8
класс
Предложения
с
вводными конструкциями
ПРАКТИКУМ
1. Укажите предложение с вводными словами:
- К радости ребят, в детской была устроена настоящая мас терская.
- Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей (Лермонтов).
1
2. Укажите предложение, в котором вводное слово обособляется:
- Кажется (1) однако (2) работа еще не закончена.
- Однако (1) бежать очень быстро он не может.
1
3. Укажите предложение с вводным словом:
1) Книжный магазин находится (1) напротив (2) почты.
2) И взрослые устали, дети (1) напротив (2) чувствовали себя бодро.
4. Поставьте, где нужно, запятые:
Не все люди (1) правда (2) осознают (3) глубокий смысл этой пословицы.
1)1,2; 2) 1,2,3.
2
1
5. Определите значение вводного слова:
Уж поздно, и, пожалуй, нам возвращаться домой.
- предположение;
- утверждение.
6. Укажите предложение, в составе которого есть вводное сочетание:
- Завтра (1) как сообщают газеты (2) открывается художест венная выставка.
- Степь (1) словно (2) сплошной солнечный диск (Солоухин).
1
1
Прочитайте предложение. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Вводными словами (сочетаниями) или членами предложения являются выделенные слова?
Небо в прогалинах между в..рхушками (не)высоких д..ревьев сияло голуб..зной но со..нца ещё (не)было видно.
ССП
в е рх
невысоких=близких
Небо в прогалинах между в е рхушками не высоких д е ревьев сияло голуб и зной , но со л нца не было видно.
д е рево
суффикс «изн» всегда пишется с «и»
со л нечный
Нет думаю (не)хорошо надо(бы) изв..ниться.
Нет , думаю , не хорошо, надо бы изв и ниться.
нехорошо =
плохо
частица
нев и нный
вводное слово
На этот пятый этаж по словам старых служителей (не)смел подн..маться без вызова (н..)один из учащихся.
вводное сочетание
На этот пятый этаж , по словам старых служителей , не смел подн и маться без вызова ни один из учащихся.
В корнях с чередованием а(я) – им, а(я)-ин пишутся ИМ и ИН, если дальше следует суффикс А.
НЕ
с глаголами
= никто
По решению коми(с, сс)ии документы было приказа(н, нн)о ун..чтожить.
по какой причине?
почему?
По решению коми сс ии документы было приказа н о ун и чтожить.
краткое страдат.
причастие
словарное сл.
словарное сл.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности и готовности воспринимать и переживать увиденное.
3,4
Укажите предложение с вводным словом.
1. Утро кажется жарким.
2. Утро кажется будет жарким.
3. Утро нам кажется прохладным.
4. Раннее утро мне показалось прохладным.
5. Среди опавшей листвы шляпки сыроежек кажутся цветами.
2
В каком варианте вводное слово выражает чувства говорящего?
1.Героиней этого романа само собой разумеется была Маша.
2.По словам капитана до ближайшего порта остается два дня пути.
3. Муму по обыкновению осталась его дожидаться
4.А Булычев надо прямо сказать в плохом виде!
5.Найденов к изумлению Нагульнова в одну секунду смахнул с плеч кожанку присел к столу
5
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белинский, осталась с Ф.М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.
1,2
местоим.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(В)первые Якоб пр..явил х..рактер и может быть это даже обрад..вало деда.
КОГДА?
Впервые Якоб проявил характер, и, может быть, это даже обрадовало деда.
гл.
наречие
с.
частица
вводное сочетание
сущ.
сущ.
КОГО?
сущ.
гл.
Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, ССП, две основы:
- двусоставное, полное, распространённое, не осложнено;
- двусоставное, полное, распространённое, осложнено вводным словом.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
1) Их трио (не)только (не)распалось а напротив делалось всё извес(?)ней в м..лодёжном мире. (Л. Улицкая) 2) Цветок был похож на ф..алку или подснежн..к а может быть просто на большую сн..жинку (не)та..щую в воде. (С. Козлов) 3) Быть собой — ч..рта св..детельствующая о цельности а значит г..рмоничности. (О. Павлов) 4) Ей надо пер..дать ночью важное и должно быть (не)весёлое п..сьмо. (А. Чехов)
Их трио (не)только (не)распалось а напротив делалось всё извес(?)ней в м..лодёжном мире.
Их трио не т олько не распалось , а , напротив , делалось
всё извес т ней в м о лодёжном мире.
НЕ
с глаголами
отрицание
вводное слово
между однородными сказуемыми
извес т ие
м о лодость
Цветок был похож на ф..алку или подснежн..к а может быть просто на большую сн..жинку (не)та..щую в воде.
вв. слово
Цветок был похож на ф и алку или подснежн и к , а может быть ,
просто на большую сн е жинку , не та ю щую в воде.
сл. слово
суффикс н и к
изъятие вводного слова после союза невозможно
сл. слово
суф. ЮЩ
от глагола
I спр.
ПО после определяемого слова
вв. слово
Быть собой — ч..рта св..детельствующая о цельности а значит г..рмоничности.
Быть собой — ч е рта , св и детельствующая о цельности , а значит ,
г а рмоничности.
ч ё рточка
изъятие вводного слова после союза невозможно
ПО после определяемого слова
сл. слово
между однородными членами
сл. слово
Ей надо пер..дать ночью важное и должно быть (не)весёлое п..сьмо.
Ей надо пер е дать ночью важное и , должно быть , не весёлое п и сьмо.
вводное сочетание
=грустное
пере
п и сьма
РЕФЛЕКСИЯ
1.Какие слова называются вводными конструкциями?
Вводные конструкции — это слова, словосочетания и предложения, выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли.
2. Какие значения выражают вводные слова и словосочетания?
Чувства говорящего : к счастью, к сожалению, к удивлению.
Степень уверенности говорящего : конечно, несомненно, может быть, видимо, вероятно.
Соотношение частей текста, последовательность изложения : итак, следовательно, в общем, напротив, кроме того, впрочем, во-первых.
Способ изложения мыслей : словом, одним словом, иными словами, короче говоря.
Источник сообщения : по словам, по сообщению, по-моему, по слухам, на мой взгляд.
Экспрессивность высказывания : честно говоря, смешно сказать, между нами говоря, по правде говоря.
Обращение к собеседнику : видишь ли, понимаешь ли, вообразите, послушайте.
3. Как вводные конструкции выделяются в устной и письменной речи?
Вводные конструкции и предложения в устной речи выделяются интонационно, а на письме вводные конструкции выделяются запятыми.
4. Как отличить вводные слова от членов предложения?
Вводные конструкции не являются членами предложения и грамматически не связаны с предложением, в котором находятся.
5. Для чего нужны вводные слова?
Вводные слова передают большое количество смыслов и смысловых оттенков , без которых язык не смог бы быть полноценным средством общения между людьми.
РЕФЛЕКСИЯ
ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В ГРУППИРОВКЕ ВВОДНЫХ СЛОВ
- Степень достоверности сообщения (уверенность, неуверенность): вероятно, кажется, разумеется, к сожалению .
- Источник сообщения (кому принадлежит сообщение): с моей точки зрения, таким образом, по-моему, по слухам.
- Различные чувства : к общей радости, к стыду, может быть, к великому огорчению.
- Порядок мыслей и связь между явлениями : например, во-первых, следовательно, итак.
к сожалению
таким образом
может быть
(нет ошибок!)