Разработка урока обществознания
"Предпринимательская деятельность"
8 класс
Цель урока: на основании формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний учащихся дать представление о предпринимательстве как форме экономической деятельности.
Задачи урока:
Образовательные: дать представление о предпринимательской деятельности, её формах и роли в экономике страны; научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной ситуации; закрепить умения вычленять проблемы; учить отстаивать свою точку зрения.
Развивающие: обогащать и развивать словарный запас; развивать умения и навыки формально-логического мышления и критического мышления; развивать умения и навыки анализа и систематизации обществоведческого материала; формирование умений и навыков написания плана текста, определения обществоведческих понятий.
Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, вовлечь учащихся в активную деятельность.
Ожидаемые учебные результаты
Учащиеся научатся:
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся вопросов предпринимательства и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
составлять план текста, выделяя основные составные фрагменты; формулировать определение обществоведческих понятий; объяснять смысл высказываний о различных сферах жизни общества;
раскрывать рациональное поведение субъектов предпринимательской деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения предпринимателя;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.
Актуализация знаний |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Послушав разговор одноклассниц (сценка) опробуйте определить тему урока Слайд 1 и назвать проблему урока. Слайд 2 | Два ученика разыгрывают сценку (опережающее домашнее задание) Приложение 1. Называют: Предпринимательская деятельность Записывают в тетрадь название темы. Называют: Каких предприятий в стране должно быть больше - государственных или частных? Какую роль играет предпринимательство в жизни человека, семьи, страны? |
Давайте подберём наиболее подходящий к теме урока эпиграф. Слайд 3 Больше всех рискует тот, кто не рискует. И. Бунин Есть один способ ничего не делать и много способов сделать что-нибудь. Пословица | Объясняют смысл высказываний. Выбирают эпиграф. Кто не рискует, тот может ничего не добиться в своей жизни Есть множество способов для реализации своих планов, главное, чтобы существовало осознанное желание, заинтересованность в этом деле и готовность действовать. |
Изучение нового материала |
Работа с понятием "предпринимательство" Слайд 4 - определение понятия | Называют родовое понятие (определяющее слово) - деятельность Перечисляют в тетради видовые признаки: самостоятельная, инициативная, систематическое получение прибыли, основанная на ответственности и риске. Формулируют определение. Записывают в тетрадь. |
Более подробно познакомиться с темой поможет информация, содержащаяся в тексте (Приложение 2) Слайды 5,6 - памятка по составлению плана текста, по правилам выполнения заданий по тексту. | Работа с текстом На бланке ОГЭ составляют план. Проверка выполнения задания в ходе беседы. Отвечают на вопрос письменно. |
Учебник Обществознание 8 класс. под ред. Л.Н. Боголюбова, стр. 187 Рубрика "Ситуация" В чем отличие двух видов предпринимательской деятельности, описываемых в ситуации? Слайд 7 - определение понятия "фирма" | Читают текст, отвечают на вопрос. Индивидуальная трудовая деятельность и предприятие - фирма. |
Таким образом, предпринимательством можно заниматься в одиночку и с другими людьми. Рыночное предприятие строится на трёх китах: Слайд 8 Задание: подобрать информацию из текста учебника стр. 189-190 для заполнения таблицы"Формы предпринимательской деятельности", записать по одному положению в каждую строчку (обсуждение в парах, запись в тетрадях) Достаточно ли информации в учебнике? Пользуясь дополнительными источниками информации заполните таблицу дома. (интернет-ресурсы стр. 255) | Работают с текстом учебника и таблицей Форма | Достоинства | Недостатки | Индивидуальное (частное) предприниматель- ство | Самостоятельность Нет жесткого контроля Вся прибыль предпринимателю Простота открытия | Маленький начальный капитал Нестабильно Полная ответственность | Товарищество | Разделение обязанностей Легко организовать Нет жесткого контроля Больше возможностей, чем у ИП | Конфликты Полная ответственность Недостаточно средств для крупных проектов | Акционерное общество | Стабильность Можно нанять квалифицированных специалистов Риск только вкладом | Трудно открыть Контроль со стороны государство Двойное налогообложение | |
Какие из форм предпринимательства можно отнести к малому бизнесу? Поясните свой ответ. Слайд 9 Можно ли утверждать, что малое предпринимательство занимает значительное место в российской экономике? Аргументируйте ответ, опираясь на свой социальный опыт | ИП и товарищество. Объясняют: малое количество работников, незначительный объём выпускаемой продукции. Да. Называют примеры малого предпринимательства: магазины, торговые палатки, парикмахерские, такси и др. |
Социальная ответственность бизнеса Слайд 10 | Выполняют задание 4 ( анализ данных социального опроса по проблеме) стр. 78 в рабочей тетради на печатной основе (О.А. Котова, Т.Е. Лискова) Определение понятия, запись его в тетрадь. |
Осмысление изученного материала |
Слайд 11 Вы готовы ответить на вопрос урока:"Какую роль играет предпринимательство в жизни человека и в экономике государства?" | Отвечают: Насыщенность рынка товарами и услугами Регулирует уровень цен Создает рабочие места Рост доходов населения Поступление налогов в госбюджет. |
Рефлексия |
Рефлексия "Картинная галерея" | Смотрят видео, рисуют |
Домашнее задание |
Домашнее задание | Записывают домашнее задание: п. 22, заполнить таблицу "Формы предпринимательства " |
Приложение 1.
- Послушай, Ромка,- обратился к приятелю Саша, - у тебя ведь отец предприниматель?
- Да, а ты почему спрашиваешь?
- Я вот о чём думаю, чем мне после школы заниматься, - пояснил Саша. - Ясное дело, что предпринимателем быть выгоднее: сам себе хозяин, всё, что заработал - твоё. Хочешь денег побольше, начинаешь мозговать. Туда вложил, здесь купил-перепродал, и в итоге заработал денег. И всё - себе!
- Ха! - усмехнулся Ромка. - Если бы всё было так просто...
- Ну, скажи, а твой отец долго фирму свою "раскручивал", прежде чем встал на ноги?
- Думаю, года два прошло, прежде чем его дело стало нашей семье доходы приносить, -начал вспоминать Ромка. - Да и сейчас он не всегда работает с прибылью. Бывает, что денег едва-едва хватает, чтобы счета "погасить" и зарплату рабочим выплатить.
- Да ладно тебе! - не поверил Саша.
(ФГОС, Образовательная система "Школа 2100" Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова и др. Обществознание. Учебник 9 класс. Как жить по законам общества?. БАЛЛАС, 2012. стр. 114)
Приложение 2.
Предпринимательская деятельность
Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Цели предпринимательской деятельности могут меняться в зависимости от рода занятий, все они связаны с получением прибыли. Но у предпринимательской деятельности есть и иные цели – снабжение рынка товарами и услугами, предоставление их потребителям, снижение социальной напряженности, в виде создания ценностей и выплаты налогов, которые обеспечивают социальные блага – образование, медицину и пр.
Право на осуществление предпринимательской деятельности имеет право любой гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, и имеющий определенные свободы. Любое ограничение свободы гражданина по Закону является препятствием для открытия своего дела, для занятия предпринимательской деятельностью. Тюремное заключение, домашний административный арест — это повод для запрета на начало бизнеса. Исключение из правил составляют лица, моложе 18 лет, но старше 16 лет, которые вступили в брак. А так же не вступившие в брак, но признанные комиссией органов опеки дееспособными. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Многие учёные-экономисты называют в качестве отличительных признаков предпринимательства следующие: хозяйственное новаторство, экономическую свободу участников, инициативу и поиск. Постоянные изменения ситуации на рынках, колебания цен, конкуренция неизбежно порождают риск и угрозу потерь.
Направленность хозяйственной деятельности на получение прибыли делает её очень привлекательной для самых широких слоёв населения. Это позволяет выделить несколько значимых для общества функций предпринимательства. Во- первых, оно способствует развитию национальной экономики, привлекая крупные денежные средства в разные отрасли хозяйства. Кроме того, появление широкой сети малых и средних предприятий способствует созданию рабочих мест. И, наконец, предприниматели являются основными налогоплательщиками. В связи с этим благосостояние государства может зависеть от успешного развития коммерческих организаций.
Задания.
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные составные фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие функции предпринимательской деятельности названы в тексте? Выпишите любые две из них.