СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прямая речь в предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Образовательная: обеспечение усвоения понятий «прямая речь», «слова автора»; формирование умения находить и разграничивать в предложении прямую речь и слова автора; формирование умения строить схемы предложений с прямой речью;
  • Развивающая: развитие познавательных, исследовательских компетенций, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации, формирование умения преодолевать трудности в учении;
  • Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию нравственных компетенций, любви и уважения к языку.

Просмотр содержимого документа
«Прямая речь в предложении»

     Чем отличаются эти предложения? « Язык есть вековой труд целого поколения » , - сказал Владимир Иванович Даль.  Владимир Иванович Даль сказал, что язык есть вековой труд целого поколения.

Чем отличаются эти предложения?

« Язык есть вековой труд целого поколения » , - сказал Владимир Иванович Даль.

Владимир Иванович Даль сказал, что язык есть вековой труд целого поколения.

План  Что такое «прямая речь».  Из чего состоят предложения с прямой речью.  Что такое слова автора.  Как на письме отделяются слова автора от прямой речи.  Где могут стоять слова автора по отношению к прямой речи.  Схемы предложений с прямой речью.

План

  • Что такое «прямая речь».
  • Из чего состоят предложения с прямой речью.
  • Что такое слова автора.
  • Как на письме отделяются слова автора от прямой речи.
  • Где могут стоять слова автора по отношению к прямой речи.
  • Схемы предложений с прямой речью.
Что такое «прямая речь»? Прямая речь – это точная передача чужой речи, которая сохраняет её содержание и форму, это то, что непосредственно говорит герой . Сравните 2 текста, в каком из них мы узнаём более точную информацию о том, что говорит герой. Винни-Пух идёт к Пятачку, приветствует его и зовёт за мёдом. Они берут шарик, как небо синий, потому что Винни-Пух хочет стать тучкой, чтобы быть незаметным, когда полезет в дупло за мёдом... «Здравствуй, Пятачок! – сказал Винни-Пух своему другу. – Пойдём к высокому дубу. Там живут пчёлы, у них есть мёд! А чтобы пчелы не подумали, что я хочу утащить у них мёд, возьми свой синий воздушный шарик. Притворившись маленькой тучкой, я залезу в дупло и наберу мёда!»

Что такое «прямая речь»?

Прямая речь – это точная передача чужой речи, которая сохраняет её содержание и форму, это то, что непосредственно говорит герой .

Сравните 2 текста, в каком из них мы узнаём более точную информацию о том, что говорит герой.

Винни-Пух идёт к Пятачку, приветствует его и зовёт за мёдом. Они берут шарик, как небо синий, потому что Винни-Пух хочет стать тучкой, чтобы быть незаметным, когда полезет в дупло за мёдом...

«Здравствуй, Пятачок! – сказал Винни-Пух своему другу. – Пойдём к высокому дубу. Там живут пчёлы, у них есть мёд! А чтобы пчелы не подумали, что я хочу утащить у них мёд, возьми свой синий воздушный шарик. Притворившись маленькой тучкой, я залезу в дупло и наберу мёда!»

,, ,, Из каких частей состоят предложения с прямой речью? Как на письме отделяются слова автора от прямой речи? Составим схему предложения.  Что такое «слова автора»?  Слова автора – это слова, вводящие чужую речь. Они обычно содержат глаголы со значением речи. «З дравствуй, Пятачок !»  –  с казал Винни-Пух своему другу . Прямая речь ( П ) + Слова автора ( А, а ) А П  В инни-Пух предложил Пятачку :  «П ойдём к высокому дубу, там живут пчёлы, у них есть мёд! » А  : ,, П ! ,, П ! –  а .

,,

,,

Из каких частей состоят предложения с прямой речью?

Как на письме отделяются слова автора от прямой речи? Составим схему предложения.

Что такое «слова автора»?

Слова автора – это слова, вводящие чужую речь. Они обычно содержат глаголы со значением речи.

«З дравствуй, Пятачок !» – с казал Винни-Пух своему другу .

Прямая речь ( П ) +

Слова автора ( А, а )

А

П

В инни-Пух предложил Пятачку : «П ойдём к высокому дубу, там живут пчёлы, у них есть мёд! »

А :

,,

П !

,,

П !

а .

подумал сказал говорил спросил писа ́ л молвил попросил Кто больше? Придумайте как можно больше слов автора, вводящих прямую речь. крикнул шепнул поблаго-дарил прочитал продолжал предложил воскликнул отвечал

подумал

сказал

говорил

спросил

писа ́ л

молвил

попросил

Кто больше?

Придумайте как можно больше слов автора, вводящих прямую речь.

крикнул

шепнул

поблаго-дарил

прочитал

продолжал

предложил

воскликнул

отвечал

,, ,, ,, ,, ,, ,, Прочитайте, спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений с прямой речью. А : 1. М аксим Горький писал Х орошая книга – просто праздник . 2. В сем хорошим во мне я обязан книгам г оворил Максим Горький . 3. У дивительное это дело – книга! Вот подлинно уж диво дивное !  у тверждал Лев Касси ́ ль. А  : ,, П . П ,, П ,, ,, П , - а а . , - П ,, П ! - а . ,, а

,,

,,

,,

,,

,,

,,

Прочитайте, спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений с прямой речью.

А

:

1. М аксим Горький писал Х орошая книга – просто праздник .

2. В сем хорошим во мне я обязан книгам г оворил Максим Горький .

3. У дивительное это дело – книга! Вот подлинно уж диво дивное ! у тверждал Лев Касси ́ ль.

А :

,,

П .

П

,,

П

,,

,,

П , -

а

а .

, -

П

,,

П !

- а .

,,

а

Работа с текстом. Я поб..жал в св..тлицу. Двери были заперты. Я постучался. Кто там? спр..сила Палаша. Я назвался. Милый г..л..сок Марьи Ивановны раздался из-за дв..рей Погодите, Пётр Андреич. Я переодеваюсь. Ступайте к Акулине Памфиловне. Я пов..новался и пошёл в дом отца Герасима. Он и попадья выб..жали ко мне навстречу. Здравствуйте, Пётр Андреич, привёл Бог опять увидеться прог..ворила попадья.

Работа с текстом.

  • Я поб..жал в св..тлицу. Двери были заперты. Я постучался. Кто там? спр..сила Палаша. Я назвался. Милый г..л..сок Марьи Ивановны раздался из-за дв..рей Погодите, Пётр Андреич. Я переодеваюсь. Ступайте к Акулине Памфиловне. Я пов..новался и пошёл в дом отца Герасима. Он и попадья выб..жали ко мне навстречу. Здравствуйте, Пётр Андреич, привёл Бог опять увидеться прог..ворила попадья.
Безударные гласные в корне слова.  Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударная стала ударной.

Безударные гласные в корне слова.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударная стала ударной.

Работа с текстом (проверка).  Я побежал в светлицу. Двери были заперты. Я постучался. «Кто там?» - спросила Палаша. Я назвался. Милый голосок Марьи Ивановны раздался из-за дверей: «Погодите, Пётр Андреич. Я переодеваюсь. Ступайте к Акулине Памфиловне». Я повиновался и пошёл в дом отца Герасима. Он и попадья выбежали ко мне навстречу. «Здравствуйте, Пётр Андреич, привёл Бог опять увидеться», - проговорила попадья.

Работа с текстом (проверка).

Я побежал в светлицу. Двери были заперты. Я постучался. «Кто там?» - спросила Палаша. Я назвался. Милый голосок Марьи Ивановны раздался из-за дверей: «Погодите, Пётр Андреич. Я переодеваюсь. Ступайте к Акулине Памфиловне». Я повиновался и пошёл в дом отца Герасима. Он и попадья выбежали ко мне навстречу. «Здравствуйте, Пётр Андреич, привёл Бог опять увидеться», - проговорила попадья.

Схемы предложений с прямой речью по тексту (проверка). «П?» - а. А: «П». «П», - а.

Схемы предложений с прямой речью по тексту (проверка).

  • «П?» - а.
  • А: «П».
  • «П», - а.
План  Что такое «прямая речь»?  Из чего состоят предложения с прямой речью?  Что такое слова автора?  Как на письме отделяются слова автора от прямой речи?  Где могут стоять слова автора по отношению к прямой речи?  Когда вместо точки после прямой речи ставится запятая?

План

  • Что такое «прямая речь»?
  • Из чего состоят предложения с прямой речью?
  • Что такое слова автора?
  • Как на письме отделяются слова автора от прямой речи?
  • Где могут стоять слова автора по отношению к прямой речи?
  • Когда вместо точки после прямой речи ставится запятая?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!