СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление чисел в позиционных системах счисления. Урок для 10 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Откуда же взялось это двоичное число? На этот вопрос мы постараемся ответить на этом уроке. Но прежде давайте разберемся, что такое система счисления.

Когда Вам необходимо записать какое-либо число, Вы без проблем записываете его с помощь десяти арабских цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Эти цифры образуют десятичную систему счисления. Десятичная – потому что алфавит этой системы состоит из десяти цифр.

Соответственно, алфавит двоичной системы состоит из двух цифр 0 и 1. Восьмеричной – из восьми цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Существует очень много систем счисления. С некоторыми из них мы познакомимся на этом и следующих уроках.

Итак, система счисления – это не что иное, как обозначение чисел. Алфавитом системы счисления называется набор знаков, с помощью которых обозначаются числа данной системы. Количество таких знаков называется основанием системы счисления.

Например, алфавит двоичной системы счисления состоит всего из двух знаков – это, как Вы уже знаете, цифры 0 и 1, а т. к. их две, то основание этой системы счисления – 2.

Давайте теперь более детально рассмотрим двоичную систему счисления и разберемся, каким образом в ней записываются числа. Итак, число в двоичной системе записывается с помощью нулей и единиц. Давайте попробуем записать по порядку несколько чисел двоичной системы, начиная с 0.

Просмотр содержимого документа
«СС Урок Представление чисел в позиционных системах счисления»

Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика .10 класс

Урок Представление чисел в позиционных системах счисления

Цели урока:

П— иметь общее представление о позиционных/непозиционных системах счисления; уметь определять основание и алфавит системы счисления, переход от свернутой формы записи числа к его развернутой записи;

МП— уметь рассматривать ПСС (позиционную систему счисления) как знаковую систему;

Л— понимание роли фундаментальных знаний о системах счисления как основы современных ИКТ.

Решаемые учебные задачи:

  1. углубить имеющиеся представления учащихся о системах счисления;

  2. рассмотреть систему счисления как знаковую систему;

  3. рассмотреть примеры систем счисления различных типов;

  4. рассмотреть ПСС с основанием 10, 2, 8, 16 и другими основаниями, рассмотреть общий вид записи числа в системе счисления с основанием q;

  5. рассмотреть развернутую и свернутую форму записи числа.


Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент


Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

2

Запись домашнего задания.

§ 1.1.РТ. № 16, 17,18, 28

Работа с дневниками

3

Анализ входной диагностики

Учитель сообщает учащимся о результатах

-дети разбирают свои ошибки

Регулятивные УУД:

- формирование осознанного подхода к оценке деятельности.

4

Формулирование темы и целей урока (по 1 баллу за каждый ответ)

- Подумай, как выполняли счет первобытные люди?

- Как выполняли счет в Древнем Риме?


- Как выполняют счет в современном мире?

- В разные времена люди по разному записывали числа и вели счет. Сравни. Вспомни термин, обозначающий способы записи чисел.

-Следовательно, тема урока:

Задачи урока:

- познакомиться


Наш помощник – это учебник. Он поможет нам составить краткий конспект урока и нам надо научиться:

- использовали пальцы, палочки, камешки, узелки, зарубки;

- использовали буквенные знаки для обозначения чисел;

- с помощью 10 арабских цифр;


- системы счисления;



- «Общие сведения о системах счисления»


-с историей счета, систем счисления и формами записи чисел;


- составлять опорный конспект урока.

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Личностные УУД:

- формирование математического мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка,


5

Объяснение темы(1 часть)+ работа с учебником

- запиши в тетрадь определение:




- будем учимся создавать опорный конспект:

- Система счисления – это знаковая система, в которой приняты определенные правила записи чисел с помощью знаков(цифр). Совокупность цифр составляет алфавит системы счисления.

- работают с учебником, заполняют часть №1 бланка конспекта

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- формирование навыков грамотного письма, формирования навыков поиска информации в имеющемся источнике.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- формирование навыков конспектирования учебного материала

Регулятивные УУД:

-умение использовать интерактивные материалы для изучения материала


6

Объяснение темы (часть 2)+ запись примеров

- познакомимся с историей систем счисления

- смотрят видео, заполняют часть №2 бланка конспекта

7

Самопроверка

- Проверь себя

- выполняют самопроверку, выставляют баллы

8

Закрепление

- выполни задания в рабочей тетради

-РТ. № 15, № 25,№26

9

Практическая часть

- Выполни с помощью интерактивного тренажера, запиши примеры в тетрадь

- работают с тренажером «Развернутая запись числа»

10

Итоги урока, выставление оценок.


Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?



  • Л.Л. Босова, А.Ю. Босова « Информатика 10 класс». Бином. 2015.

  • Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие.7-9 класс





Просмотр содержимого презентации
«СС Урок Представление чисел в позиционных системах счисления»

Вспомните, как выполнялся счет древними людьми?

Вспомните, как выполнялся счет древними людьми?

Как выполнялся счет в Древнем Риме?

Как выполнялся счет в Древнем Риме?

Как выполняется счет сегодня?

Как выполняется счет сегодня?

Сравним. Вспомним понятие, обозначающее способы и принципы записи чисел.

Сравним. Вспомним понятие, обозначающее способы и принципы записи чисел.

Тема урока: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧИСЕЛ В ПОЗИЦИОННЫХ СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ

Тема урока:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧИСЕЛ В ПОЗИЦИОННЫХ СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ

Задачи урока Вспомнить: историю счета, систем счисления и формы записи чисел. Выполнять перевод из десятичной системы счисления в другие системы счисления

Задачи урока

Вспомнить:

историю счета, систем счисления и формы записи чисел. Выполнять перевод из десятичной системы счисления в другие системы счисления

Система счисления – это знаковая система, в которой приняты определенные правила записи чисел с помощью знаков(цифр). Совокупность цифр составляет алфавит системы счисления.

Система счисления – это знаковая система, в которой приняты определенные правила записи чисел с помощью знаков(цифр). Совокупность цифр составляет алфавит системы счисления.

  Развернутая форма записи числа  – это запись в виде разрядных слагаемых, записанных с помощью степени соответствующего разряда и основания степени (основание счета). 1. Десятичная система: 32478 10 Пронумеруем разряды, начиная с младшего: Теперь запишем выражение: 4 3 3 2 2 1 4 0 7 8 2. Двоичная система: 101101 2 Пронумеруем разряды, начиная с младшего: Теперь запишем выражение: 5 1 4 3 0 2 1 1 1 0 0 1

  Развернутая форма записи числа  – это запись в виде разрядных слагаемых, записанных с помощью степени соответствующего разряда и основания степени (основание счета).

1. Десятичная система:

32478 10

Пронумеруем разряды, начиная с младшего:

Теперь запишем выражение:

4

3

3

2

2

1

4

0

7

8

2. Двоичная система:

101101 2

Пронумеруем разряды, начиная с младшего:

Теперь запишем выражение:

5

1

4

3

0

2

1

1

1

0

0

1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!