СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметное портфолио по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметное портфолио по окружающему миру

Просмотр содержимого документа
«Предметное портфолио по окружающему миру»

Предметное портфолио по окружающему миру

Для начала перечислим принципы, которые лежат в основе предлагаемой нами концепции предметного портфолио:

- предметное портфолио должно соотноситься с ФГОС, его некоторыми концепциями;

- механизмы формирования предметного портфолио должны корреспондироваться с ожиданиями педагогической общественности, с сегодняшним уровнем оснащенности техническими средствами образовательных учреждений, уровнем подготовленности персонала школ и школьников в области информационных и коммуникационных технологий;

Состав предметного портфолио, по нашему мнению, должен включать в себя три основных составляющих:

- раздел документов (портфель сертифицированных (документированных)) индивидуальных образовательных достижений, грамоты, сертификаты),

-раздел работ (собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ школьника, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов и другое)

- раздел отзывов (оценка учеником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и так далее).

Теперь более подробно о каждом из этих трёх составляющих предметного портфолио школьника. Основное требование для компонента, состоящего из документов - их достоверность. В бумажном варианте сертификаты, грамоты, дипломы и прочее оформляются в соответствии с существующей традицией: скрепляются подписями ответственных лиц и печатью организации, выдавшей документ. Что может быть электронным аналогом бумажного документа с печатью. В идеале таким аналогом является электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП). Однако это может быть заменено иными механизмами взаимодействия, которые достаточно успешно применяются при обмене информацией в интернете. Достоверность электронных документов достаточно полно реализуется путем размещения документа на официальных сайтах. Какие сайты могут выступать в качестве официальных? В первую очередь сайты, созданные и функционирующие в рамках официальных проектов федерального, регионального, муниципального уровня.

Раздел работ - та часть предметного портфолио, которая практически не имеет отличий от электронного варианта портфолио работ. Любой документ, размещенный в традиционном бумажном портфолио может быть без труда переведен в электронный формат. Если портфолио работ содержит текстовые документы - достаточно сделать сканированные изображения таких страниц, возможно, с распознаванием текста (или же взять первоисточники распечатанных документов - текстовые файлы). Если в портфолио работ представлены рисунки или фотографии - достаточно просканировать или сфотографировать их на цифровую камеру. Также можно перевести в электронный формат и размещать в электронном виде другие элементы школьного творчества (предметы ручного труда, проекты, творческие и учебные активности и прочее).

В своей работе при создании портфолио мы опирались на нововведение – проектная деятельность. Проектная деятельность была разработана и введена в школьное обучение примерно двадцать лет тому, но так, как это требовало широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а школы в своем большинстве не были готовы к этому проектную деятельность отменили. Но спустя несколько лет ее снова внедрили в школьное обучение. К этому времени школьные учебные базы набрались необходимым опытом и стали готовы к использованию таково вида деятельности.

При создании своего упрощенного портфолио мы опирались на :

Этапы создания проекта:

  1. Выбор темы и задачи проекта

  2. Выдвижение первоначальных идей

  3. Выбор лучшей идеи

  4. Планирование проектного задания

  5. Непосредственное изготовление проекта

  6. Оценка и защита проекта.

При этом важно обеспечить самостоятельность, школьников как на этапе выбора темы или идеи проекта, так и его выполнения и презен­тации.

Этап 1. Выбор темы и задачи проекта.

Важно, чтобы тема проекта не задавалась взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной темы из нескольких предложенных.

Проект обычно учитывает потребности людей и общества и предлагает пути удовлетворения этих потребностей. Следовательно, за­дачей учителя на этапе выбора детьми темы проекта будет организация выявления потребностей конкретных людей или отдельных групп. Для этого можно использовать интервьюирование: школьники составляют перечень вопросов, которые они будут задавать во время интервью (на­пример, «Какой подарок вы хотели бы получить ко Дню Победы?», «Как бы вы хотели украсить рабочее место?»), и определяют объект интер­вьюирования (например, пожилых людей: детей в возрасте до 5 лет; уча­щихся; учителей школы; родителей учащихся; профессионалов опреде­ленной группы).

В результате данного этапа школьники формулируют проектное задание.

Оно включает:

1. название проекта;

2. предполагаемого пользователя;

3. задача проекта (что надо сделать).

Например. «Проект Влияние света на проращивание семян». Цель – изучить влияние спектров света на интенсивность прорастания семян различных растений».

Также на этом этапе необходимо договориться о характере взаи­модействия участников. Проект можно выполнять индивидуально, в ма­лых группах, коллективно.

Этап 2. Выдвижение первоначальных идей - важнейшая состав­ляющая процесса проектирования. Важно не «навязывать» учащимся свою идею. Идея включает в себя понимание цели и пути ее достижения, нем больше выдвигается идей, тем больше возможностей найти самый верный путь удовлетворения потребностей одного человека или общества.

Этот этап удачно организуется на основе процедуры «Мозговой штурм». «Мозговой штурм» - свободное выражение мыслей участников, приводящее к появлению множества идей.

Правила «Мозгового штурма»:

  1. можно высказывать самые различные идеи, какими бы странны­ми или непривлекательными они не казались на первый взгляд;

2




. необходимо высказывать идеи быстро, не задумываясь и не оценивая их;

3. избегать длинных предложений, содержащих анализ;

4. запрещается обсуждение идей.

Учитель во время «мозгового штурма» ведет запись идей на доске, располагая записи произвольно по всему полю доски, чтобы не выделять отдельные идеи. Быстрое записывание идей помогает "освободить "дорогу" для другой идеи.

На этом этапе важно «сгенерировать» как можно больше идей. Оценка высказанных идей будет произведена позже, тогда из них можно будет выбрать наиболее интересную.

Этап 3. Выбор лучшей идеи.

В результате данного этапа учащиеся должны выбрать одну идею из всего множества предложенных ранее, которая и будет реализована в конечном продукте проекта. Задача учителя на этом этапе — помочь школьникам в процедуре отбора и оценки выдвинутых идей.

Оценить идею и качество предполагаемого результата можно на основе требований, которые предъявляются к этому результату — критериев. Следовательно, первой задачей учителя на этом этапе проектной дельности будет помочь учащимся в выборе системы критериев для оценки проекта. Лучше, если после небольшого разъяснения учителя, школьники общими усилиями самостоятельно создадут свою систему критериев.

Например, для оценки подарка-изделия, изготавливаемого в про­цессе практико-ориентированного проекта можно использовать следую­щую систему критериев: функциональность; эстетичность; простота изго­товления; доступность материалов; безопасность при использовании; способность остаться в памяти и др. Для оценки исследовательского про­екта можно использовать такую систему критериев: реализуемость проек­та; конкретность и ясность проекта; оригинальность проекта.

Договорившись о системе критериев, школьники приступают к от­бору лучшей идеи из всего массива наработанных идей.

Задача учителя - помочь школьникам выбрать процедуру оценки идей с помощью систе­мы критериев. Для этого существует несколько приемов.

А) Качественная оценка идей. Учащийся пишет «плюс» либо «ми­нус» рядом с каждой идеей. Лучшей считается та идея, которая набрала больше «плюсов».

Б) Синтезирование новой идеи посредством комбинации лучших характеристик нескольких предыдущих идей. Это проще сделать, если все идеи изображены на одном листе и их можно охватить одним взглядом.

В) Прием «матрица принятия решений». Оценка идей произ­водится в таблице . Учащийся присваивает определенное количество балов каждой идее по отношению к критериям и зано­сит их в таблицу - матрицу. Каждая идея оценивается по пятибалльной шкале. Подсчитывается количество баллов, набранных каждой идеей по всем критериям, выбирается идея, набравшая наибольшее число баллов.

Этап 4. Планирование проектного задания, или непосредственно «проектный этап».

Чаще всего итогом этого этапа является технологическая карта проекта — лист бумаги, расположенный на стенде, на котором зафикси­рованы следующие параметры изготовления конечного продукта:

  • необходимые ресурсы: временные, финансовые, трудовые, материальные, информационные;

  • способы выполнения отдельных операций; s план-график выполнения отдельных работ по изготовлению про­дукта.

Так, например, материальные ресурсы - это те материалы и обо­снование, которые потребуются для изготовления изделия. Информационные ресурсы - это та информация, которая потребуется для выполнения проекта. Лучше всего эти сведения записать в таблицу.

Материалы и оборудование

№ п/п

Наименование­


Коли­чество

Свойства

Где можно о дос­тать?

Отметка о

наличии








Задача учителя на этом этапе - помочь учащимся как можно детальнее разработать технологическую карту проекта, распределить обязанности, определить недостающие ресурсы.

Этап 5. Непосредственное изготовление проекта.

Школьники приступают к индивидуальному, коллективному или групповому выполнению задуманного проекта. На этом этапе важно координировать их деятельность, поддерживать мотивацию, развивать рабо­чие контакты участников. Скорее всего, потребуется организация одного или нескольких промежуточных отчетов участников, проведение индиви­дуальных или групповых консультаций для учащихся. На этом этапе важ­но обращать внимание школьников на технологическую карту проекта и не допускать отклонений от задуманного.

Этап 6. Оценка и защита проекта.

Это последний, экспертный, этап проектной деятельности. Про­ект оценивают не только по результатам практической работы. Не менее важно при этом развивать оценочную деятельность школьников: как они сами оценивают работу, что получилось, а что нет, чему научились в ходе проекта, что не удалось сделать, перспективы улучшения своего проекта.

Основные задачи учителя на этом этапе: формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов; подготовка проектов к публичной защите; проведение координационного совещания лиц, ответ­ственных за мероприятие; репетиция презентации; организация публич­ной защиты проектов.

Мы придаем особое значение данному этапу проектной деятель­ности школьников. Именно на этом этапе происходит осмысление сде­ланного детьми, формируется их отношение к самостоятельной деятель­ности. Позволим себе дать несколько практических советов учителю по его организации.

Во-первых, помогите учащимся произвести самооценку проекта.

Для этого предложите им ответить на следующие вопросы:

  1. Обращаясь к определенной потребности: почему вы начали разрабатывать этот проект? На удовлетворение какой потребности людей он направлен?

  2. Обращаясь к критериям: соответствует ли им выбранная вами идея?

  3. Обращаясь к оценке: каковы комментарии посторонних людей, тех, кто будет использовать ваш проект?

  4. Обращаясь к полученным результатам: как улучшить проект или каковы направления для дальнейшего исследования?

Во-вторых, помогите школьникам оценить процесс проектирова­ния. Для этого можно задать им следующие вопросы (вопросы могут быть упрощены в зависимости от ситуации):

  1. Правильно ли вы сформулировали задачу проекта?

Соответствовала ли ваша деятельность поставленным зада­чам?

  1. Разнообразны ли были идеи?

  2. Обосновали ли вы свое решение при выборе одной из них?

  3. Была ли достаточно полной проработка выбранной идеи?

  4. Соответствовал ли результат проработки идеи тому замыслу, который вы собирались выполнять?

  5. Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

  6. Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

В-третьих, помогите учащимся подготовить проект к презентации, рецензия, или защита, проекта - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как заведено, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов учащихся. Выставка сопровождается выступлениями школьников с рассказом о своем изделии. План выступления школьника, например, может быть таким.

  1. Почему ты начал разрабатывать этот проект? Для кого предназначен твой проект?

  2. Было ли проведено предварительно маркетинговое исследо­вание? Интервьюирование потенциальных пользователей? Если да, то что было выявлено?

  3. Какова основная идея твоего проекта? Какие идеи еще были у тебя? Почему ты их отверг?

  4. Какими критериями ты руководствовался? Соответствует ли выбранная идея?

  5. Какие использовались материалы? Достаточными ли зна­ниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?

6) Каковы были этапы выполнения проекта? В чем они заключались?

7) Какие комментарии ты получил относительно изготовленного изделия от пользователей или посторонних людей?

8) Как улучшить проект и (или) каковы направления для дальнейшего исследования?

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками. При этом поощрен должен быть каждый, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присужде­нием мест. Лучше выделить несколько номинаций, и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации. Например, могут быть следующие номинации: Познавательный, Нужный, Памятный, Красочный, Веселый, Оригинальный, Дружный, Индивидуальный проекты.

Помимо личных призов можно предложить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, по­ход в театр (на выставку, в музей), пикник, экскурсия по изучению местно­го хозяйства и достопримечательностей родного края и т.п.

В разделе отзывов, помимо оценок учеником своих достижений, анализа им различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, то есть рефлексия, резюме, планирования будущих образовательных этапов, а также отзывов, представленных учителями, родителями, возможно, одноклассниками, необходимо ввести в раздел отзывов известные механизмы, например, книга отзывов, форум, где участники сообщества, на котором будут размещены электронные портфолио школьников, могли бы оставлять свои мнения, либо советы авторам портфолио. Чтобы избежать очевидных нарушений или возможного баловства школьников при заполнении книг отзывов, нужно усиливать контроль за содержанием отзывов. Тем не менее, эта часть портфолио в интернете остается самой незащищенной: достаточно трудно защититься от злоупотреблений в системах, допускающих произвольные записи интернет-пользователей, без жесткой идентификации авторов записей. Решить эту проблему позволит устранение возможности анонимных записей, а также предварительная регистрация на ресурсе.

Где возможно хранение подобных предметных портфолио? Традиционное бумажное портфолио ученика формируется в школе. Если электронное портфолио будет формироваться на сайтах школ, то, во-первых, возможность контролировать данный ресурс и обеспечивать модерацию будет только у администрации сайта (школы) в частности, во-вторых, это будет являться локальным электронным Интернет-ресурсом, и доступ к этому школьники, педагоги и другие работники образования из других учебных заведений иметь практически не будут.

Как альтернативу этому можно рассматривать размещение электронных портфолио школьников на едином федеральном портале. Либо следует разработать собственный уникальный образовательный ресурс - целостную систему размещения, контроля и управления электронными портфолио школьников, в частности учеников начальной ступени образования. И ресурс такой, чтобы каждый ученик мог вести собственное портфолио с использованием единой системы, где были бы включены следующие компоненты:

- резюме (приветствие, фотография ученика, год рождения, место учёбы, обозначение персональных интересов и позиции (притязания на будущую учебную деятельность, рассуждения о будущей профессиональной деятельности);

- «Архив моих достижений» (грамоты, дипломы, различные сертификаты школьника );

- «Мои работы»: задания по учебным дисциплинам (сочинения, эссе и т.д.), участие в конференциях, проектах, конкурсах, мероприятиях, также творческие работы;

- Рефлексия;

- Отзывы: тексты отзывов учителей, одноклассников и др. и форум.

Некогда бумажное, а в основном электронное портфолио, или банк личных достижений предлагала школьникам и студентам Межрегиональная ассоциация дополнительного образования (МАДО), на сайте которой была реализована автоматизированная система оценки индивидуальных успехов. В базе данных собирались сведения об интеллектуальном капитале школьника - о победах в олимпиадах, участии в семинарах, исследованиях, школьных конференциях, в различных проектах, концертах, школьных мероприятиях, спортивных соревнованиях. Как только школьник регистрировался в Банке личных достижений учащихся, он получал индивидуальную идентификационную электронную карту. Обладатель этой карты мог через сайт МАДО http://mado.spb.ru проверить свой рейтинг достижений и сравнить его с рейтингом других учащихся школы, города, региона, страны.

Занесенные в базу данных достижения школьника переводились в баллы в соответствии с разработанной шкалой. Шкала учитывает статус мероприятия (районные олимпиады, международные соревнования) и уровень достижения (участник, призер или победитель). Далее автоматически вычислялся рейтинг школьника. Рейтинги разделяются по типу на интеллектуальные, творческие, спортивные, общественные и профильные; по направлениям: техническому, медицинскому, гуманитарному, спортивному, творческому; а также по территории. Информация о достижениях заносилась школьниками самостоятельно по выданным при регистрации реквизитам. Ныне этот ресурс не получается найти.

Мы предлагаем такую концепцию предметного портфолио, в которой не было бы излишней сложности в структуре, чтобы школьникам было предельно понятно, что, как и зачем, которая состояла бы из необходимых элементов и материалов, совокупность чего давала бы возможность детям рефлексировать, осмысливать свою учебную, социальную, творческую деятельности, и способствовала бы развитию универсальных учебных действий у младших школьников, и средством оценки их сформированности в этом случае являлось бы предметное портфолио. Более подробно структура разрабатываемого портфолио показана в приложении.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!