СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Предмайское утро» (М.М. Пришвин)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему «Предмайское утро» (М.М. Пришвин)

Просмотр содержимого документа
««Предмайское утро» (М.М. Пришвин)»

«Предмайское утро» (М.М. Пришвин)

Цель урока: познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина.

Задачи:

1) формирование читательской грамотности младших школьников;

2) развитие речи, мышления, воображения младших школьников;

3) воспитание бережного отношения к природе, эстетического вкуса у младших школьников.

Оборудование: книги М.М. Пришвина для выставки, компьютер.


Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Мотивация к уроку

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли Мы дружно в класс.

Поздоровались учтиво, встали все у парт красиво.

На меня все посмотрели и тихонечко присели.

- ребята, скажите, как вы считаете, что мы должны сделать, чтобы у нас все получилось на уроке?

- а как вы думаете, нужно ли нам хорошее настроение?

- а волшебство поднимет нам настроение?

Тогда пускай прямо сейчас в нашем классе наступит Весна (включается запись).

Приветствуют учителя.






Отвечают на вопросы.







Слушают запись.













Личностные: проявляют интерес к изучению природы.

Речевая разминка

Ярко светит солнышко.

Улыбнемся ему.

Какой свежий воздух.

Повсюду звенит звонкая капель.

(на доске: дон – динь – день)

1) чтение с усилением голоса;

2) разговор капели (чтение с разной интонацией):

- ……? (один);

- ……! (все).

3) «непослушная капель» поет как хочет (чтение вразнобой).

Ребята, посмотрите, какая веселая капель у нас получилась!

Вам понравилось с ней играть?

Выполняют дыхательную гимнастику.



Читают в соответствии с условием.


Актуализация знаний


























Сочинение загадки с элементами ТРИЗ.



Метод фокальных объектов (ТРИЗ)

Послушайте, а вот с горки бежит ручей (включается звук ручья).

- ребята, скажите, а какой ручей?

- как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

- какое задание мы будем выполнять?

- вами было названо одно из ключевых слов нашего урока «ОПИСЫВАТЬ».

- объясните, как вы понимаете это слово?

- опишите ручей.

Сейчас я предлагаю вам поработать в паре. Вы выберите слова для описания весеннего ручья (предоставляются карточки со словами: серебристый, шумный, быстрый, мертвый, сердитый).

Обсудите, с какими предметами можно сравнить ручей по данным признакам.

Сравнение по признаку:

Ручей серебристый как…

Ручей шумный как…

Ручей быстрый как…

А сейчас я предлагаю вам сочинить загадку:

Серебристый, но не..

Шумный, но не..

Быстрый, но не…


Давайте соединим оставшиеся признаки со словом «ручей». Я предлагаю Вам представить ситуацию, в которой такое сочетание возможно.

«сердитый ручей», «мертвый ручей».



Описывать, какой ручей.







Изображать, обрисовывать словами.


Работают в парах.










Сочиняют загадку.








Предлагают ситуации с используемыми словами.


Познавательные УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.





Коммуникативные УУД:  учатся слышать, точно реагировать на реплики, учатся договариваться, работая в паре.

Самоопреде-ление деятельности

Ребята, каждый урок литературного чтения мы встречаемся с кем-то новым. А с кем или с чем можно встретиться на уроке?

Сегодня нам тоже предстоит важная встреча. Сейчас вы все узнаете сами.

Посмотрите внимательно на портрет, кто узнал этого писателя? (представляет портрет М.М. Пришвина).

Если дети не смогли узнать писателя по портрету, то им предлагается шифровка

Р И В П Ш Н И

2 6 5 1 4 7 3

Молодцы! Правильно отгадали, это Михаил Михайлович Пришвин.

Знакомство с писателем:

Ребята посмотрите внимательно на портрет М.М. Пришвина. Каким вы себе представляет этого человека?

Что вы о нем можете сказать?

Что в руке у писателя? Для чего?

Как вы думаете, что он (рисует, пишет) в своем блокноте?

О чем?

Давайте проверим наши предположения, для этого рассмотрим обложки его книг. О чем писал М.М. Пришвин?

Давайте сформулируем тему нашего урока его задачи.

(Детям предлагаются карточки с опорными словами: «познакомимся с…», «Узнаем…», «Научимся…»).



С новым автором, с новыми произведениями, новыми словами и новыми героями






Дети разгадывают шифровку и называют фамилию автора.







Рассматривают портрет писателя и выдвигают свои предположения.











Рассматривают обложки книг М.М. Пришвина

Формулируют тему и задачи урока.

Регулятивные УУД: формулируют тему и учебную задачу.


Познавательные УУД: прогнозируют содержание произведения по его названию.



Этап открытия новых знаний

Знакомство с рассказом «Предмайское утро»


Работа с иллюстра-цией к рассказу (ТРИЗ)











































Чтение рассказа



Словарная работа




















Чтение рассказа. Диалог с автором.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Михаила Михайловича Пришвина «Предмайское утро».

Давайте с вами подумаем, что значит слово «предмайское»?

Предположите, о чем этот рассказ?

1 этап «Выделение объектов»

Я предлагаю вам сделать «подзорную трубу», в которую можно увидеть только один предмет.

Что вы видите?

2 этап «Связи и взаимодействия между объектами».

Ребята, как вы думаете, как связаны между собой данные объекты:

Солнце и лес;

Пришвин и лес.

Давайте составим с данными словами предложения.

Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали прямо в картинку. Прислушайтесь, что происходит рядом с вами? Что вы слышите?

Войдите в картинку, осторожно «походите» по ней. Притроньтесь рукой ко всему, что встретилось вам на пути. Что вы чувствуете? Какие запахи вы чувствуете?

3 этап «Выстраивание временной последовательности».

Ребята, предположите, что происходило час назад? А как вы думаете, что произойдет потом?

4 этап «Разные точки зрения».

Ребята, представьте себя на месте главного героя. Что он говорит в этот момент? О чем он думает? Почему?

А что он увидел? Что его привлекло?

Выскажите свои предположения о том, что мы с вами сегодня будем читать?

Где мы можем проверить наши предложения?

Давайте откроем учебники на странице 102. Итак, приступаем к чтению рассказа М.М. Пришвина «Предмайское утро».

Ребята, прочитайте рассказ и затем ответьте на вопрос «Для чего М.М. Пришвин написал данный рассказ?»

Горизонт – это воображаемая линия, где небо сходится с землей.

Где можно найти точно определение значение данного слова?

Зеленя – от какого слова произошло слово?

Зеленя – это молодые всходы хлебов, посеянных под зиму.

«Дымится зелень».

Как вы понимаете слово «дымится?» Что может дымиться? А что дымится в рассказе?

Как вы считаете, может ли зелень выпускать дым? Давайте рассмотрим фотографию ивы ранней весной, и вы мне объясните, почему автор выбрал именно это выражение?

Сейчас мы с вами будем читать и вести диалог с писателем. Задавать ему вопросы и сами будем на них отвечать и проверять свои предложения в ходе чтения.

Прочитайте первое предложение.

…Все зеленеет – трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета березы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется.

Что привлекло внимание писателя?

Что необычного в березах? Почему?

Давайте прочитаем второе предложение.

«Так все идет правильно: март - свет, апрель – вода, май – цвет».

Как вы понимаете март – свет, апрель – вода, май – цвет?

Прочитайте 3 и 4 предложения.

Лес не одет, пахнет корой и березовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, оживают зеленя, обозначаются дорожки лесные.

Как вы думаете, что сейчас привлекло внимание автора?

Почему в конце текста стоит многоточие?



Высказывают свои предположения.









Отвечают на вопросы







Составляют предложения с указанными словами.



Отвечают на вопросы.


















Высказывают предложения.




Открывают учебники.







Выдвигают предположения о значениях слов.



















Читают текст и ведут диалог с писателем.






























Предметные УУД: выявляют смысл слов; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказывают о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение

Физкультми-нутка

Гимнастика для глаз

Выполняют гимнастику для глаз


Включение в систему знаний и повторение

Сейчас вы будете читать друг другу рассказ и выберете, кто из Вас будет читать рассказ выразительно вслух.

Как вы считаете, а будут ли включать в учебники произведения М.М. Пришвина через 100 лет? Почему?

Начните так: Они учат…

М.М. Пришвин очень любил природу, умел ее видеть и слышать. Этому он учит и нас с вами, своих читателей.

Читают выразительно рассказ хорошо читающие дети


Отвечают на вопросы.

Личностные УУД: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Рефлексия

Ребята, какие маленькие открытия вы для себя сделали?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

Вы сегодня большие молодцы! Уверенно, правильно и активно отвечали на заданные вопросы.

Отвечают на вопросы.