Представление опыта по теме «Дополнительное образование – современные прикладные техники»
Цель: знакомить педагогов, родителей с pор – up моделированием.
Задачи: Знакомить участников с простыми книжными конструкциями, слайс – формами и архитектурным оригами. Знакомить родителей с архитектурным оригами в семейном клубе «Школа родителей». Приобщать взрослых и детей к народно – прикладному искусству через изготовление открыток в данной технике. Работать с педагогической и родительской аудиторией в технике архитектурного оригами.
В детстве вы наверняка с удовольствием и трепетом рассматривали те особые книжки, страницы которых при переворачивании превращались в волшебные объёмные конструкции, иллюстрирующие сказку. Волк выглядывал из – за куста, вдруг лес - вставал частоколом, мальчик двигал ручками. Названия таких конструкций вы не знали, но всегда восхищались их сложностью и эффектом, производимым ими. Сами книжки назывались книжками - раскладушками или книжками - игрушками. Все эти конструкции из милых «живых» книжек – малая часть прекрасного и удивительного мира pор – up.
В переводе с английского pор – up означает «всплывающий», «выскакивающий» Но в словаре есть и отдельная статья перевода: « pор – up – книга, сконструированная таким образом, что при раскрытии какой то графический элемент поднимается со страницы, становясь объёмным».
Несмотря на большое разнообразие объектов pор – up, обусловленное различными техниками исполнения, все они обладают одним основополагающим свойством - способностью складываться. Модели могут иметь угол разворота 90, 180, 360 градусов. Они могут склеиваться из отдельных деталей, создаваться из целого листа бумаги путём разрезов и сгибов или составляться из множества слоёв. Каким бы простыми или сложными они не были, способностью складываться является главным признаком, по которому вы легко сможете отличить модель бумажной пластики.
Искусство pор – up имеет многолетнюю историю. Первыми несколько веков назад, появились книжки с объёмными картинками. Такие картинки не только радовали детей, но и использовались в качестве иллюстрации к научным трудам. Очень долго книжные конструкции оставались единственным видом моделей pор – up, но со временем появились новые, совершенно новые направления. Не имея общих корней, модели новых направлений отличались не только внешними конструктивными особенностями. Каждое направление накладывало свои ограничения и имело свой спектр возможностей, не доступный для остальных.
В настоящее время выделяется несколько направлений pор – up:
- архитектурное оригами (origamic architecture);
- книжки – раскладушки (movable books);
- слайс – формы (slice – forms).
Все три направления настолько различны, что желающие попробовать себя в данной бумажной пластике выбирают лишь одно из направлений и работают в нём. Применительно к детскому возрасту от 8 лет, если ребёнок научился хорошо вырезать ножницами, то есть с развитой пальцевой моторикой, как правило, такие дети постоянно занимаются прикладным творчеством. Задача педагога на данном этапе работы с детьми отследить развитых, одарённых детей и вовремя направить на создание детских бумажных шедевров. Такая работа даст стимул и для других детей.
Архитектурным оригами могут заниматься - подростки и взрослые, так как данная техника требует большей концентрации внимания, особую усидчивость, напряжения мышц не только пальцев, но и спины. Это, как работа на дом для всех желающих - работать всей семьёй.
Инструменты и материалы:
Процесс создания моделей состоит из нескольких этапов, и для каждого свои инструменты: белый и цветной картон, макетный нож, ножницы, коврик для резки, металлическая линейка, карандаш, клей, ластик.
Совет: самая доступная бумага для работы – ватман, плотность, которого равна 200 г/м, или бумага для акварели плотностью 160 – 180 г/м. В последнее время пришёл новый материал – полипропилен.
Книжки – раскладушки.
Когда говорим о pор – up, мы чаще всего имеем в виду объёмные модели с углом разворота 180 градусов, которые используются для иллюстрирования книг. Характерная особенность «книжных конструкций» состоит в том, что они собираются из множества отдельных деталей с помощью клея, или с использований подвижных соединений. Объёмные конструкции могут быть перпендикулярны или параллельны плоскости листа, а также иметь механизмы, приводящие в движение отдельные их части. В настоящее время такие модели pор – up используются не только в качестве дополнения к тексту: существуют книги, состоящие исключительно из них. Данное направление pор – up продолжает развиваться благодаря дизайнерам. Роберт Сабуда – наиболее известный из них. Сложность его конструкций и метаморфозы, происходящие с ними при раскрытии книги, поражают вообоажение. Книги о Гарри Потере, «Питер Пен», «Алиса в стране чудес», «Хроники Нарнии» - это лишь часть его работ.
Для данного направления можно выделить четыре типа объёмных элементов:
- угловой
- крестовой
- на основе прямоугольника
- на основе шестиугольника.
Несмотря на небольшое количество типов элементов их использования бесчисленное множество. Сочетая их между собой и увеличивая число зависимых деталей, вы можете создать очень сложные, красивые, необычные модели.
Мастер – классы по созданию книжек – раскладушек.
Форма проведения мастер-классов:
- Групповая (с детьми);
Материалы и инструменты для работы:
Ножницы, макетный нож, простые карандаши, дощечка.
Пастельная бумага белого цвета.
Дидактическое обеспечение:
Шаблоны, образец сувенира.
Методы обучения: словесные – лекция, беседа; изучение наглядного материала и самостоятельная работа; частично-поисковые.
Структура:
I. Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
II. Теоретическо - демонстрационная часть.
Основные этапы выполнения сувенира.
III. Практическая часть.
Изучение и выбор материалов для сувенира, шаблонов с учётом навыков и возраста. Самостоятельная работа участников мастер - класса.
IV. Рефлексия участников. Подведение итогов.
На первом этапе освоения детям предлагаются несложные в вырезании открытки – раскладушки к Дню святого Валентина и к 8 Марта. Дети испытывают сложность в чтении шаблонов и в сборке, где педагог создаёт эвристическую ситуацию и сообща обучающиеся решают данную проблему, как теоретически, так и практически.
Предлагаемый материал проработан в детском объединении «Карусель» и представлен шаблонами в приложении: Бант и Сердце – стрела (Приложение №1), Сердце (Приложение №2), Подсолнух и Колокольчик (Приложение №3), Ландыш и Кошечка (Приложение №4), Бабочка (Приложение №5). Все предложенные открытки делаются по аналогии с открыткой «Букет».
Тема №1: Открытка «Букет».
Вступительная часть.
Вступительное слово педагога: Сегодня продолжим знакомство с вырезанием из бумаги, вместе откроем волшебный мир бумажных конструкций, способных складываться в плоскую форму и раскладываться в трёхмерный объект – это техника Рор – up. Выполненные в ней модели могут складываться из отдельных деталей, создаваться из цельного листа путём разрезов и сгибов или составляться из множества слоёв, но все они обладают главным свойством – способностью складываться. В настоящее время эта техника разделилась на три направления: архитектурное оригами, книжки – раскладушки, слайс – формы.
Сегодня мы работаем с «Книжными конструкциями». Модели, представленные в этой технике, демонстрируют основные приёмы, которые используются в создании объёмных иллюстраций для книг. Эти приёмы можно использовать и для выполнения простых и интересных открыток самой разной тематики.
II. Теоретическо - демонстрационная часть - III. Практическая часть.
Изучение и выбор материалов для сувенира, шаблонов с учётом навыков и возраста. Самостоятельная работа участников мастер - класса.
Основные этапы выполнения сувенира. Перенесите схему на лист. Палочкой продавить линии сгибов на деталях. Вырезать детали и обложку из картона по указанным размерам.
Согните основу открытки пополам.
Отогните цветы по линии основания на обеих деталях модели.
Возьмите одну из деталей и нанесите клей на обратную сторону основной плоскости по краям и в середине.
Аккуратно приклейте деталь к обложке, выровняв, на линии сгиба.
Возьмите вторую деталь модели и вставьте её в паз приклеенной части.
Приклейте вторую деталь к обложке. Между деталями оставьте зазор в 1-2 мм шириной, чтобы при складывании они не сминались на сгибе.
Прижмите детали к обложке и проклейте края. Сложите модель и прогладьте основную линию сгиба.
IV. Рефлексия участников. Подведение итогов.
Тема №2: Открытка «Гибискус».
I. Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
Теоретическо - демонстрационная часть.
Приложение №7
Изучение и выбор материалов для сувенира, шаблонов с учётом навыков и возраста. Основные этапы выполнения сувенира.
III. Практическая часть.
Самостоятельная работа участников мастер - класса.
Перенесите схему на лист. Палочкой продавить линии сгибов на деталях и листе основы.
2. Аккуратно согните детали по намеченным линиям согласно схеме.
Склейте лепестки в кольца. Язычки должны быть расположены на внешней стороне.
Согните лист основы по намеченной линии. Вставьте язычок сердцевины в один из центральных пазов и приклейте с обратной стороны.
Вставьте пестик в паз вклеенной сердцевины, а его язычок – во второй центральный паз основы. Приклейте язычок с обратной стороны основы. Сложите модель и убедитесь, что сердцевина и пестик вклеены правильно и складывание происходит свободно.
Возьмите большой круг лепестков и вставьте его в язычки в пазы основы. Приклеивать их пока не нужно.
Язычки меньшего круга лепестков вставьте в те же пазы. Приклейте язычки деталей с обратной стороны основы.
Нанесите клей на язычок листика и приклейте листик к обратной стороне нижнего круга лепестков. Готовую модель можно поместить в цветную обложку.
IV. Рефлексия участников. Подведение итогов.
Слайс – формы.
В переводе с английского слово slice означает «тонкий слой», «пластина». Слайс – формы – это удивительные по своей структуре трёхмерные объекты, состоящие из слоёв, пересекающихся под прямым углом и удерживающие друг друга. Слайс – формы завораживают, их хочется двигать, поворачивать, складывать и раскладывать, наблюдая за игрой бликов и теней. Слайс – формы Слайс – формы имеют многолетнюю историю. В XIX веке такие объекты создавались для обучения геометрии. Многие музеи мира имеют в своих коллекциях подобные математические модели. В начале 80 – х годов прошлого столетия родоначальник архитектурного оригами Масахиро Чатани внёс свою лепту в развитие слайс – форм. Он добавил в них элемент творчества, и геометрические формы превратились в цветы, деревья и множество других великолепных объектов. В настоящее время эта техника разделилась на три направления: геометрическое, сюжетное, архитектурное. Геометрическое направление включает в себя как простые модели, например – шар, куб, так и объекты сложных форм: различные виды торов, гиперболоидов, многогранников и другие.
Модели сюжетного направления воспроизводят окружающий мир – деревья, машины, животных, предметы быта, сценки из жизни. Это тип слайс – форм далёк от изначальной геометрической концепции, но он использует ту же самую технологию соединения слоёв в единый объект. Архитектурное направление слайс – форм менее развито, поскольку реализовать архитектуру в данной технике - задача весьма нетравиальная.
Технологии pор – up – моделирования долгое время не были известны широкому кругу людей. В тени оставались даже целые направления pор – up, такие, как слайс – формы и архитектурное оригами. Но с приходом в нашу жизнь интернет – технологий информация об этом виде творчества стала более доступной и начало быстро набирать популярность. Задача педагога создать первые базовые шаги в освоении pор – up – моделирования в технике – слайс – форм.
Мастер – классы по созданию слайс – форм.
Мастер – класс №1: Сувенир « Тройка».
Сложность: средняя.
Вступительная часть.
В переводе с английского слово slice означает «тонкий слой», «пластина». Слайс – формы – это удивительные по своей структуре трёхмерные объекты, состоящие из слоёв, пересекающихся под прямым углом и удерживающие друг друга. Слайс – формы Слайс – формы имеют многолетнюю историю. В XIX веке такие объекты создавались для обучения геометрии. Многие музеи мира имеют в своих коллекциях подобные математические модели. В начале 80 – х годов прошлого столетия родоначальник архитектурного оригами Масахиро Чатани внёс свою лепту в развитие слайс – форм. Он добавил в них элемент творчества, и геометрические формы превратились в цветы, деревья и множество других великолепных объектов.
II. Теоретическо - демонстрационная часть.
Приложение №8.
Изучение и выбор материалов для сувенира, шаблонов с учётом навыков и возраста.
III. Практическая часть. Основные этапы выполнения сувенира.
Самостоятельная работа участников мастер - класса.
Вырежьте детали и разложите их перед собой.
Возьмите деталь D и вставьте её центральным пазом в паз детали В, расположенный за силуэтом Деда – Мороза. У детали D есть «замочек», который не позволит в дальнейшем развалиться готовой модели. Аккуратно отогните его, вставьте деталь D до конца и поместите язычок «замочка» в паз.
Совет: Держите детали при сборке под углом 30 градусов.
Возьмите деталь Е – переднюю стенку повозки и соедините с деталью В, закрепив «замочек»
Соедините аналогично детали F центральными пазами в следующие два паза детали B.
Возьмите деталь C и вставьте её крайним пазом со стороны повозки в паз детали D слева от детали В.
Аккуратно стараясь, не порвать «замочки» и не «сломать» бумагу, вставьте деталь C последовательно в пазы деталей E и F.
Вставьте деталь A таким же образом, как деталь C.
Проденьте деталь Y под поводья. Вставьте пазы детали Y в пазы деталей A, B, C, расположенной на спинах коней.
Сложите модель, чтобы детали встали на места.
IV. Рефлексия участников. Подведение итогов.
Тема №2: Сувенир «Груша».
Сложность: низкая.
Вступительная часть.
Рассказ педагога об истории возникновения бумажной пластики – слайс – форм.
Теоретическо - демонстрационная часть.
Приложение №8-а, 8-б.
Изучение и выбор материалов для сувенира, шаблонов с учётом навыков и возраста.
III. Практическая часть.
Основные этапы выполнения сувенира.
Вырежьте детали и разложите их перед собой, рассортировав их по типу.
Возьмите деталь А 1 и вставьте её центральным пазом в центральный паз детали В1. Они образуют основу модели.
Вставьте деталь А 2 центральным пазом в ближайший от центра паз деталиА1, аккуратно отогнув листик груши. Вторую деталь А 2 вставьте симметрично с другой стороны детали А1.
Последовательно от центра к краям с обеих сторон вставьте оставшиеся детали А 3 и А 4.
Возьмите деталь В2 и вставьте её в ближайшие от центра пазы деталей А1 – А4. Вставьте вторую деталь В 2 симметрично с другой стороны детали В1.
Последовательно от центра к краям вставьте оставшиеся детали В3 и В4. Сложите модели, чтобы детали встали на места.
IV. Рефлексия участников. Подведение итогов.
Тема №3: Сувенир «Вишня».
Сложность: высокая.
I. Вступительная часть. Рассказ педагога об истории возникновения бумажной пластики – слайс – форм.
II. Теоретическо - демонстрационная часть.
Приложение №9-а, 9-б.
Изучение и выбор материалов для сувенира, шаблонов с учётом навыков и возраста.
III. Практическая часть. Основные этапы выполнения сувенира.
Вырежьте детали и разложите их перед собой, рассортировав их по типу. Подготовьте лист – основу.
Отогните язычки на деталях В и Е.
Вставьте паз детали Е в паз детали В. Они образуют основу модели.
Симметрично с другой стороны детали В вставьте деталь F. Зафиксируйте «замочек».
Нанижите все остальные детали – D, Y, H – на деталь В. Должен получиться «заборчик».
Возьмите деталь а и вставьте её в центральные пазы деталей D, Е, F, Y, H. Не забывайте, что между деталями при сборке должен быть угол примерно 30о в случае наличия замочка.
В следующие от центра пазы деталей D, Е, F, Y, H вставьте деталь С.
В произвольном порядке поместите деталь К.
Согните лист – основу по центральной линии.
Вставьте язычки вишенок в соответствующие пазы на листе – основе.
Убедитесь, что язычки вошли в пазы полностью, и приклейте их с обратной стороны. Вишенки можно сделать из цветной бумаги, а готовую модель поместить в обложку.
Рефлексия участников. Подведение итогов.
Архитектурное оригами.
Архитектурное оригами – единственное из трёх направлений, модели которого создаются из одного целого листа бумаги. Это роднит его с древним искусством складывания из бумаги – известным нам с детства – оригами. Однако эти виды творчества, даже не смотря на схожесть названий, имеют мало общего. Несколько точнее сравнение с техникой киригами – видом оригами, допускающим использование ножниц при создании работ. Но это тоже не совсем верно, так как киригами предполпгает лишь вырезание картин из бумаги без придания им объёма. Архитектурное оригами – это направление, соединяющее в себе оба эти древних искусства – оригами и киригами.
Модели архитектурного оригами выполняются путём разрезания и складывания листа бумаги. Угол разворота листа в модели 90 градусов. Архитектурное оригами – пожалуй, самое сложное и интересное направление в pор – up. Трудоёмкими являются не только этап построения, но и этап сборки. Однако именно модели архитектурного оригами наиболее популярны и красивы. Основатель этого направления - Масахиро Чатани, архитектор и профессор Токийского технологического института. Профессия Чатани оказала решающее влияние на тематику моделей, которые он и его соратница Кейко Наказава стали создавать в начале 1980 – х годов. Подобные конструкции делались и раньше, схожая техника использовалась в книжках – раскладушках, имеющих многовековую историю, но именно Чатани положил начало архитектуре в бумаге. Вдохновение для творчества ему давали десятки современных и старинных зданий Японии, а также памятники архитектуры по всему миру.
Существует несколько видов архитектурного оригами:
- модели реальных зданий;
- модели зданий, не имеющих реального прототипа;
- сюжетные модели (животные, растения, сценки из жизни и т. д.);
- абстрактные математические формы.
Каждый из этих видов интересен и имеет своих поклонников.
Наиболее просты в построении и сборке сюжетные модели. Это направление можно использовать в детском прикладном творчестве.
Предлагаем вашему вниманию настольные сувениры (Приложение № 10-а, 10-б), серию открыток к 8 Марта (Приложение №11)
Абстрактные математические формы не очень сложны в построении, но их сборка не всегда даётся легко. А вот выполнение моделей реальных зданий – это высший пилотаж, требующий ловкости рук и огромного терпения. Наиболее ярким мастером, работающим в этом направлении – архитектор из Нидерландов Ингрид Силиакус. Именно её работы считаются жемчужинами выставок, посвящённые архитектурному оригами. Предложение для родителей: Сердца четырёх, Спасская башня, сказочный замок, Большой театр, Арабская башня, Эйфелева башня, Гараж Госплана.
Выводы: Технология Рор – up – моделирования помогает детям осваивать народно – прикладное искусство силуэтного вырезания.
При должной организации работы детского творческого объединения педагог организует совместные занятия с родителями, что помогает налаживанию детско - родительских отношений.
Литература: Татьяна Столярова «Архитектурное оригами. 26 моделей в технике pор – up». Москва ООО «Аст – пресс книга» 2013 год.
Dreidimensionale Faltkarten in Origamitechnik von Masahiro Chatani.
Giftjar info: японские книжки по рукоделию.