СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предпринимательская деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: на основании формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний учащихся дать представление о предпринимательстве  как форме экономической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Предпринимательская деятельность.»

Разработка урока обществознания

"Предпринимательская деятельность"

8 класс


Цель урока: на основании формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний учащихся дать представление о предпринимательстве как форме экономической деятельности.

Задачи урока:

Образовательные: дать представление о предпринимательской деятельности, её формах и роли в экономике страны; научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной ситуации; закрепить умения вычленять проблемы; учить отстаивать свою точку зрения.

Развивающие: обогащать и развивать словарный запас; развивать умения и навыки формально-логического мышления и критического мышления; развивать умения и навыки анализа и систематизации обществоведческого материала; формирование умений и навыков написания плана текста, определения обществоведческих понятий.

Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, вовлечь учащихся в активную деятельность.


Ожидаемые учебные результаты

Учащиеся научатся:


  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся вопросов предпринимательства и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • составлять план текста, выделяя основные составные фрагменты; формулировать определение обществоведческих понятий; объяснять смысл высказываний о различных сферах жизни общества;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов предпринимательской деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения предпринимателя;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.





Актуализация знаний


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Послушав разговор одноклассниц (сценка) опробуйте определить тему урока Слайд 1

и назвать проблему урока.

Слайд 2




Два ученика разыгрывают сценку (опережающее домашнее задание) Приложение 1.

Называют: Предпринимательская деятельность

Записывают в тетрадь название темы.


Называют:

Каких предприятий в стране должно быть больше - государственных или частных?

Какую роль играет предпринимательство в жизни человека, семьи, страны?

Давайте подберём наиболее подходящий к теме урока эпиграф. Слайд 3

Больше всех рискует тот, кто не рискует.

И. Бунин

Есть один способ ничего не делать и много способов сделать что-нибудь. Пословица

Объясняют смысл высказываний. Выбирают эпиграф.





Кто не рискует, тот может ничего не добиться в своей жизни



Есть множество способов для реализации своих планов, главное, чтобы существовало осознанное желание, заинтересованность в этом деле и готовность действовать.

Изучение нового материала


Работа с понятием "предпринимательство"


Слайд 4 - определение понятия


Называют родовое понятие (определяющее слово) - деятельность

Перечисляют в тетради видовые признаки: самостоятельная, инициативная, систематическое получение прибыли, основанная на ответственности и риске.

Формулируют определение. Записывают в тетрадь.

Более подробно познакомиться с темой поможет информация, содержащаяся в тексте (Приложение 2)

Слайды 5,6 - памятка по составлению плана текста, по правилам выполнения заданий по тексту.

Работа с текстом

На бланке ОГЭ составляют план. Проверка выполнения задания в ходе беседы.

Отвечают на вопрос письменно.



Учебник Обществознание 8 класс. под ред. Л.Н. Боголюбова, стр. 187 Рубрика "Ситуация"

В чем отличие двух видов предпринимательской деятельности, описываемых в ситуации?

Слайд 7 - определение понятия "фирма"

Читают текст, отвечают на вопрос.

Индивидуальная трудовая деятельность и предприятие - фирма.


Таким образом, предпринимательством можно заниматься в одиночку и с другими людьми. Рыночное предприятие строится на трёх китах: Слайд 8

Задание: подобрать информацию из текста учебника стр. 189-190 для заполнения таблицы"Формы предпринимательской деятельности", записать по одному положению в каждую строчку (обсуждение в парах, запись в тетрадях)


Достаточно ли информации в учебнике?

Пользуясь дополнительными источниками информации заполните таблицу дома. (интернет-ресурсы стр. 255)


Работают с текстом учебника и таблицей


Форма

Достоинства

Недостатки

Индивидуальное (частное) предприниматель-

ство

Самостоятельность Нет жесткого контроля

Вся прибыль предпринимателю

Простота открытия

Маленький начальный капитал Нестабильно

Полная ответственность

Товарищество

Разделение обязанностей

Легко организовать Нет жесткого контроля

Больше возможностей, чем у ИП

Конфликты

Полная ответственность Недостаточно средств для крупных проектов

Акционерное общество

Стабильность

Можно нанять квалифицированных специалистов

Риск только вкладом

Трудно открыть

Контроль со стороны государство

Двойное налогообложение


Какие из форм предпринимательства можно отнести к малому бизнесу? Поясните свой ответ.

Слайд 9

Можно ли утверждать, что малое предпринимательство занимает значительное место в российской экономике?

Аргументируйте ответ, опираясь на свой социальный опыт

ИП и товарищество.


Объясняют: малое количество работников, незначительный объём выпускаемой продукции.



Да.






Называют примеры малого предпринимательства: магазины, торговые палатки, парикмахерские, такси и др.


Социальная ответственность бизнеса


Слайд 10

Выполняют задание 4 ( анализ данных социального опроса по проблеме) стр. 78 в рабочей тетради на печатной основе (О.А. Котова, Т.Е. Лискова)

Определение понятия, запись его в тетрадь.

Осмысление изученного материала

Слайд 11

Вы готовы ответить на вопрос урока:"Какую роль играет предпринимательство в жизни человека и в экономике государства?"



Отвечают:

Насыщенность рынка товарами и услугами

Регулирует уровень цен

Создает рабочие места

Рост доходов населения

Поступление налогов в госбюджет.

Рефлексия

Рефлексия "Картинная галерея"

Смотрят видео, рисуют

Домашнее задание

Домашнее задание

Записывают домашнее задание: п. 22, заполнить таблицу "Формы предпринимательства "



Приложение 1.

- Послушай, Ромка,- обратился к приятелю Саша, - у тебя ведь отец предприниматель?

- Да, а ты почему спрашиваешь?

- Я вот о чём думаю, чем мне после школы заниматься, - пояснил Саша. - Ясное дело, что предпринимателем быть выгоднее: сам себе хозяин, всё, что заработал - твоё. Хочешь денег побольше, начинаешь мозговать. Туда вложил, здесь купил-перепродал, и в итоге заработал денег. И всё - себе!

- Ха! - усмехнулся Ромка. - Если бы всё было так просто...

- Ну, скажи, а твой отец долго фирму свою "раскручивал", прежде чем встал на ноги?

- Думаю, года два прошло, прежде чем его дело стало нашей семье доходы приносить, -начал вспоминать Ромка. - Да и сейчас он не всегда работает с прибылью. Бывает, что денег едва-едва хватает, чтобы счета "погасить" и зарплату рабочим выплатить.

- Да ладно тебе! - не поверил Саша.


(ФГОС, Образовательная система "Школа 2100" Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова и др. Обществознание. Учебник 9 класс. Как жить по законам общества?. БАЛЛАС, 2012. стр. 114)


Приложение 2.

Предпринимательская деятельность


Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Цели предпринимательской деятельности могут меняться в зависимости от рода занятий, все они связаны с получением прибыли. Но у предпринимательской деятельности есть и иные цели – снабжение рынка товарами и услугами, предоставление их потребителям, снижение социальной напряженности, в виде создания ценностей и выплаты налогов, которые обеспечивают социальные блага – образование, медицину и пр.

Право на осуществление предпринимательской деятельности имеет право любой гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, и имеющий определенные свободы. Любое ограничение свободы гражданина по Закону является препятствием для открытия своего дела, для занятия предпринимательской деятельностью. Тюремное заключение, домашний административный арест — это повод для запрета на начало бизнеса. Исключение из правил составляют лица, моложе 18 лет, но старше 16 лет, которые вступили в брак. А так же не вступившие в брак, но признанные комиссией органов опеки дееспособными. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Многие учёные-экономисты называют в качестве отличительных признаков предпринимательства следующие: хозяйственное новаторство, экономическую свободу участников, инициативу и поиск. Постоянные изменения ситуации на рынках, колебания цен, конкуренция неизбежно порождают риск и угрозу потерь.

Направленность хозяйственной деятельности на получение прибыли делает её очень привлекательной для самых широких слоёв населения. Это позволяет выделить несколько значимых для общества функций предпринимательства. Во- первых, оно способствует развитию национальной экономики, привлекая крупные денежные средства в разные отрасли хозяйства. Кроме того, появление широкой сети малых и средних предприятий способствует созданию рабочих мест. И, наконец, предприниматели являются основными налогоплательщиками. В связи с этим благосостояние государства может зависеть от успешного развития коммерческих организаций.


Задания.


1. Составьте план текста. Для этого выделите основные составные фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие функции предпринимательской деятельности названы в тексте? Выпишите любые две из них.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!