Предмет: Окружающий мир.
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Кто такие рыбы?
.
Цели урока (предметные):
Обучающие: - познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб. особенностями строения; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.
- развивать умение детей работать с учебником;
- расширение кругозора детей.
Развивающие: - развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развивая умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая инструкции учителя;
- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, аналогии сопоставления;
-развивать психические процессы6 память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
Воспитывающие: – воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе обучения, любви к окружающему миру
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Оборудование: УМК Школа России (учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир, тетрадь), компьютер, , сигнальные карточки, цветные карандаши.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
II. Актуализация знаний.
Ребята, Муравьишка Вопросик встречает нас веселым стихотворением.
- Мотылёк, мотылёк,
Сядь поближе на цветок.
- Я не сяду на цветок:
У тебя в руке сачок.
- Мотылёк, мотылёк,
Я тебя ловить не стану,
Подойду поближе, гляну,
Посчитаю, сколько ног
У тебя, мотылёк.
- Я и сам могу считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три ,четыре, пять …
Сосчитаю, сколько ног,
Без тебя, дружок!
-Сколько же ног у мотылька? Как мы ответили на вопрос о том, кто такие насекомые? (Животные, у которых шесть ног).
III. Самоопределение к деятельности.
-Муравьишка Вопросик приглашает нас всех к водоёму. Там тоже можно увидеть его друзей – насекомых. Любознательный Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружилась над водой. «Кого же могла увидеть стрекоза?»- подумал Муравьишка. А Мудрая Черепаха предложила отгадать загадку. Поможем Муравьишке?
По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звёзд не считают,
Людей не знают? (Рыбы) Презентация (Слайд 2-3 )
- Кто такие рыбы?
- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море) (Слайд 4)
-Предположите, о чём или о ком пойдёт речь на уроке? (О рыбах)
Откройте учебники на с.34 и прочитайте тему урока.
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
IY. Работа по теме урока.
Работа по учебнику с.34.
- А как можно отличить рыб от других ?
А ещё о рыбах есть такие загадки. (учебник с.34)
- О каких признаках рыб говорится в загадках? (живут в воде, есть чешуя)
Игра «Кто больше?» (между рядами)
–Вспомните, каких рыб вы знаете. Называйте, не повторяйтесь.
- Молодцы! Столько рыб назвали!
-Мудрая Черепаха предлагает вам познакомится со строением рыбы, глядя на рыбу краснопёрку. Почему её так назвали?
(Слайд 5 ) (названия частей повторяются хором)
-Рассмотрите рисунок на с.34 и покажите своему соседу по парте все части рыбы. Поменяйтесь ролями. (оценка с помощью светофора).
-Кто же такие рыбы?
-Чем покрыто тело рыбы? (Слайд 6 )
Слайды (3)
-Возьмите карандаши и нарисуйте чешуйки (учебник).
3. Физкультминутка.
Рыбки плавают,
ныряют в тихий солнечный денек.
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песке.
4.Работа по учебнику с.35.
-Рассмотрите рисунки на с.35. Какую новую информацию о рыбах вы узнали?(речные и морские рыбы)
-Почему рыб называют речными?- слайды 7 - 11
- Почему рыб называют морскими? – слайды 12-15
5. Физкультминутка для глаз
Упражнение 1. Сделайте 10 колебательных движений глазами по горизонтали справа-
налево, затем слева-направо.
Упражнение 2. 10 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и
вниз-вверх.
Упражнение 3. Тоже 10, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Упражнение 5. Сделайте по 10 круговых вращательных движений глазами вначале в
правую, затем в левую стороны.
-Какие рыбы изображены на левом рисунке? На правом? Попробуйте назвать их. Посоветуйтесь с соседом по парте. (Проверка)
- Попробуйте рассказать об одной из рыб по плану. Слайд 17-18
Сом.
Речная.
Больших размеров.
Тело удлиненное, без чешуи, покрыто слизью.
Туловища желтовато-зеленое, плавники темные.
Голова большая, сильно сплющенная; рот широкий, с мясистыми губами, нижняя челюсть выдвинута вперед; глаза небольшие, грудные и брюшные плавники короткие.
-Кто же такие рыбы?
Вывод: Рыбы- это водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.
5. Работа в тетрадях.
№ 1 (с. 24)
- Рассмотрите рисунки. Каких рыб вы узнали по их силуэтам?
- Выполните задание. (Проверка)
- На какие группы вы разделили всех рыб?
- Назовите речных рыб.
- Назовите морских рыб.
№ 2 (с.24)
- А сейчас нам предстоит научиться рисовать рыбку. Рассмотрите порядок выполнения
рисунка. Выполните задание.
5. Рефлексия.
-Хочу посмотреть какими вы были внимательными. Я буду показывать части рыбы, а вы их называйте (наоборот).
-Оцените свои достижения на уроке. (Сигнальные карточки)
6. Подведение итогов урока.
-Вернёмся к учебной задаче. Каких животных называют рыбами?
- На какие две группы мы разделили рыб?
-Приведите примеры речных (морских) рыб.
-Спасибо всем за урок.