СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление инновационного педагогического опыта

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие инициативной речи учащихся на уроках английского языкаРазвитие инициативной речи учащихся на уроках английского языка

Просмотр содержимого документа
«Представление инновационного педагогического опыта»

Представление инновационного педагогического опыта

учителя английского языка МОУ СОШ №2

имени Н.И. Ковалёва города Невеля

Боровковой Дины Владимировны


«Развитие инициативной речи учащихся на уроках английского языка»





На занятиях по английскому языку необходимо развивать в учащихся такое ценное во владении иноязычной речью качество, как инициативность. Инициативная речь у ребят формируется с помощью различных средств, включая и специальные формы работы. Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя.

Инициативная (от лат. initiare начинать) (активная) речь, требующая программирования и исходящая не из стимулов собеседника, а из внутреннего замысла человека, формулирующего высказывание. При инициативной речи говорящий руководствуется собственной инициативой, самостоятельно выбирает содержание высказывания, языковой материал и выразительные средства языка.

Инициативная речь - самостоятельные высказывания человека, вызванные его собственным побуждением, или беседа между людьми, которая ведется по их собственной инициативе. Для развития инициативной иноязычной речи учащихся следует приучать к самостоятельной постановке вопросов, приводящих к нестандартным ответам. Чтобы на один и тот же вопрос разные ученики давали различные ответы. Основным девизом при выполнении любого упражнения в развитии творческой иноязычной речи должно быть: «Я всегда могу что-то сказать»; «Нет ни одного вопроса или проблемы, в обсуждении которых я не могу принять участие».

В процессе формирования и совершенствования умения свободного, творческого высказывания на иностранном языке, центр тяжести процесса обучения языку, и в частности устной речи как коммуникативной инициативной деятельности, должен постепенно перемещаться с процессов запоминания и тренировки на использование творческого мышления учащихся, так как инициативная речь опирается прежде всего на мышление и эмоции.

Согласно требованиям ФГОС и новым УМК организация педагогического процесса должна способствовать повышению результативности обучения, формированию и развитию познавательного интереса учащихся, стимулированию творческой деятельности, их речь должна характеризоваться связностью, логичностью, обоснованностью. Во время беседы, которая предполагает возникновение различных ситуаций, ученик должен продемонстрировать достаточно высокое умение общения по затрагиваемым вопросам с учетом определенных знаний в области социальных и культурных особенностей стран и народов изучаемого языка. Очень важно, чтобы ребенок творчески подходил к выполнению того или иного задания.

Во все времена иностранный язык относился к числу предметов большого образовательного потенциала. В чем же заключается его образовательная функция? Она заключается, прежде всего, в том, что учащийся овладевает вторым языком, следовательно, новым средством для выражения мыслей. Изучение иностранного языка даёт учащемуся возможность овладевать новыми средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях.

Обучение иностранному языку - сложный процесс, требующий от учащихся умения читать, говорить, писать и переводить разные тексты. Но изучение любого языка начинается с алфавита и овладением навыками чтения. Общаясь мы воздействуем на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся   в   моделирование различных ситуаций. Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, сказочными. Главное – все они должны соотноситься с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Ситуации могут быть конкретными, и тогда речь учащегося является их непосредственным отражением.  На уроке для учащихся   создаю абстрактные и проблемные ситуации. Учащиеся выражают своё собственное суждение, отношение, соглашаются или опровергают моё мнение   или другого ученика, используя различные речевые клише. Поэтому обсуждение проблемы становится реальным общением на уроке. Ситуацию можно изобразить при помощи наглядных средств (ситуативных картинок, магнитной доски), которые будут отражать определённое место и время действия, сделать ее статичной или динамичной (изменить компоненты, переставить действующих лиц, добавить новых персонажей).  Обучение устной речи – одна из самых сложных задач в процессе преподавания иностранного языка. Устная речь и особенно инициативная речь – это широкое понятие, включающее в себя основные виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, диалогическую и монологическую речь. Учащиеся, изучающие английский язык, должны владеть умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями. 

Какие бы приемы не использовались для формирования и развития самостоятельной иноязычной речи учащихся, следует всегда помнить, что развитие творческой и инициативной речи зависит не только и даже не столько от объема лексического материала, которым владеют учащиеся (хотя этот фактор бесспорно играет немаловажную роль), сколько от моментов психологических и дидактических.

Можно выражать свои мысли, свои эмоции, свое отношение к окружающей действительности и на относительно не большом языковом материале, а можно молчать, владея определенным объемом лексики, «стесняясь» говорить. Поэтому я помогаю учащимся преодолеть этот барьер. На его преодоление и на формирование не только навыков и умений, но и привычки говорить, то есть участвовать в речи на иностранном языке хотя бы в пределах урока, и должна быть направлена организация учебного процесса.