Предметно-пространственная развивающая среда кабинета дефектолога в соответствии с ФГОС ДО.
При создании развивающего пространства в своем кабинете, учитывала все принципы построения предметно-развивающей среды, а так же и то, что ведущий вид деятельности - игровой, поэтому все зоны и пособия оформлены ярко, красочно, доступны для детей.
Основные требования предметно - развивающей среде - это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования. При организации ППРС кабинета в соответствии с требованиями ФГОС ДО, руководствовалась принципами:
доступности: материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, методическая литература и документация – на верхних полках;
системности: весь материал систематизирован по разделам; каждому разделу отведена отдельная полка; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования;
здоровьесбережения: имеется основное и дополнительное освещение; проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей разной группы мебели; стены кабинета теплого, спокойного светлого цвета,
поскольку окно выходит на северную сторону;
учета возрастных особенностей: размеры мебели, наглядно - дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы;
вариативности: наглядно-методический материал и многие пособия
многовариантны.
В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста мною выделены следующие развивающие среды, созданные в кабинете: сенсорная среда; моторно-двигательная среда; учебно-познавательная среда.
Сенсорная среда – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных
сенсорных систем и полисенсорики. Данная среда максимально насыщена
материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Оборудование
(демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал): материал для
развития зрительной функции (цвет, форма, размер, толщина объектов,
целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов,
цифровой и буквенный гнозис): наборы цветных предметов; мозаики;
пирамидки; цветные пособия; наборы геометрических фигур; парные
картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур;
Кабинет оснащён специальным инструментарием для проведения
обследования ребёнка в соответствии с методическими требованиями.
Для проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в кабинете специально подобран материал (пособия, игровые средства, дидактический, раздаточный и наглядный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности.
Учебно-познавательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию
когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков.
Данная среда максимально насыщена материалами, стимулирующими
умственное и когнитивное развитие.
Игровая зона. Под игровую зону выделено пространство в кабинете –
отдельный игровой шкаф с игровым материалом и местом для игры.
В двигательной зоне рабочего кабинета обеспечиваю соблюдение режима
двигательной активности детей и предусматриваю небольшое свободное
пространство для проведения подвижных упражнений и игр.
А так же в кабинете есть зоны:
- диагностическая;
- коррекционно- развивающая;
- методическая.
Диагностическую зону оснастила специализированным инструментарием
в соответствии с методическими требованиями к проведению
дефектологического обследования детей.
Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный
материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный
материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной
деятельности детей.
Методическую зону оснастила специально подобранными изданиями
книг, пособий, журналов, учебными и развивающими программами,
нормативными документами и оформляю текущую документацию.
В данной зоне стоит рабочий стол, стеллажи или шкафы для хранения материалов.
Анализ предметно — развивающей среды показал, что созданная в кабинете среда, соответствует ранее названным требованиям. В целом соблюдаются принципы информативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, гибкости и трансформируемости в использовании пространства кабинета.