СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предмет и основные понятия психологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство студентов с историей возникновения психологии и становления музыкальной психологии. Основные понятия и направления психихологии и музыкальной психологии.

Просмотр содержимого документа
«Предмет и основные понятия психологии»


Трофимюк Алла Константиновна

Тема: Предмет и основные понятия психологии.

Музыкальная психология

АННОТАЦИЯ

Целью методической разработки является знакомство студентов с историей возникновения психологии и становлением музыкальной психологии как науки. В данной разработке приводятся основные понятия и направления психологии, а также музыкальной психологии.

Данная разработка может быть использована студентами СПОУ при подготовке к семинарским занятиям по данной теме, а также преподавателями психологии при составлении лекции.

План

  1. Возникновение психологии и становление музыкальной психологии с.1

  2. Понятие психологии и её основные отрасли с. 4

  3. Предмет и направления музыкальной психологии с. 5

1. Возникновение психологии и становление музыкальной психологии

С древних времен мыслители задумывались о душе человека, о его сознании. В древнем мире психология представлена как наука о душе. Слово психология происходит из двух греческих слов «псюхе» - душа и «логос» - учение, знание природы. В учении древнегреческого мыслителя Гераклита душа являлась основой сознания и моральных качеств человека. Он выделял различные уровни души: высший уровень он связывал с логосом, с мировыми законами; нижний - с повседневной деятельностью человека.

Особое место развитию души в своей философской и образовательной системе придавал, древнегреческий философ Пифагор (570 – 490 гг. до н.э.). Обучение в его школе было направлено на самосовершенствование, которое достигалось путем очищения и развития тела, души и ума. Тела через физические упражнения, души - посредством музыки и ума посредством занятий науками. Пифагор был тонким знатоком музыки. Именно Пифагору принадлежит мысль об изменении высоты тона звучащей струны путем изменения ее длины. С помощью определенных музыкальных мелодий и ритмов Пифагор и его ученики умели воздействовать на души людей: смирять самые неукротимые человеческие страсти и просветлять дух человека. Одним из самых известных случаев является усмирение некоего разъярённого юноши, решившего поджечь дом своей неверной возлюбленной. Пифагор приказал находившемуся неподалеку флейтисту сыграть мелодию в спондеистском ладу, чем и укротил клокотавшую страсть страдальца. (Спондеистский лад происходит из двухдольных ритмов дактило-спондей область возвышенного и достоинства). 

Подобное воздействие музыки на душу человека называли психогогией. Одним из важнейших понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, как способности человека находить правильный ритм во всех жизненных проявлениях: в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, а также в мыслях, поступках, речах. Через нахождение верного ритма античный человек мог подключиться к ритму Космоса, основанному на законах Вселенской гармонии. Пифагор отмечал, что хорошая музыка улучшает душу, а плохая – портит.

В учении великого древнегреческого философа Платона душа имеет божественное начало, первоначально она пребывала в надземном мире – мире идей и призвана руководить телом. Душа человека, согласно учению Платона, имеет две части: божественную и вожделенную – низменную. Первая тяготеет к миру идей, вторая притягивает душу к земному воплощению. Большое значение в процессе воспитания души Платон придавал музыке. По его мнению, могущество и сила государства зависит от того, какая музыка в ней звучит. По Платону, мир представляет собой звучащее единство, основой которого является три вида музыки: musica mundana — музыка Вселенной, musica humana — музыка, звучащая в самом человеке и musica instrumentalis — инструментальная музыка.

Впервые психологию как своеобразную область знания выделил древнегреческий философ Аристотель в трактате «О душе». Он выдвинул идею неразрывности души и живого тела. В человеке он различал три вида души: растительную, специфическую для растений, которые еще не имеют органов чувств; животную, обеспечивающую животный способ существования, поскольку животные имеют дифференцированные органы ощущений, движений и регулируемые ими органы; разумную душу, сугубо человеческую, которая имеет познавательные и деятельные органы. У человека они связаны с разными функциями его души: потребления, чувствования и рассудка. Аристотель отмечал значение музыки для воспитания граждан и благополучия государства. Он описал музыкальные лады, которые приводят к изменениям психики человека в определенном направлении. Так, уравновешивающее воздействие на психику человека оказывает дорийский лад — мужественный и серьезный. Фригийский лад воспринимался им как неуравновешенный и возбуждающий, лидийский лад — как жалобный и размягчающий. В целях воспитания добропорядочных граждан рекомендовалось сочинять, исполнять и слушать музыку, написанную главным образом в дорийском ладу.

Первые исследования в области музыкальной психологии находятся не только в работах античных философов, но так же в философии Древнего Востока. В китайской натурфилософии музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации, так как она способствует восстановлению баланса между двумя видами энергии – «инь» и «ян», а душа рассматривается как носитель памяти накоплений всех прошлых воплощений человека. Музыка здесь составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук обязательных для изучения. Так, определение благородного мужа как человека, наделенного всеми добродетелями, в Древнем Китае было связано с наличием у него музыкального инструмента, который считался его видовым признаком. Например Конфуций, играл на цине (китайский музыкальный инструмент типа цитры). В Древней Индии врачи широко использовали музыку как оздоровительное средство. В оздоровительной системе «Биджа Мантрас» шесть звуков: «храам», «хриим», «хруум», «храйм», «храум», «хра» и магический звук «ом» использовались для лечения многих болезней. Вибразии, которые возникали в организме при произношении этих мантр, приводили к выздоровлению.

В самостоятельную науку психология выделилась в 60-х годах ХІХ ст. В это время были созданы специальные психологические научно-исследовательские учреждения, психологические лаборатории, кафедры в учебных заведениях. Первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в Лейпциге Вильгельмом Вундтом.

В это же время начинает развиваться и научная музыкальная психология, которая ознаменовалась выходом работы немецкого ученого Германа Гельмгольца под названием:Учение о слуховых ощущениях как физиологичной подпочве теории музыки”. Он разработал резонансную теорию слуха, согласно которой слуховые ощущения возникают благодаря резонированию внутренних органов слуха в ответ на внешние раздражители.

2. Понятие психологии и основные отрасли.

Психология это наука о закономерностях формирования и развития психики как особой формы жизнедеятельности.

Она изучает психику животных и человека, а так же психическую жизнь человека в его объективных и субъективных проявлениях.

Психология изучает психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые; психические свойства человека и психические состояния.

К познавательным психическим процессам относятся ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, язык.

К эмоциональным психическим процессамэмоции и чувства; к волевымволя.

Психические свойства человека включают темперамент, характер, способности.

Современная психология является достаточно разветвленной областью знания, включающая ряд отдельных дисциплин и отдельных направлений.

Социальная психология изучает психические проявления личности, отношения индивида с другими людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социальные проявления в больших группах (например, действие телевидения, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Возрастная психология изучает психологические особенности и закономерности развития, свойственные определенному возрастному периоду человека от младенчества до старости.

Педагогическая психология касается закономерностей становления личности в процессе обучения и воспитания.

Выделяется ряд отраслей психологии, изучающих психические процессы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда, медицинская психология, военная и т.п.

3. Предмет и направления музыкальной психологии

Музыкальная психология исследует механизмы и законы воздействия музыкальной деятельности на личность человека, психические особенности творческой деятельности композитора, исполнителя, слушателя, а так же закономерности становления личности музыканта в процессе обучения и воспитания.

В области музыкальной психологии выделяют ряд направлений. Наиболее разработанным из них является психология музыкального восприятия. В разработку этой проблемы внесли большой вклад отечественные музыковеды и теоретики Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский и другие, а также психологи — Б.М.Теплов, М. В. Блинова. В педагогическом аспекте эта проблема рассматривалась в работах Н. А. Ветлугиной, Ю. Б. Алиева.

Направления музыкальной психологии

1) Психология музыкального обучения и воспитания рассматривает психологические особенности развития музыкального слуха и музыкальных способностей.

2) Психология музыкального восприятия изучает условия, возможности и закономерности осознанного восприятия музыкальных произведений человеком, а также воздействие музыки на его психику.

3) Психология музыкально – творческой деятельности исследует как закономерности композиторской деятельности, так и процесс творческого воображения в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений.

4) Психология музыкально – исполнительской деятельности изучает:

- принципы психологической подготовки музыканта к выступлению;

- закономерности преодоления им излишнего эстрадного волнения и достижение "волнения в образе";

- процесс передачи композиторского замысла в конкретном воплощении инструменталиста, вокалиста, дирижера.

Рассматривает вопросы, связанные с интерпретацией музыки и влияния музыкального исполнения на зрителей.

5) Психология музыкальной пропаганды и музыкальной критики. Наиболее ярким пропагандистом, критиком и поляризатором классической музыки в настоящее время является Михаил Казиник.

6) Музыкальная психотерапия использует музыку так же в оздоровительных и мотивационных целях. Музыкальный коучинг исследует "возможности музыки непосредственно влиять на эмоциональное состояние человека, улучшать его здоровье и психологическое состояние, давать ему возможность проходить через высшие состояния пиковых переживаний" [4, с.24].

В 2008 г. в России была зарегистрирована Национальная ассоциация музыкальных терапевтов (НАМТ), возглавляемая С. В. Шушарджаном. В начале 2011 г. была зарегистрирована Межрегиональная общественная организация «Ассоциация музыкальных психологов и психотерапевтов» (АМПП), руководимая В. И. Петрушиным. В 2014 г. появился интернет-ресурс Музыкотерапевт.Ру, возглавляемый Алисой Апрелевой. Каждая из этих общественных организаций имеет свои направления работы и соответствующее поле исследований [4, с.24-25].

Определённая музыка используется в сфере производства для создания и поддерживания оптимального ритма трудовых процессов с целью повышения производительности труда.

Выводы

Первые исследования в области психологии, а также музыкальной психологии, зародились в недрах философии. Античные мыслители провели ряд важных наблюдений и выводов, касающихся роли и значения музыки в общественной жизни. В Древней Индии врачи широко использовали музыку как лечебное средство. В самостоятельную науку психология выделилась в середине ХІХ в., первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта Вильгельмом Вундтом. В это же время начался научный подход к изучению музыкальной психологии в работах Г. Гельмгольца.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение психологии.

2. Какие вопросы изучает психология, что является ее предметом?

3. Когда возникла психология как наука?

4. Назовите и охарактеризуйте основные отрасли психологии.

5. Назовите и охарактеризуйте основные направления музыкальной

психологии?

Темы рефератов и сообщений

1. История развития музыкальной психологии.

2. Психология музыкально-творческой деятельности.

3. Психология музыкально-исполнительской деятельности.

Основные понятия

Музыкальная психология – дисциплина, которая исследует механизмы и законы воздействия музыкальной деятельности на личность человека, психические особенности творческой деятельности композитора, исполнителя, слушателя, а также закономерности становления личности музыканта в процессе обучения и воспитания.

Психология – это наука о закономерностях формирования и развития психики как особенной формы жизнедеятельности.

Познавательные психическим процессы: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, язык.

Психические свойства человека: темперамент, характер, способности.

Эмоциональные – эмоции и чувства;

Волевые – воля

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

  2. Казиник М.С. Тайны гениев / М.С. Казиник. 4-е изд. – М.: Легейн, 2010.– 304 с.

  3. Котова И.А. Психология. Серия «Среднее профессиональное образование» / И.А.Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 480с.

  4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. - 2 изд. / В.И. Петрушин – М.: Академический Проект: Трикста, 2008. – 400

  5. . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е, – 1946 г. [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн – СП-б.: Питер, 2002. – 720 с. – Режим доступа: rubinshteyn=osnovu_obzhey_psc.pdf/

  6. Скотт Сирил. Музыка и её тайное влияние на протяжении веков. Перевод с 5-го издания/ Сирил Скотт. – Донецк, 2011. – 166 с.

  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, переработанное и дополненное [Электронный ресурс] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на- Дону: «Феникс», 2000. – 672 с.

  8. Хан Хазрат Инайят. Мистицизм звука. Сборник / Хазрат Инайят Хан – М.: 1998. – 336 с.

3