МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Егорлыкского района
МБОУ ИООШ№21
РАССМОТРЕНО Протоколом заседания ШМО гуманитарного цикла МБОУ ИООШ №21 ________________________ Дорофеева Т.А. Протокол №1 от «29» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ ИООШ №21 ________________________ Вербицкая Л.Н. Протокол №1 от «30» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ИООШ №21 ________________________ Гамов А.А. Приказ №81 от «31» 08 2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Предметные действия»
6 класс
вариант 2
(для обучающихся с задержкой психического развития
на 2023-2024 учебный год)
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО по учебному предмету «Предметные действия» 6 класс для обучающихся с ТМНР составлена на основе АООП НОО для обучающихся с ТМНР (вариант 2) осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ТМНР на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ТМНР (вариант 2).
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с ТМНР (вариант 2.) составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный Минобрнауки Российской Федерации от
19.12 2014г. № 1599;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с НОДА с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с НОДА с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.
Цель: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
формировать общетрудовые умения, воспитывать культуру труда;
развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
развивать пространственное ориентирование.
Наряду с вышеуказанными задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Программа составлена с учетом психо-физиологических особенностей и потребностей обучающихся с НОДА с ТМНР. Учебный предмет «Предметные действия» относится к образовательной области «Технология». Программа по предмету предметные действия реализуется в рамках индивидуального обучения и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Текущий контроль осуществляется по безотметочной системе. Перевод обучающихся в следующий класс осуществляется по возрасту.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Возможные личностные результаты:
осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;
понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия.
Планируемые результаты на конец 6 класса:
Предметные БУД
представление о многообразии окружающих предметов и материалов;
знание об основных свойствах предметов и материалов;
осуществление разнообразной деятельности с изучаемыми предметами и материалами.
Требования к уровню подготовки:
Обучающаяся получит возможность научиться:
Сминать материал. Разрывать материал.
Размазывать материал. Разминать материал.
Пересыпать материал. Переливать материал.
Толкать предмет. Вращать предмет.
Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем).
Сжимать предмет (двумя руками, одной рукой, пальчиками).
Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы.
Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.
Содержание курса
Действия с материалами
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная) двумя руками (одной рукой). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. Захватывание, удержание, отпускание предмета (мелкие игрушки). Работа с сыпучими материалами. Разбор круп по заданию педагога. Пересыпание круп. Изготовление сенсорных мешочков из крупы и воздушных шариков. Рисование пальчиками. Рисование ладошками. Игры с водой. Изготовление поделки из пластилина и круп «Ежик». Знакомство с песком. Игры с песком. Пересыпание песка и чая. Изготовление панно из чайной заварки.
Действия с предметами
Выполнение действий с предметами: доставание предметов из коробки, складывание в коробку. Сборно-разборные игрушки: конструктор, вкладыши. Выполнение серии действий с предметами разными по величине, по цвету, по форме. Складывание фигур из счетных палочек. Складывание разрезных картинок. Формирование умений работы с конструктором. Формирование умений работы с мозаикой. Раскладывание геометрических фигур в нужном порядке. Игры с прищепками. Работа с нитками и тканью. Упражнения по шнуровке. Завязывание и развязывание узелков на шнурках. Раскладывание пуговиц разной величины. Формирование умения соотносить действия со словами, находить нужные детали. Завязывание и развязывание узелков на ленточках. Задание с лентами. Складывание фигур из кубиков. Работа с макаронными изделиями. Работа с конструктором. Работа с мозаикой.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Действия с материалами | 10 |
2 | Действия с предметами | 24 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№№ п/п | Тема урока | | |
Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Действия с материалами(10ч.) Сминание материала двумя руками, одной рукой, пальчиками | 1 | 06.09 |
2 | Разрывание материала (бумага, вата, природный материал) двумя руками | 1 | 13.09 |
3 | Захватывание, удержание, отпускание предмета (мелкие игрушки) | 1 | 20.09 |
4 | Резание ножницами бумажных полосок | 1 | 27.09 |
5 | Разбор (сортировка) круп по заданию педагога | 1 | 04.10 |
6 | Пересыпание круп из одной ёмкости в другую | 1 | 11.10 |
7 | Изготовление сенсорных мешочков из крупы и воздушных шариков | 1 | 18.10 |
8 | Рисование пальчиками на манке | 1 | 25.10 |
9 | Рисование палочкой на манке | 1 | 08.11 |
10 | Переливание воды из одной ёмкости в другую | 1 | 15.11 |
11 | Действия с предметами (24ч.) Выполнение действий с предметами: доставание предметов из коробки, складывание в коробку | 1 | 22.11 |
12 | Складывание (матрёшки) | сборно-разборных | игрушек | 1 | 29.11 |
13 | Собирание (трансформеры) | сборно-разборных | игрушек | 1 | 06.12 |
14 | Складывание фигур из счетных палочек | 1 | 13.12 |
15 | Складывание разрезных картинок | 1 | 20.12 |
16 | Формирование умений работы с конструктором | 1 | 27.12 |
17 | Формирование умений работы с мозаикой | 1 | 10.01 |
18 | Раскладывание геометрических фигур в нужном порядке | 1 | 17.01 |
19 | Изготовление поделки из пластилина и круп «Ежик» | 1 | 24.01 |
20 | Развитие зрительно-моторной координации. Игры с песком | 1 | 31.01 |
21 | Пересыпание песка и чая | 1 | 07.02 |
22 | Изготовление панно из чайной заварки | 1 | 14.02 |
23 | Изготовление цветов из прищепок | 1 | 21.02 |
24 | Конструирование из строительного материала «Крепость» | 1 | 28.02 |
25 | Продевание шнурка в отверстия | 1 | 06.03 |
26 | Завязывание и развязывание узелков на шнурках | 1 | 13.03 |
27 | Раскладывание пуговиц разной величины | 1 | 20.03 |
28 | Сматывание клубка | 1 | 03.04 |
29 | Изготовление аппликации из ниток «Цыплята» | 1 | 10.04 |
30 | Продевание ленты в отверстия | 1 | 17.04 |
31 | Завязывание и развязывание узелков на ленточках | 1 | 24.04 |
32 | Нанизывание макарон на шнурок | 1 | 08.05 |
33 | Конструирование из ЛЕГО «Домик» | 1 | 15.05 |
34 | Конструирование из ЛЕГО «Домик» | 1 | 22.05 |