воевода. – Государь, проснись, беда!» Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.
2.Скажи-ка, дядя, ведь недаром. 3. Голубушка, как хороша! 4. Дурачина ты, простофиля! 5. Смилуйся, государыня рыбка! 6. Чего тебе надобно, старче?
Пётр, куда ты спрятался? Тимур! Тебя ищет твой дядя. Я верю тебе, дядя. Тебя ль вижу, милый друг. Отпусти меня, родная, на простор широкий. Здравствуй, солнце да утро весёлое! Опять я ваш, о юные друзья! |
VII. Самостоятельная работа | 1. Укажите номера предложений с обращениями : 1) Люблю друзья смотреть на синие, туманные равнины. 2) Люблю я солнце осени. 3) Москва Москва Люблю тебя , как сын... 4) Москва Как много в этом звуке Для сердца русского слилось ! 5) Я твой и телом, и душой страна родная!
2.Соотнесите номера предложений со схемами : 1) Барин не прикажешь ли воротиться ? 2) Свет ты мой послушай меня старика. 3) Что это сударь с тобой сделалось ? 4) А ты мой батюшка не печалься. 5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим. 6) Звезды вы ясны, как счастье моё ! О, …? | …,О, …? | О, … . | О, …! | ...,О,… . | | | | | |
| Ответ: 1, 3, 5
О, …? | …,О, …? | О, … . | О, …! | ...,О,… . | 1 | 3 | 2 | 6 | 4, 5 | |