СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Предложения с прямой речью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного урока знакомит учащихся с предложениями с прямой речью.

Просмотр содержимого документа
«"Предложения с прямой речью"»

У р о к ____
Тема: «Запись цитаты в виде предложения
с прямой речью»

Цели: развитие умения находить в тексте предложения с прямой речью, правильно оформлять их на письме.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

– Прочитайте предложение, записанное на доске.

В воздухе закружились хлопья снега.

– Назовите имена существительные. Подберите к ним подходящие имена прилагательные, распространите предложение.

Лучший вариант дети записывают с комментированием, обозначая по ходу письма орфограммы.

С и н т а к с и ч е с к и й р а з б о р предложения.

III. Постановка проблемы.

– Прочитайте. Что записано на доске?

«Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь». (К. Паустовский.)

– Это цитата. Что такое цитата?

– Можно ли записать цитату в виде предложения с прямой речью?

IV. Открытие учащимися нового знания.

Упр. 94.

– Прочитайте цитату из книги Н. В. Гоголя.

– Уточните по толковому словарю учебника, что такое цитата.

– Прочитайте предложение с цитатой. Как оно оформлено? (Как предложение с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.)

– Сделайте вывод.

V. Первичное закрепление.

З а п и с ь ц и т а т ы из произведения К. Паустовского в виде предложения с прямой речью (из упр. 95).

На доске работают два ученика, один записывает так, чтобы прямая речь стояла после слов автора, а другой – до слов автора.

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Упр. 96.

С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а. Выборочная проверка учителем.

VII. Повторение пройденного.





Объяснительный диктант

Мы часто говорим: «Время истекло. Сколько воды утекло». Оказывается, между водой и временем есть связь. Много лет назад люди придумали водяные часы. В сосуд они наливали воду. Время исчислялось по воде, которая вытекала из отверстия. Так время текло.

– Выполните схемы предложений:

I вариант: с прямой речью;

II вариант: сложного предложения.

VIII. Итог урока.

– Как может оформляться цитата на письме?

Домашнее задание.

Выполнить упр. 97 (две цитаты); упр. 3 на с. 96.










































Урок_____
Тема: «Знаки препинания в простом и сложном
предложениях и в предложениях с прямой речью. Р.К. «Диалог с моим другом»

Цель: развитие умения ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

М и н у т к а ч и с т о п и с а н и я на с. 30 «тетради по чистописанию».

III. Постановка проблемы.

– Какие цитаты вы записали дома в виде предложений с прямой речью?

– Прочитайте сложные предложения с тремя грамматическими основами, с двумя. Как связаны части сложного предложения?

– Прочитайте простое предложение. Что вы можете о нём рассказать?

IV. Открытие учащимися нового знания.

– Что мы сегодня повторяли? Какой будет тема урока? Какова цель?

V. Первичное закрепление.

Упр. 98.

Ученики читают начало текста, устно продолжают его, затем записывают.

Иногда люди пытаются скрыть свои поступки, но в конце концов они всегда становятся известны. Об этом ещё говорят: «Шило в мешке не утаишь».

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Упр. 99.

П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь работы:

1. учитель читает первое предложение.

2. ученики самостоятельно определяют на слух, какое это предложение.

3. учитель читает повторно, ученики составляют схему.

4. после выполнения всех схем осуществляется самопроверка по учебнику на с. 141.

Физминутка.

VII. Повторение пройденного.

П р е д у п р е д и т е л ь н ы й д и к т а н т.

Упр. 46 («Дидактический материал»).

Р.К. Мини – сочинение «Диалог с моим другом.

VIII. Итог урока.

– Чем отличается предложение с прямой речью от сложного предложения?

Домашнее задание.

Дописать диалог.



У р о к ____
Контрольный диктант № 4.

Тема: «Предложения с прямой речью»

Цель: проверить уровень знаний и умений учащихся по пройденной теме.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Написание диктанта.

Работа выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4 класс» на с. 12–13.

Кабан Васька

В доме отдыха начиналась зарядка, и звуки марша наполняли округу. Вдруг перед строем возник кабан! Люди испугались, смешались. Все увидели человека с ружьём, но стрелять охотник не спешил. Присел, вынул краюху хлеба и положил на землю. «Васька!» – позвал охотник. Кабан поднял голову и подошёл к человеку.

Однажды зимой больной, голодный кабан забрёл в деревню. Дядя Егор накормил его. Зверь привык к человеку, откликался на кличку Васька. Потом он окреп и исчез.

Смотрели люди на Ваську и думали: «Не забыл зверь человеческую доброту».

З а д а н и я.

1. Выполните схемы предложений:

I вариант: 1-го и 6-го;

II вариант: 10-го и последнего.

2. Синтаксический разбор предложения:

I вариант: 2-го;

II вариант: 4-го.

III. Итог урока.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!