Тема: Предметная и символическая модель распределительного свойства умножения.
Тип урока: открытие нового знания.
Предметные: выучить распределительное свойство умножения относительно сложения, научиться применять распределительное свойство умножения для упрощения выражений при решении текстовых задач.
Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, отличать новое от уже известного с помощью учителя, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные: определять тему и цель урока под руководством учителя, отличать верно выполненное задание от неверного, использовать в своей деятельности простейшие смысловые модели.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, слушать и понимать речь других, работать в коллективе, работать в паре.
Личностные: формирование познавательного интереса к предмету, мотивация на обучение, уметь оценивать свою работу на уроке.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. | Вы пришли сюда … Не лениться, а … Работать как? Слушать как? Если хочешь отвечать… Если спросят… - Прочитайте высказывание известного русского учёного М.В. Ломоносова. (Слайд 1.) «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». - Как вы понимаете эти слова? - Зачем нужно изучать математику? - Пожелаем друг другу хорошего рабочего настроения на уроке и отличных результатов. - Запишите дату, пишите аккуратно, проверяйте по образцу на доске. | - учиться - трудиться - старательно - внимательно - руку не забудь поднять - надо встать, громко, чётко отвечать |
II.Актуализация знаний. | работа в парах - Чтобы узнать ключевое слово темы нашего урока, вы должны поработать в парах: на каждой парте есть бланк для теста – контроля, в который вы должны записать ответы на мои задания: Задания (слайд 2): - Чему равно произведение чисел 8 и 7? - Уменьшите 27 в 9 раз. - Во сколько раз 6 меньше 30? - Увеличьте 9 в 4 раза. - Найди частное чисел 28 и 7 - Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 42? - Какое число надо уменьшить в 3 раза, чтобы получилось 8? - На сколько20 меньше 80? Каждая пара записывает числа в бланк: (первая строчка) (Слайд 3.) Проверка по эталону (слайд 5): - Если вы расставите числа в порядке возрастания, то вы узнаете, какое слово зашифровано. Учащиеся располагают числа в порядке возрастания и получают слово «СВОЙСТВО» (Слайд 6.) 56 | 3 | 5 | 36 | 4 | 7 | 24 | 60 | 3 | 4 | 5 | 7 | 24 | 36 | 56 | 60 | с | в | о | й | с | т | в | о | 2.Повторение свойств умножения. (Слайд 7.) - Какие вы знаете свойства? -Запишите формулу переместительного свойства. - Как читается? - Запишите формулу сочетательного свойства - Прочитайте его? - Для чего нам надо знать свойства умножения? . | 56 3 5 36 4 7 24 60 56 | 3 | 5 | 36 | 4 | 7 | 24 | 60 | в | с | о | т | в | й | с | о | Переместительное свойство умножения. Сочетательное свойство умножения а • b = b • а От перестановки множителей произведение не меняется.) . (а • b) • с = а • (b • с). Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель. Чтобы быстро считать. Выбирать рациональный способ счета. Решать задачи |
III. Выявление места и причины затруднения. | - Найдите значение выражений и объясните способ решения? (Слайд 8.) 90 х 6 6 х 90 (6 х 2) х 5 (8+6) х 5 (Затруднение) - Какой из этих примеров вызвал затруднение? - Кто знает как его решить? - Как вы действовали? | (8+6) х 5 (Затруднение) Ответы детей Распределяли слагаемые |
IV. Фиксация затруднения и постановка учебной задачи. | - Какое новое «отношение» вы сделали? - Кто может сформулировать тему урока? - Какую учебную задачу поставим перед собой? | Познакомиться с новым свойством умножения |
V. Открытие новых знаний.
| Выполнение задания 24 в учебнике, с.11. (Фронтально.) - Что изображено на рисунке? (Слайд 9.) - Из скольких частей он состоит? - Надо найти площадь прямоугольника АКМЕ. - Как можно это сделать? - Как ещё можно найти площадь фигуры? - Какая величина у фигуры общая? - Зная это, что можно найти? - Как найти площадь всей фигуры? - Откройте учебник на с.11. Сравним свои ответы с ответами Маши и Миши. - Так сколько способов решения этой задачи существует? - Какие? Назовите их. - Сравните два выражения: (6+3)х4 6х4+3х4 Дети сравнивают выражения и приходят к выводу, что они равны. Значит: (6+3)х4=6х4+3х4 (Слайд 10.) - Заменим числа буквами (переменными) (а + в ) х с = а х с + в х с - Что получили? - Получили способ умножения суммы на число? - Сделаем вывод. Вывод: чтобы умножить сумму на число, нужно каждое слагаемое суммы умножить на число, а результаты сложить. (Слайд 11.) - Давайте сверим с правилом в учебнике на стр.12. - Это распределительное свойство умножения | Прямоугольник. 6х4+3х4=36 ( см2) общую длину (6+3)х4=36 ( см2) Два. 1-ый способ: умножение суммы на число. 2-ой способ: умножение каждого слагаемого суммы на число. |
Физминутка. (Слайд 12.) | Солнце глянуло в окошко Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать, Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться, разогнуться И на месте поскакать. На носок потом на пятку, На носок потом на пятку, Все мы делаем зарядку. | Выполняют за учителем |
VI. Первичное закрепление | Выпишите пары выражений, которые имеют одинаковые значения(не выполняя вычислений). Первые два выражения (слева) проверяются фронтально и записываются на доске: (6 + 3) х 9 = 6 х 9 + 3 х 9 (7 + 2) х 6 = 7 х 6 + 2 х 6 | (6 + 3) х 9 = 6 х 9 + 3 х 9 (7 + 2) х 6 = 7 х 6 + 2 х 6 |
VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение | Самостоятельное решение задачи 28. Рисунок, данный в учебнике, вынесен на слайд. Сначала проводится коллективный анализ задачи. (Слайды 13 и 14.) На самостоятельную запись решения задачи можно отвести 3–5 минут (учебники закрыты!). Учащимся, которые справились с решением задачи, учитель предлагает (индивидуально) подумать над вторым способом её решения. Через 5 минут открываются учебники, и дети сравнивают свои записи с решениями задачи Мишей и Машей. | Выполняют самостоятельно |
VIII. Подведение итогов урока. | - Что нового узнали сегодня на уроке? - Как можно умножить сумму на число? - Для чего нужно знать свойства умножения? | Отвечают. Подводят итог урока |
X. Рефлексия. | - Оцените свою работу на уроке, выберете цветные огоньки. Зеленый - Я всё понял на уроке и могу объяснить товарищу. Красный -Я усвоил тему, но были небольшие затруднения. Синий -Эта тема для меня трудная. | Оценивают свою работу |
IХ. Домашнее задание | Правило на с. 12, задание №27 на с.12. (Слайд 15.) | |