"Большой математический марафон" для 5–9-х классов
Емельянова Елена Валентиновна - учитель математики, физики, информатики МБОУ «Демьяновская ООШ»
Мероприятие проведено в ходе Недели математики, которая прошла в школе с 21 по 29 января 2015 года. 
Цели и задачи игры:
Обучающие:
Обобщение и систематизация знаний учащихся;
Закрепление основных понятий базового уровня;
Контроль и оценка уровня знаний учащихся.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса, любознательности;
Развитие логического мышления, сообразительности, внимания;
Формирование потребности в приобретении знаний.
Воспитательные:
Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения;
Воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения;
Воспитание духа соревнования, взаимопомощи;
Воспитание эстетического отношения к общественной жизни.
Оформление зала:
Оборудование:
магнитофон, запись песни «Чему учат в школе»;
столы, ручки, бумага, грамоты, конверты с заданиями, таблички с названиями станций, маршрутные листы
В игре участвовали две сборные команды 5-9 классов «Треугольники» и «Прямоугольники».
В начале игры команды, болельщики, зрители собрались в кабинете математики, где звучала песня «Чему учат в школе».
Вступительное слово учителя:
Математика – самая древняя из наук, она была и остается необходимой людям. Слово «математика» греческого происхождения. Оно означает «наука», «размышление». В древности, часто полученные знания, открытия старались сохранить в тайне. Например, в школе Пифагора запрещено было делиться своими знаниями с непифагорейцами. За нарушение этого правила один из учеников, требовавший свободного обмена знаниями – Гиппас был изгнан из школы. Сторонников Гиппаса стали называть «математиками», т.е. приверженцами науки.
Все без исключения начинают изучать основы математики уже с первых классов школы потому, что эта наука нужна всем, особенно сейчас, когда математика проникла во все отрасли знаний – физику и химию, науки о языке и медицину, астрономию и биологию и т.д. Математики учат вычислительные машины сочинять стихи и музыку, измерять размеры атомов и проектировать плотины электростанций.
Математика необходима в любой профессии, какую бы вы не выбрали для себя. Но, кроме того, вы могли заметить: это очень интересная и увлекательная наука. Если вы и не станете математиками, знания пригодятся и на Земле, и в космосе.
Двое ведущих открыли игру стихотворением.
1 ведущий:
Почему торжественно вокруг,
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о, царица всех наук,
Поведем сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать советы:
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
2 ведущий:
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь,
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде,
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
1 ведущий:
О, математика!
Начало всех начал!
Ты кладезь знаний сокровенных
И даже бог, что этот мир создал,
Был математик, несомненно.
2 ведущий:
Он мира рассчитал пути,
Гармонию земли и неба
И траекторию светил,
И скорость прорастания хлеба,
И скорость продвижения света.
1 ведущий:
В наших всех земных делах
Родная держится планета,
Не на метрических китах,
А математики в томах.
Выступление ребят начальной школы:
Макашева Дина:
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Математика!
Кирнос Ксения: Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитанам помогает арифметика!
Ильченко Полина: Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего,
Математику знать,
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Математика!
Учитель объясняет условия игры, каждому классу выдает маршрутный лист, на котором указаны семь станций.
1 станция «Пой, ласточка, пой!»
Необходимо отгадать мелодию и сказать фразу, в которой будет математический термин.
(Включаются фонограммы – небольшие отрывки музыкальных произведений).
«Учат в школе» («к 4 прибавить 2»)
«Вместе весело шагать по просторам» («Раз – дощечка, два – дощечка »)
«Крокодил Гена» («и подарит 500 эскимо»)
«В траве сидел кузнечик» («он ел одну лишь травку»)
«Дважды два четыре»
«Пять минут»
«Тридцать три коровы»
«Жили у бабуси» («два веселых гуся»)
«Три белых коня»
«Миллион алых роз»
2 станция «Кто больше?»
Учитель читает вопросы в течение 5 минут. На сколько вопросов команда ответит правильно, столько и получит баллов.
Число десятков в тысяче (100)
Сумма длин сторон многоугольника (периметр)
В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании (100)
Дробь, меньшая единицы (правильная)
Число, которое делится на все числа без остатка (ноль)
Цифры третьего разряда (сотни)
Луч, делящий угол пополам (биссектриса)
Непересекающиеся прямые на плоскости (параллельные)
Сколько вершин у куба (8)
Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов (семь)
Число из которого вычитают (уменьшаемое)
Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа (ноль)
Сколько килограммов в половине тонны (500)
Число, на которое делят (делитель)
В обыкновенной дроби число, записанное над чертой (числитель)
Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1 (10)
Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый (2)
Часть прямой, ограниченная двумя точками (отрезок)
Результат деления одного числа на другое (частное)
Какая цифра в переводе с латинского языка означает «ничего» (ноль)
Инструмент для измерения углов на плоскости (транспортир)
Тысячная доля килограмма (грамм)
И тд.
3 станция «Волшебные спички»
Задачи написаны на листочках.
Задача на 2 очка:
Ответ: V + IV = IX или VI +IV = X
Ответ: III = VIII
Ответ: III = IV
Задачи на 4 очка:
Ответ:

Ответ:

Задача на 5 очков:
Ответ:

4 станция «Станция смекалистых»
На листочке записано задание:
Заметить закономерность в рядах чисел и записать в каждую строчку по два следующих числа:
2, 3, 4, 5, 6, 7…
10, 9, 8, 7, 6, 5…
5, 10, 15, 20, 25…
9, 12, 15, 18, 21…
8, 8, 6, 6, 4, 4…
3, 7, 11, 15, 19, 23…
9, 1, 7, 1, 5, 1…
4, 5, 8, 9, 12, 13…
1, 2, 4, 8, 16, 32…
5 станция «Поэтическая»
Команды придумывают четверостишие на заданные рифмы. Например:
остаток – недостаток,
частное – опасное,
свойство – устройство,
копейка – линейка
число – весло,
куб – дуб,
скобка – коробка,
закон – дракон.
6 станция «Танграм»
Всем командам дается по комплекту разрезанного специальным образом квадрата.

Используя все фигуры, надо сложить заданный рисунок в течение 3 или 5 минут (задание засчитывается только при полном его выполнении, время зависит от уровня класса).
7 станция «Логогрифы»
В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится сначала, затем в расшифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово.
Например:
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь «О» ты вставишь, зная как,
И я географическая точка.
Ответ: Плюс – пОлюс.
Задачи для конкурса:
В планету поместите меру,
И ветер всколыхнет всю атмосферу –
Такой, которого сильнее не найти:
Он все сметает на пути.
Ответ: Уран – ураГАн
Я не люблю у школьника быть в дневнике,
Ему из-за меня вся не мила природа,
Но если внутрь меня поставить «Е»,
То – среди женского я рода.
Ответ: два – дЕва
Я – цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти,
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я все – отец, и ты, и дедушка, и мать.
Ответ: семь – семьЯ.
Я – важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится,
А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,
То я – простая денежная единица.
Ответ: руль – руБль.
8 станция «Арифметический калейдоскоп»
Задания показываются на экране. Команда, которая ответила правильно получает 1 балл.
Вопросы командам: (на обдумывание 3 минуты)
1.Запишите число 100 пятью тройками:
3 3 3 3 3=100 /
/
2.Как разместить 45 кроликов в 9 клетках, так чтобы в клетке их было разное количество? /1+2+3+4+5+6+7+8+9=45/
3.Представьте число «2» в виде суммы четырех различных дробей, числители которых равны 1 , а знаменатели - натуральные числа.
/
/
После окончания игры команды сдали жюри свои маршрутные листы. Пока жюри подводило итоги, ребята 5,7 классов показали две сценки на математическую тему.
По окончанию выступления, жюри объявило результаты, победителями стала команда «Треугольники». Затем была церемония награждения.
В заключение, звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе».