СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметно практическая деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«Предметно практическая деятельность»


Содержание

  1. Пояснительная записка.
    1. Общие цели учебного предмета, задачи.

    2. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с перечнем сформированных умений и навыков.

  2. Учебно – тематический план.

  3. Содержание учебного предмета, курса.

  4. Планируемые результаты.

  5. Система оценки достижений планируемых результатов.

  6. Календарно-тематическое планирование.

  7. Учебно-методические средства обучения.

  8. Материально-технические средства для реализации программы.

  9. Приложения (КИМ).



















КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ.

1,2,3,4 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

    1. Общие цели учебного предмета:

Используя различные многообраз­ные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

Задачи:

Задачи и направления рабочей программы:

- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

- развитие собственной активности ребенка;

- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

- формирование и развитие целенаправленных действий;

- развитие планирования и контроля деятельности;

- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:

- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- формирование и развитие реципрокной координации;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточнаясформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Учебно тематический план

«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 34часа, 1 часа в неделю, 34 учебные недели.


3. Содержание учебного курса

состоит из следующих разделов:

1. «Действия с материалами».

2. «Действия с предметами».

Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.

Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.

Реализуя принцип системности и многократного повторения, совместно с предметом математики разработаны и реализуются следующие коррекционные направления:

1.Формирование временных представлений (утро, день, вечер, ночь).

2. Формирование количественных представлений. Знакомство с числом и цифрой «1».

3. Формирование представлений о величине, противоположные величины «Длинный-короткий».

4. Формирование представлений о форме «Квадрат» (круг (повтор) →квадрат).

5. Формирование пространственных представлений «Середина».

6. Формирование пространственных представлений «Поровну», «Больше-меньше».

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многооб­разием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах предметно-практической деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком от­дельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные уп­ражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоцио­нальной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках предметно-практической дея­тельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреп­лялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.

4.Планируемые результаты

В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких уроков. Но педагог создает условия, дает обучающимся возможности для выполнения определенных действий, осуществляя деятельностный подход. Для 2-ой подгруппы планируемые личностные и коррекционные планируемые результаты не являются приоритетными. Основное внимание уделяется БУДам.

При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагаются следующие формулировки:

1. Создать предпосылки для формирования (чего либо)

2. Будет иметь возможность….

3. Создать условия для формирования…

4. С помощью педагога выполняет действия…

5. Предоставить возможность познакомиться с ……

6. Сформировать представление о….

7. Создать условия для формирования представлений….

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые результаты коррекционной работы:

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

- скатывает из бумаги шарики;

- раскладывает кусочки ткани на столе;

- рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы

- выполняет последовательно организованные движения;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

- раскладывает по блюдцам разный природный материал;

- разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, между ладошек, разрывает пластилин на мелкие и большие части, соединяет пластилин, отщипывает пластилин пальцами, раскатывает пластилин прямыми и круговыми движениями;

- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);

- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- может смочить и отжать ткань (губку), вытирать тканью (губкой) различные поверхности, складывать, скатывать ткань, завязывать ткань в узелок;

- узнает материалы на ощупь, по звуку;

- строит из кубиков башню;

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

- играет с конструктивными материалами.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

5. Система оценки достижений планируемых результатов

При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагаются следующие формулировки:

1. Создать предпосылки для формирования (чего либо)

2. Будет иметь возможность….

3. Создать условия для формирования…

4. С помощью педагога выполняет действия…

5. Предоставить возможность познакомиться с ……

6. Сформировать представление о….

7. Создать условия для формирования представлений….

Календарно –тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности:

1 класс

№ п/п

Разделы учебного предмета

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Действия с материалами

16

Сминание материала (салфетки, туалетной бумаги, бумажные полотенца, цветная бумага и др.) двумя руками, одной рукой, пальцами).Разрывание материала (бумагу, природный материал) двумя руками в разные стороны.

Вступать в контакт и работать в коллективе, осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обращаться за помощью и принимать помощь, адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения, выделять некоторые существенные и общие свойства на наглядном материале,

2

Действия с предметами

18

Захватывание ,удержание, отпускание, предмета(шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)Вынимание предметов из ёмкости.

Положительное отношение к окружающей действительности, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем, принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать общему плану и работать в общем темпе.

Итого:

34


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности:

2 класс

№ п/п

Разделы учебного предмета

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Действия с материалами

16

Встряхивание сыпучих материалов и жидких(сравнение) размазывание руками материала (пластилин)

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту, активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников, делать простейшие обобщения, сравнивать , классифицировать на наглядном материале..

2

Действия с предметами

18

Подбор крышек к банкам разного размера, вращение предмета ,группировка предметов разной величины, цвета и формы.

Итого:

34


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности:

3 класс

№ п/п

Разделы учебного предмета

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Действия с материалами

16

Пересыпание материала(крупа, песок, мелкие предметы) двумя руками, (одной рукой)разрывание материала двумя руками, в разные стороны(двумя руками , направляя одну руку к себе).

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе, сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, пользоваться знаками, символами , предметами –заместителями.

2

Действия с предметами

18

Нанизывание мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат) группировка предметов по форме, действия с предметами разного цвета.

Осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию, адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения, выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

Итого:

34


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности:

4 класс

№ п/п

Разделы учебного предмета

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Действия с материалами

16

Размазывание материала руками, лепка по заданию учителя знакомых предметов, встряхивание сыпучих материалов, пересыпание материала из одной ёмкости в другую(соль, крупа)

Способность к осмыслению социального окружения , своего места в нём, обращаться за помощью и принимать помощь соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

2

Действия с предметами

18

Открывание и закрывание коробок, открывание замка с использованием ключа, застёгивание и расстегивание пуговиц, подбор и группировка плоскостных форм.

Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Итого:

34


Тематическое планирование

коррекционного курса «Предметно-практические действия»

1 класс

№п/п

Содержание материала

Кол-во часов

1.

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий

1

2.

Обследование детей; комплектование групп

1

3.

Пробная совместная предметно - манипулятивная и игровая деятельность.

1

4.

Наблюдение за движущимися заводными игрушками.

1

5.

Выполняем простые подражательные движения: «делаем вместе- движения рук, кистей.»

1

6.

Катание шариков в определённом направлении; складывание шариков в ёмкость.

1

7.

Открывание и закрывание двери, коробок.

1

8.

Закручивание крышек.

1

9

Выполнение по подражанию с помощью учителя. Пальчиковая гимнастика.

1

10

«Разложи в ряд» (по форме, по величине)

1

11

Нанизывание бус на шнур.

1

12

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:

- открывание и закрывание коробок, флаконов и завинчивающими крышками.

1

13

Пристёгивание пластмассовых бельевых прищепок.

1

14

Завод механических игрушек.

1

15

Полив комнатных растений.

1

16

Открывание и закрывание кранов до упора.

1

17

Пересыпание сыпучих материалов.

1

18

Основные и промежуточные цвета и оттенки: оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой (без названия цветов).

1

19

Раскладывание предметов двух сходных цветов.

1

20

Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.

1

21

Составление сериационного ряда из трёх предметов (самый большой, немного меньше, самый маленький).

1

22

Закрепление изученного.

1

23

Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-х предметов двух сходных форм .

1

24

Группировка предметов по форме.

1

25

Составление из счётных палочек предметов, узоров по образцу, с вербальной инструкцией.

1

26

Складывание простых изображений из разобщённых частей: (голова, хвост, туловище)

1

27

Плоскостные формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

1

28

Выбор по образцу и группировка плоскостных форм.

1

29

Самостоятельно назвать объемные и плоскостные формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

1

30

Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию «Разложи, какие куда подходят».

1

31

Величина. Большой, маленький, побольше, поменьше, самый маленький, самый большой.

1

32

Толстый – тонкий. Толще – тоньше. Самый толстый, самый тонкий.

1

33

Длинный – короткий. Длиннее, короче, самый длинный, самый короткий.

1


Итого:

34ч.



Тематическое планирование

коррекционного курса «Предметно-практические действия»

2 класс

№п/п

Содержание материала

Кол-во часов

1.

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий

1

2.

«Разложи в ряд (по форме, по величине, по цвету)

1

3.

Выполнение более сложных подражательных движений за учителем по инструкции «делай вместе»:

-общие широкие движения ,

-движение кистей(«Замочек, «Топор», «Мельница»

-противопоставление большого пальца, выпрямление по одному пальцу из кулака, «пальчики здороваются»

1

4.

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий; открывание и закрывание коробок, флаконов.

1

5.

Захватывание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки и др.)

1

6.

Встряхивание сыпучих материалов и жидких (сравнение)

1

7.

Размазывание материала руками (пластилин)

1

8.

Вращение предмета.

1

9

Подбор крышек к банкам разного размера.

1

10

Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка) всей кистью.

1

11

Раскладывание предметов двух сходных цветов.

1

12

Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.

1

13

Наматывание материала (бельевая верёвка, шпагат, шерстяные нитки, шнур) пальцами.

1

14

Вынимание предметов из ёмкости.

1

15

Группировка предметов по форме.

1

16

Перекладывание мелких предметов из одной ёмкости в другую.

1

17

Завязывание узелков на концах. Завязывание бантом.

1

18

Наклеивание заготовок по образцу «Кит»

1

19

Наклеивание заготовок по образцу «Курочка Ряба».

1

20

Группировка предметов разной величины, цвета и формы, согласно заданию «Разложи, какие куда подходят».

1

21

Величина. Большой, маленький, побольше, поменьше, самый маленький, самый большой.

1

22

Толстый –тонкий. Толще-тоньше. Самый толстый, самый тонкий.

1

23

Длинный –короткий. Длиннее, короче.

1

24

Длинный –короткий. Длиннее, короче.

1

25

Широкий – узкий. Шире, уже.

1

26

Высокий – низкий. Выше – ниже.

1

27

Высокий – низкий. Выше – ниже.

1

28

Подбор и группировка одинаковых по величине предметов.

1

29

Складывание простейших фигур из счётных палочек по показу и образцу ( молоток, ворота).

1

30

Складывание разрезных картинок из 2,3 частей

1

31

Складывание разрезных картинок из 2,3 частей

1

32

«Почтовый ящик»: уметь опускать объёмные фигуры в соответствующие по форме прорези, коробки.

1

33

«Светофор: вырабатывать быструю и точную двигательную реакцию на смену цветового сигнала.

1

34

«Светофор: вырабатывать быструю и точную двигательную реакцию на смену цветового сигнала.



Итого:

34ч.



Тематическое планирование

коррекционного курса «Предметно-практические действия»

3 класс

№п/п

Содержание материала

Кол-во часов

1.

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий

1

2.

«Разложи в ряд» (по форме, по величине)

2

3.

Выполнение более сложных подражательных движений за учителем по инструкции «делай вместе»:

  • общие широкие движения рук,

  • движения кистей («Замочек», «Топор», «Мельница»),

противопоставление большого пальца, выпрямление по одному пальцу из кулака, «пальчики здороваются».

1

4.

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:

- открывание и закрывание коробок, флаконов и завинчивающими крышками.

1

5.

Нанизывание мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат).

1

6.

Выбор геометрических фигур. Аппликация «Бусы»

1

7.

Аппликация «Домик»

1

8.

Обрывная аппликация « Сова»

1

9

Действия с предметами разного цвета:

-основные цвета: красный, зеленый, синий, черный, белый, желтый, коричневый.

1

10

Промежуточные цвета и оттенки: оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой (без названия цветов).

1

11

Раскладывание предметов двух сходных цветов.

2

12

Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.

1

13

Действия с предметами разной формы. Форма геометрических тел: куб, цилиндр, параллелепипед, призма, шар, конус.

1

14

Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-х предметов двух сходных форм (куб, параллелепипед, цилиндр, шар).

1

15

Группировка предметов по форме.

1

16

Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб, параллелепипед, призма, конус, цилиндр.

1

17

Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-х предметов двух сходных форм (куб, параллелепипед, цилиндр, шар).

1

18

Плоскостные формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

1

19

Выбор по образцу и группировка плоскостных форм.

1

20

Самостоятельно назвать объемные и плоскостные формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

1

21

Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию «Разложи, какие куда подходят».

1

22

Величина. Большой, маленький, побольше, поменьше, самый маленький, самый большой.

1

23

Толстый – тонкий. Толще – тоньше. Самый толстый, самый тонкий.

1

24

Длинный – короткий. Длиннее, короче, самый длинный, самый короткий.

1

25

Широкий – узкий. Шире, уже, самый широкий, самый узкий.

1

26

Высокий – низкий. Выше, ниже, самый высокий, самый низкий.

1

27

Подбор и группировка одинаковых по величине предметов.

1

28

Практические упражнения на различение цвета, формы, величины предметов.

«Подбери по цвету» (подбор однородных предметов: кубики к кубикам, карандаши к карандашам)

Подбор разнородных предметов (кукле платье, носочки, шапочку одного цвета; чашку, блюдце, тарелку

1

29

«Разложи в ряд»: чередование предметов по цвету, форме, величине через 2 элемента кр.-с.-с.; кр.-с.-с. Квадрат –круг-круг-квадрат; большой –маленький-маленький-большой.

1

30

«Почтовый ящик»: уметь опускать объемные фигуры в соответствующие по форме прорези коробки не способом проб и ошибок, а зрительно соотнося фигуры с прорезью.

1

31

«Светофор»: вырабатывать быстрый и точный двигательной реакции на смену цветового сигнала.

2


Итого:

34ч.



Тематическое планирование

коррекционного курса «Предметно-практические действия»

4 класс

№п/п

Содержание материала

Кол-во часов

1.

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий

1

2.

«Разложи в ряд» (по форме, по величине)

1

3.

Выполнение более сложных подражательных движений за учителем по инструкции «делай вместе»:

  • общие широкие движения рук,

  • движения кистей («Замочек», «Топор», «Мельница»),

противопоставление большого пальца, выпрямление по одному пальцу из кулака, «пальчики здороваются».

1

4.

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:

- открывание и закрывание коробок, флаконов и завинчивающими крышками.

1

5.

Открывание и закрывание коробок.

1

6.

Выбор геометрических фигур. Аппликация «Бусы»

1

7.

Застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний.

1

8.

Обводка фигур по контуру; штриховка геометрических фигур.

1

9

Действия с предметами разного цвета:

-основные цвета: красный, зеленый, синий, черный, белый, желтый, коричневый.

1

10

Промежуточные цвета и оттенки: оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой (без названия цветов).

1

11

Раскладывание предметов двух сходных цветов.

1

12

Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.

1

13

Составление предметов из частей: кувшин, рыбка.

1

14

Лепка по заданию учителя знакомых предметов.

1

15

Лепка по заданию учителя знакомых предметов.

1

16

Разметка по трафаретам и шаблонам.

1

17

Встряхивание сыпучих материалов, жидких, сравнение.

1

18

Плоскостные формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

1

19

Выбор по образцу и группировка плоскостных форм.

1

20

Самостоятельно назвать объемные и плоскостные формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

1

21

Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию «Разложи, какие куда подходят».

1

22

Величина. Большой, маленький, побольше, поменьше, самый маленький, самый большой.

1

23

Толстый – тонкий. Толще – тоньше. Самый толстый, самый тонкий.

1

24

Длинный – короткий. Длиннее, короче, самый длинный, самый короткий.

1

25

Широкий – узкий. Шире, уже, самый широкий, самый узкий.

1

26

Высокий – низкий. Выше, ниже, самый высокий, самый низкий.

1

27

Подбор и группировка одинаковых по величине предметов.

1

28

Вынимание мелких предметов из ёмкости.

1

29

Наматывание материала (бельевая верёвка) пальцами.

1

30

Пересыпание материала из одной ёмкости в другую.(крупа, песок)

1

31

«Светофор»: вырабатывать быстрый и точный двигательной реакции на смену цветового сигнала.

1

32

Завязывание узелка на шнуровке.

1

33

Притягивание к себе предмета. (Ящик)

1

34

Закрепление пройденного.

1


Итого:

34ч.



7. Учебно-методические средства

Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Дефектология. 1976. № 6

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956

Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр.соч.: В 6 т. М.,1983. Т 2.

Выготский Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей // Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. - С. 8 - 17.

Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Хранитель, 2008. - 671, с.

Гловацкая Е. И. Формирование понятий у учащихся 2 класса на основе предметно - практической деятельности // Дефектология. - 1970. - №

8. Материально – технические средства для реализации программы

- учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- персональный компьютер, большой монитор;

- предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);  

- звучащие   предметы   для   встряхивания;

- предметы   для   сжимания (мячи   различной̆   фактуры, разного   диаметра);

- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);

- различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);

- наборы   предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); 

- пазлы, (из   2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до   10);

- мозаики;

- пиктограммы   с   изображениями   занятий моментов и др. событий;

- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);

- лото ассоциации;

- деревянные конструкторы;

- шнуровка: обувь, животные, природа;

- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;

- обводка по точкам;

- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;

- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);

- мягкая основа для мозаики:

- прищепки, основы для прищепок;

- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;

- нарисованная настенная наглядность 1.5*2.00 м. (деревья большие и маленькие, одно-много, домики, печки и т.д)

Освоение   учебного предмета «Предметно практические   действия» предполагает   использование разнообразного дидактического материала:

- предметов различной̆ формы, величины, цвета;

- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

- оборудования, позволяющего   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам;

- игра рыбалка;

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:

- специально подобранные предметы;

- презентации к урокам, развивающие видео занятия;

- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).

Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные –видео физические минутки.


  1. Приложения (КИМ).


Бланк наблюдения


показатель

3 балла

2 балла

  1. балл

Действия с предметами разного цвета:

-основные цвета: красный, зеленый, синий, черный, белый, желтый, коричневый.




Выполнение заданий с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).






Находит отличия в картинках





открывание и закрывание коробок, флаконов и завинчивающими крышками.






15 – 13 – высокий уровень освоения учебного курса

12-10 - средний уровень освоения учебного курса

9 и ниже – низкий уровень освоения учебного курса









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!