СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметные олимпиады как средство выявления и развития способностей личности школьника (организационные проблемы и пути их решения)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена вопросу выявления и развития способностей учащихся посредством школьных предметных олимпиад. Не претендуя на авторство, хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с материалами статей наших учёных, психологов, методистов, и педагогов (Теплова Б.М.,  Шарапкова А.Н., Корсуновой О.Ю., Комаровой Т.В.), которые занимаются изучением вопроса о развитии личности школьника. В их трудах освещены основные проблемы организации и проведения ученических предметных олимпиад в России, а также рассмотрены наиболее эффективные пути их решения.

Просмотр содержимого документа
«Кузнецова_ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВСОШ»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ

ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА


Работа посвящена вопросу выявления и развития способностей учащихся посредством школьных предметных олимпиад. Не претендуя на авторство, хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с материалами статей наших учёных, психологов, методистов, и педагогов (Бориса Михайловича Теплова, Алексея Николаевича Шарапкова, Ольги Юрьевны Корсуновой, Тамары Владимировны Комаровой), которые занимаются изучением вопроса о развитии личности школьника. В их трудах освещены основные проблемы организации и проведения ученических предметных олимпиад в России, а также рассмотрены наиболее эффективные пути их решения.

В современных условиях модернизации российского образования, предлагающего многообразие форм, методов, видов обучения и дисциплин, наряду с вопросом выявления способностей школьников к освоению учебного материала ставится не менее важный вопрос о развитии качеств личности каждого учащегося. Для того чтобы объединить эти два основополагающих момента в образовании, группой современных исследователей в данной области была выявлена необходимость проведения школьных предметных олимпиад на новом, более усовершенствованном уровне, отвечающем требованиям современного образования. На протяжении многих лет доминирующей задачей школьной олимпиады по различным предметам было определение уровня знаний учащихся. Однако на данном этапе эта задача не отвечает запросам личностно ориентированной концепции в педагогике. Именно поэтому учеными была поставлена еще одна задача, содержащая идею развития способностей личности каждого школьника (включая и тех детей, которые по результатам олимпиады не занимают первые места). Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников целями и задачами олимпиады являются «пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности, активизация работы спецкурсов, кружков, научных современных обществ учащихся, развитие других форм работы со школьниками, создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых школьников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации».

Как видно из вышесказанного, олимпиада изначально была нацелена на одаренных и талантливых школьников, на стимулирование их интеллектуальной деятельности и профессиональной ориентации, в то время как учащиеся, не прошедшие первый отборочный школьный тур, оставались без должного внимания со стороны не только организаторов олимпиады, но и школьных учителей, т. к. они не смогли показать высоких результатов по итогам проведенного интеллектуального испытания.

Подобного рода ситуация (невнимательное отношение к ученикам среднего звена) чаще всего имела отрицательный результат: у основной массы школьников вырабатывалось безразличное, а порой и негативное отношение к участию в олимпиадах, что не могло благоприятно сказываться на развитии олимпиадного движения в целом.

По мнению современных ученых, перед олимпиадным движением в системе образования на данный момент стоит ряд сложных и еще не решенных задач, которые мешают реализации идеи о всестороннем развитии каждого школьника. Основными проблемами проведения и организации школьных предметных олимпиад являются:

  1. Однообразие и монотонность в проведении туров и соревнований.

Подобного рода проблема решается на более высоких уровнях, когда учащиеся доходят до финала. При проведении финального тура некоторые организаторы зачастую устраивают тематические игры, театрализованные представления по истории, обществознанию, культурологии, проводят выездные семинары и экскурсии. На начальных же этапах все эти виды деятельности считаются нецелесообразными, поэтому больший процент учащихся считают участие в олимпиаде однообразным и монотонным занятием.

  1. Отсутствие содержательной обратной связи с детьми-участниками и педагогами.

Отсутствие обратной связи организаторов олимпиады, а именно методистов, составляющих вопросы к турам, с педагогами и детьми снижает продуктивность проведения олимпиады ввиду отсутствия информации от учителей о сложности предлагаемых заданий для учащихся. Без связи с учениками-участниками и их преподавателями методисты в большинстве случаев ориентируются на учебные программы различных дисциплин, составляя задания, которые могут быть сложными или неинтересными для выполнения.

  1. Акцент на соревновании, а не на взаимодействии между участниками. Ком-

муникативная изоляция участников.

Участников олимпиады в заключительных турах можно назвать диффузной группой, где каждый участник коммуникативно изолирован от остальных. Такая группа, по словам А. Н. Лутошкина, представляет собой песчаную россыпь… каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что “сцепляло” бы, соединяло людей. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, “рассыпчатости” группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

  1. Усложнение заданий не только от тура к туру, но и от года к году.

В проведении олимпиад все чаще наблюдается тенденция усложнения заданий, которая заключается не только в более требовательном отборе учащихся, переходящих от тура к туру, но и в повышении уровня сложности заданий в парадигме времени. Эта проблема опасна тем, что участники, показывающие средние результаты, по истечении времени и переходе в следующие классы могут не справиться с предложенными заданиями. Помимо этого, сами задания на олимпиаде должны быть построены по принципу простого к сложному, с соблюдением стратегии усложнения от программных задач по предмету к задачам повышенной трудности. При несоблюдении данного принципа участники испытывают стрессовое состояние: если одно из первых сложных заданий является для учащегося непреодолимым, то он попадет в ситуацию неуспеха и не может приступить к выполнению следующих задач.

  1. Восприятие олимпиады большинством учащихся как «навязанного извне» мероприятия.

Во многих школах на участие в олимпиадах учителями и директорами выдвигаются учащиеся, имеющие высокие показатели при изучении различных дисциплин. Таким образом, зачастую в обязательном порядке именно отличники и хорошисты становятся участниками олимпиад как по гуманитарным, так и по точных наукам. Желание участвовать в олимпиаде исходит не от школьников, а от администрации. Это делается для повышения уровня учебного заведения, но является большим минусом для самих учащихся, т. к. подобные действия воспринимаются школьниками негативно и снижают интерес участников к олимпиадам, а также препятствуют раскрытию способностей в определенной области ввиду усталости от количества необходимых и навязанных администрацией

соревнований.

  1. Понижение интереса большинства школьников к участию в предметных олимпиадах.

Следствием всего вышеперечисленного является снижение интереса большинства школьников к участию в различного рода олимпиадах.

Дети, не подходящие под определение одаренный и талантливый, зачастую бывают лишены возможности развития своих личных способностей в ходе многих лет проведения предметных олимпиад. Б. М. Теплов, ученый, занимающийся данной проблематикой, справедливо замечает: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Следовательно, для развития способностей школьника важными являются не столько результаты, показываемые при выполнении заданий, сколько сам процесс организации и проведения олимпиады наряду с выполнением правильно составленных заданий.

В данное время, как уже было сказано выше, наблюдается тенденция гуманизации как образования в целом, так и самого проведения школьных предметных олимпиад, где ведущую роль педагоги отводят не только выявлению, но и развитию способностей. В педагогической литературе выделяют следующие

виды способностей:

1) интеллектуальные способности;

2) академические способности;

3) креативные способности;

4) организаторские или лидерские способности.

Все перечисленные виды способностей при правильной организации и проведении школьных олимпиад могут быть не только выявлены, но и развиты, но для этого необходимо решить один из важнейших вопросов: каким образом привлечь школьников к участию в олимпиаде добровольно? Ответ оказывается довольно простым: хорошо продуманная организация способствует появлению у учащихся мотивации к участию в подобного рода соревнованиях.

Мотивы, возникающие у школьников, А. И. Савенков предлагает класси-

фицировать следующим образом:

1. «Мотивация содержанием»

В процессе подготовки и участия ученики узнают новые факты, овладевают знаниями и способами их применения, постигают суть вещей. Именно поэтому задания олимпиады необходимо выстраивать по дидактическому принципу от простого к сложному, чтобы не препятствовать развитию интеллектуальных, академических и креативных способностей ребенка.

2. «Мотивация процессом»

В ходе проведения олимпиад учащимся необходимо сознавать себя частью единого сообщества единомышленников. В ходе подобного общения сам процесс участия становится не только увлекательным, но и необходимым для выявления и развития организаторских способностей. Педагогам, проводящим олимпиаду, необходимо осознавать всю значимость сплочения коллектива, организации тренингов и семинаров, командных работ, т. к. именно все это способствует развитию у участников мотивации происходящим процессом.

3. «Широкие социальные мотивы» (общественно ценные мотивы долга, ответственности, чести, а также узколичные мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования).

На ученике, представляющем на олимпиаде свою школу, муниципалитет или регион, лежит огромная ответственность. Для пробуждения мотива долга и чести необходимым условием является самостоятельное волеизъявление школьника на участие в соревнованиях. Если это участие будет обязательно-принудительным и навязанным администрацией учебного заведения, мотив долга будет заменен

на мотив «избегания неприятностей», что, несомненно, подавит творческое начало учащегося и не позволит его способностям раскрыться в полной мере, не даст школьнику самоутвердиться как личности.

На современном этапе в педагогической науке методологически недостаточно разработан и освещен вопрос проведения и организации школьных предметных олимпиад, особенно по тем предметам, которые не являются обязательными для изучения в школьной программе (экология, экономика и др.).

В настоящее время методистами олимпиады поставлена цель не только выявлять одаренных учащихся, но и посредством определенных методов организации способствовать развитию их способностей.

Для решения проблем проведения олимпиады организаторам предлагается учесть нюансы проведения школьных предметных всероссийских олимпиад.

1) Включение в программу олимпиады консультаций, экспертных обсуждений, групповых заданий, нацеленных на пробуждение мотивации к участию в олимпиаде. На заключительном, финальном этапе участникам предлагаются учебные семинары, экскурсии и поездки, в ходе которых преодолевается их отчужденность, налаживается коммуникативность и избегается состояние «диффузной группы», что позволяет выявлять и в процессе совместной деятельности развивать их организаторские и лидерские способности. Также в ходе подготовки к участию в олимпиаде и непосредственно в условиях проведения семинаров и выездных заседаний выявляются академические способности участников.

2) Организация и поддержка обратной связи с учащимися и их преподавателями с целью получения объективного представления о прохождении олимпиады на местах.

Предлагается специально для организации и поддержки обратной связи в сети Интернет создать отдельный сайт, посетителями и активными участниками которого могут стать не только преподаватели образовательных учреждений, но и учащиеся. Содержание сайта: нормативная база документов, история олимпиады с момента возникновения, новости олимпиады, методические разработки по предметам, а также форум, где все зарегистрированные пользователи могут оставить свои комментарии к темам и обсудить волнующие их вопросы.

3) Включение в программу проведения олимпиады форм групповых заданий и

проектной деятельности.

При проведении финальных туров проектная деятельность школьников со всей России является неотъемлемой частью олимпиады. Работая в группах, учащиеся выполняют такие проектные задания, как, например, исследование храмов Москвы с последующим оформлением и изданием собственного журнала творческой группы. Подобного рода деятельность раскрывает креативные способности каждого участника.

4) Организация олимпиады на научной методологической основе с целью улучшения качества олимпиады.

В данный момент разработаны методологические рекомендации по организации олимпиады (в папке собраны необходимые нормативные документы федерального и регионального уровней по организации всероссийской олимпиады школьников). Ведущими специалистами по данной проблематике читаются доклады и публикуются статьи, с основными положениями которых я вас и познакомила.


Просмотр содержимого презентации
«Кузнецова_ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВСОШ»

ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (Организационные проблемы и пути их решения) Кузнецова Т.В.,  учитель русского языка и литературы МБОУ «Разъезженская СОШ»

ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ

КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

(Организационные проблемы и пути их решения)

Кузнецова Т.В.,

учитель русского языка

и литературы МБОУ «Разъезженская СОШ»

Цели олимпиады « выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской деятельности , пропаганды научных знаний , отбора лиц, проявивших выдающиеся способности в составы сборных команд РФ для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам»

Цели олимпиады

« выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской деятельности , пропаганды научных знаний , отбора лиц, проявивших выдающиеся способности в составы сборных команд РФ для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам»

Проблемы проведения и организации школьных предметных олимпиад 1. Однообразие и монотонность в проведении туров и соревнований. 2. Отсутствие содержательной обратной связи с детьми-участниками и педагогами. 3. Акцент на соревновании, а не на взаимодействии между участниками. Коммуникативная изоляция участников.

Проблемы проведения и организации школьных предметных олимпиад

1. Однообразие и монотонность в проведении туров и соревнований.

2. Отсутствие содержательной обратной связи с детьми-участниками и педагогами.

3. Акцент на соревновании, а не на взаимодействии между участниками. Коммуникативная изоляция участников.

Проблемы проведения и организации школьных предметных олимпиад 4. Усложнение заданий не только от тура к туру, но и от года к году. 5. Восприятие олимпиады большинством учащихся как «навязанного извне» мероприятия. 6.  Понижение интереса большинства школьников к участию в предметных олимпиадах.

Проблемы проведения и организации школьных предметных олимпиад

4. Усложнение заданий не только от тура к туру, но и от года к году.

5. Восприятие олимпиады большинством учащихся как «навязанного извне» мероприятия.

6. Понижение интереса большинства школьников к участию в предметных олимпиадах.

Виды способностей

Виды способностей

  • интеллектуальные способности;
  • академические способности;
  • креативные способности;
  • организаторские или лидерские способности
Каким образом привлечь школьников к участию в олимпиаде добровольно?

Каким образом привлечь школьников к участию в олимпиаде добровольно?

  • хорошо продуманная организация способствует появлению у учащихся мотивации к участию в подобного рода соревнованиях
Классификация мотивов

Классификация мотивов

  • «Мотивация содержанием»
  • «Мотивация процессом»
  • «Социальные мотивы»
Варианты решения проблем

Варианты решения проблем

  • Включение в программу олимпиады консультаций, экспертных обсуждений, групповых заданий, нацеленных на пробуждение мотивации к участию в олимпиаде.
  • Организация и поддержка обратной связи с учащимися и их преподавателями с целью получения объективного представления о прохождении олимпиады на местах.
  • Включение в программу проведения олимпиады форм групповых заданий и проектной деятельности.
  • Организация олимпиады на научной методологической основе с целью улучшения качества олимпиады.
Литература 1. Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. М., 2013. 2. Теплов Б.М. Многопредметная образовательная олимпиада как диалектическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников. М., 2014; 3.  Шарапков А. Н. Педагогические условия гуманизации режима интеллектуального испытания школьников на предметных олимпиадах. Рязань, 2013; 4. Т.В. Комарова. Организация и проведение школьных олимпиад. Вестник ПСТГУ V: Педагогика. Психология, 2011.

Литература

1. Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. М., 2013.

2. Теплов Б.М. Многопредметная образовательная олимпиада как диалектическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников. М., 2014;

3. Шарапков А. Н. Педагогические условия гуманизации режима интеллектуального испытания школьников на предметных олимпиадах. Рязань, 2013;

4. Т.В. Комарова. Организация и проведение школьных олимпиад. Вестник ПСТГУ V: Педагогика. Психология, 2011.