Публичное представление
педагогического опыта
учителя начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №39»
городского округа Саранск Республики Мордовия
Купцовой Елены Васильевны
Педагогическая проблема: «Формирование общеучебных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка средствами УМК «Перспектива».
Актуальность и перспективность опыта
(степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Предмет нашей гордости в прошлом — большой объем фактических знаний — в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Таким образом, отечественной системе образования выдвинут новый социальный заказ.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Основным результатом обучения детей в начальной школе должно стать формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться, т. е. развитие способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс во всех сферах личностного развития. В результате обучения у ребенка должно формироваться желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Общеучебные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. Таким образом, формирование общеучебных УУД младших школьников – актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Формирование ведущей идеи опыта,
условия возникновения, становления опыта
Ведущей педагогической идеей опыта является выбор наиболее эффективных методов, приёмов и форм организации педагогического процесса с целью создания условий для развития общеучебных универсальных действий и полноценного развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями.
Задача учителя - организовать учебную деятельность так, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. На это направлены технологии системно – деятельностного, личностно-ориентированного и проблемного обучения, которые использую в работе. Способствуя становлению познавательной сферы учащихся, я стараюсь активно развивать их мыслительные процессы, волевые качества, эмоционально-чувственную сферу, творческие способности, УУД, необходимые для осуществления учебной деятельности.
Представленная исследовательская работа посвящена проблеме формирования общеучебных действий младших школьников на уроках русского языка средствами УМК «Перспектива».
Объект исследования – процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования – уроки русского языка как средство формирования у младших школьников общеучебных УУД.
Цель работы – теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность уроков русского языка по УМК «Перспектива» для формирования познавательных УУД младших школьников.
Гипотеза: процесс организации уроков русского языка по УМК «Перспектива» будет являться эффективным средством для формирования общеучебных УУД младших школьников.
Задачи исследования:
Проанализировать понятие «общеучебные УУД», выделить основные умения, входящие в состав данного блока универсальных учебных действий.
Рассмотреть средства формирования общеучебных умений у младших школьников в процессе обучения на уроках русского языка.
Проанализировать возможности заданий учебника русского языка в аспекте формирования общеучебных действий у младших школьников.
Изучить литературу по диагностике, формированию и оценке динамики общеучебных действий у младших школьников в процессе обучения русскому языку.
Провести опытно-экспериментальную работу по диагностике, формированию и оценке динамики общеучебных действий у младших школьников в процессе обучения русскому языку.
В ходе работы применялись следующие методы исследования: описательный, сравнительный, анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент. Были использованы различные источники: учебные материалы, статьи периодических изданий, интернет-ресурсы и др.
Методологической базой исследования послужили концепции и подходы известных отечественных педагогов и дидактов:
- психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- теория учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.);
- концепция универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская и др.);
Теоретическая база опыта.
Понятие «общеучебные универсальные действия» в психолого – педагогической литературе
В современном мире уже от младшего школьника требуется умение эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым, способным к саморазвитию и самообучению. Эти требования отражены во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.
При разработке ФГОС НОО одним из методологических оснований является компетентностный и системно – деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня альтернативы нет.
Понятие «универсальные учебные действия» близко по значению к понятиям «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Впервые программа формирования умений учиться была предложена В.В. Давыдовым, В.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукерман и др. в последние годы идеи Д.Б. Эльконина становятся актуальнее.
Общеучебные умения – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.
Изучением проблемы выявления и классификации общеучебных умений, а так же разработкой методики их формирования занимались такие исследователи, как Ю.К. Бабанский, А.А. Бобров, Е.В. Ковалева, А.В. Усова и др.
Исследования позволяют сделать вывод о том, что различные виды общеучебных умений не существуют обособленно друг от друга, и уровень развития общеучебных умений завист от особенностей организации процесса обучения, а также от уровня развития познавательных способностей младших школьников.
В литературе существуют различные классификации общеучебных умений. Так, например, Н.А. Лошкарева выделяет четыре группы таких умений:
- учебно – организационные (обеспечивают организацию и анализ учебной деятельности);
- учебно – информационные (способствуют нахождению, преобразованию и использованию информации для выполнения учебных задач);
- учебно – логические (обеспечивают четкую структуру работы над содержанием учебных задач);
- учебно – коммуникативные (поддерживают сотрудничество и организацию совместной деятельности).
В классификации С.Г. Воровщикова и Д.В. Татьянченко общеучебные умения распределены следующим образом: учебно – управленческие, учебно – информационные, учебно – логические умения.
Учебно – управленческие умения направлены на выполнение совокупности взаимодействующих управленческих функций по достижению определенной цели. Включают в себя:
- планирование (определение целей и средств их достижения);
- организацию (создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов);
- контроль (сбор информации о процессе выполнения планов);
- регулирование (корректировка планов и процесса их реализации);
- анализ (изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов).
Учебно – информационные умения. Группируются по основанию ведущих источников информации и в соответствии с этим подразделяются на:
- «умения работать с письменными текстами»;
- «умения работать с устными текстами»;
- «умения работать с реальными объектами как источниками информации».
Учебно – логические умения. Те общеучебные умения, которые обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
Системно-деятельностный подход предполагает наиболее важным формирование не столько учебных умений, сколько реализацию их в практической деятельности школьника. Отсюда возникла концепция универсальных учебных действий, отраженная в ФГОС НОО.
Концепция УУД, созданная коллективом авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская и др.), представляет классификацию универсальных учебных действий, включающих четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. При этом общеучебные умения входят в состав блока познавательных УУД. Познавательные универсальные учебные действия, согласно представлениям авторов Концепции – это система способов окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. В познавательный блок авторами включены общеучебные, логические и проблемно-ориентированные учебные действия.
При этом общеучебные УУД предполагают наличие следующих умений:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационнго поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Анализ перечисленных общеучебных действий показывает, что они обеспечивают учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Формирование универсальных учебных действий является сегодня целью образовательного процесса. Универсальные учебные действия являются надпредметными (метапредметными), т.е. их формирование должно происходить на любом уроке. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.
Технология опыта.
Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Возможности уроков русского языка в начальной школе по развитию общеучебных УУД средствами УМК «Перспектива».
Согласно требованиям ФГОС НОО любая современная образовательно-воспитательная программа начального образования должна учитывать цели формирования комплекса универсальных учебных действий. От того, каким образом будет построено содержание учебных предметов, от правильного выбора форм, методов и средств работы зависит успешность развития конкретных УУД, а значит, выполнение требований федерального стандарта образования, а в конечном итоге – оптимальное для современных условий развитие личности ребенка, необходимое ему сегодня формирование сущностных знаний в определенных предметных областях, а также надпредметных учебных действий.
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Обучение русскому языку на основе программы «Перспектива» имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей.
При анализе содержания предмета «Русский язык» мы выявили, что существуют разные средства формирования общеучебных действий. Это работа с учебником, тетрадь на печатной основе, разные по формулировке учебные задания, методические наглядные пособия, ИКТ и т.д.
К основным средствам формирования общеучебных действий можно отнести вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые требуют от ребенка сознательного выбора и последующего целенаправленного выполнения определенных видов деятельности, что формирует у него умение действовать в соответствии с поставленной целью. Такие задания побуждают детей к анализу объектов, к нахождению сходств и различий между ними, активному поиску существенных и несущественных признаков.
Рассмотрим типовые задания, нацеленные на развитие общеучебных УУД, в учебниках русского языка.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
В курсе «Русский язык» в учебнике «Азбука» основные учебные проблемы представлены в виде вопросов к каждой части учебника. Для принятия и удержания этих задач в сознании учащихся, осуществления поиска их решения предлагаются постраничные «направляющие» вопросы и задания. Например, в части 1: «Давайте знакомиться» – «Зачем нужно знакомиться? С кем и как мы общаемся? Как слово помогает в общении?»
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
В курсе «Обучение грамоте» (учебник «Азбука») введены задания на поиск способов, средств, выражения, обозначения, оформления и передачи информации в устной речи («Страшный зверь» – часть 1, с. 14, «Мы пришли в театр» – часть 1, с. 16–17, «Общение без слов» – часть 1, с. 18–19) и письменной речи («Путешествие по городу» – часть 1, с. 28–29 и др.).
В курсе «Русский язык» введены задания, в которых рассматриваются проблемные ситуации и используются поисковые методы (2 класс, часть 1, упр. 172 и др.; часть 2, упр. 21, 81; 3 класс, часть 1, упр. 147, 172; 4 класс часть 2 упр. 20, 42, 64 и др.).
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
В 4 классе данный вариант алгоритма еще раз уточняется, и учащиеся овладевают общим способом самоконтроля и коррекции своих действий, который они используют в дальнейшем в основной и старшей школе.
В курсе «Русский язык» для достижения данного результата введены специальные рубрики «Шаги к умению» и «Проверь себя». «Шаги к умению» представляют собой алгоритм учебных действий для достижения определенной учебной цели (1 класс, с. 101 и др., 2 класс, часть 2, с. 53 и др.; 3 класс, часть 2, с. 21, 119 и др.; 4 класс, часть 1, с. 98 и др.; часть 2, с. 11, 37, 53, 97 и др.).
4. Формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
В курсе «Русский язык» названное умение формируется с учётом возрастных особенностей начинающих школьников через взгляд на себя «со стороны» посредством анализа и оценки заданных учебных ситуаций («Азбука», часть 1, с. 19 – «Кто на уроках в лесной школе клюёт носом? Кто прячется в кусты?»), вводом рекомендательных, советующих формулировок заданий: «Попробуйте …», «Постарайтесь …».
6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
В курсе «Русский язык» язык рассматривается как особая знаковая система, а слово как языковой знак, выполняющий заместительную, символическую функцию («Азбука», часть 1, с. 38, 39, 40 и др.; часть 2, с. 74, 75 и др.; «Русский язык», 1 класс, упр. 28, 32 и др.; 2 класс, часть 2, сообщение Самоварова на с. 8 и др.; 4 класс, часть 1, упр.135 и др.) и позволяющий осмыслить язык как средство познания (3 класс, часть 1, упр. 107 – модели слова «подснежник»).
7. Активное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
В курсе «Русский язык» при изучении языковых единиц всех уровней (слово, части слова – морфемы, части речи, словосочетание, предложение, текст), а также при изучении орфографических правил внимание акцентируется на их роли в общении, тем самым усиливается функциональный, практический аспект изучения языка («Азбука», часть 1, с. 9, 17, 25, 44, 59 и др.; «Русский язык», 1 класс, упр. 20, с. 15 (сообщения Самоварова и Ани).
8. Использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
В курсе «Русский язык» большое внимание уделено работе со справочной литературой, и главным образом – с лингвистическими словарями. Знакомство с ними начинается уже с «Азбуки» – раздел «Моя первая энциклопедия». В учебники, начиная с 1 класса, введены постоянные рубрики «Твой словарик», а также «Из толкового словаря».
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
В курсе «Русский язык» наличие в учебниках текстов разной функциональной направленности (художественных, научно-познавательных, деловых) позволяет учащимся проанализировать речевые произведения разных стилей и выработать практические навыки использования языка в различных ситуациях общения. («Азбука», часть 2, с. 110, «Русский язык», 1 класс, с. 120–121; 3 класс, часть 1, с. 12; 3 класс, часть 2, упр. 227, 228; 4 класс, часть 1, с. 16–19; 4 класс, часть 1, упр. 29, 51).
Систематическое использование вариативных заданий при изучении каждой темы целенаправленно формируют у детей весь комплекс УУД, который представляет собой целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Возможности уроков русского языка в начальной школе по развитию познавательных задач
средствами заданий творческого характера.
Интерес к изучаемому можно сформировать, если использовать творческие задания. Такие задания и приемы позволяют учителю: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей.
Данные задания развивают положительную мотивацию к изучению русского языка. Такие задания создают условия для поиска путей решения поставленной проблемы. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, предпоносимая на фоне познавательного материала.
В процессе использования творческих заданий формируются познавательные УУД: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким признакам, выявлять сходство и различие объектов), получать информацию на основе разных источников: слова, рисунки, схемы. Выбирать и дифференцировать, систематизировать полученную информацию.
Упражнение «Составь слово» используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное отношение к теме урока.
1) Звонкий согласный [к]., а глухой?
2) Эта буква начинает слова окна, ослик, овощ
3) Последняя буква в слове ,,ветер''
4) Эту букву нужно проверить в словах весна, осень.
5) Эта буква есть в словах лень, пень, конь, а в слове рука ее нет.
6) Этой буквой заканчиваются день и ночь.
· Что такое корень? (Корень - это общая часть родственных слов).
· Как вы думаете, какое отношение это слово имеет к нашему уроку?
Какая подсказка содержится в этом рисунке? Что общего в этих словах?
Дается толкование лексическое значение каждого из однокоренных слов. Отдельные слова из предложенных дети объясняют, опираясь на имеющиеся знания. В случае затруднения обращаются к словарю. Это способствует развитию умения работать с разными источниками информации. Формируется привычка обращаться к словарю как одному из видов справочной литературы.
Задание: Постройте свои схемы - деревья.
Формирует умение переводить информацию из одного вида в другой, умение обобщать полученные знания в форме таблиц, схем.
домашний домовой домик
рыбачок рыбный рыбка рыбак
“Четвёртое лишнее”
Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое - отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.
1. Корова, медведь, лиса, заяц.
2. Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.
3. Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность
4. Делимое, множитель, делитель, частное.
5. Произведение, сумма, разность, слагаемое, частное.
Чтобы выполнить это задание, необходимо использовать такие приемы как сравнение, анализ представленной информации.
Для тренировки быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала используются ребусы и анаграммы
Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания:
У ШКА (подушка)
ОД Р (народ)
100Л (стол)
Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите…Пример: ЛГУО - угол, РЗОЕО - озеро, ОРУК - урок и др.
Прием “Развиваем логику”
По определению назови слово:
- хрустящий, зелёный, пупырчатый;
- маленькая, пугливая, компьютерная;
- интересная, толстая, библиотечная.
Придумай два аналогичных примера
Прием“ Закодированное слово”
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание, способствует формированию умения перекодировки информации, учат работать со знаково-символическими средствами, развивают логику.
Обозначим следующие буквы цифрами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
А Б В К М Н О Л Д Т
Какие слова кроются под номерами:
2780 37281 4756101
Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
Еще один прием - “Какография”
Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.
Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.
“Буквенный диктант”
Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.
Ученики не отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…).
1. Как называется часть суток после ночи? (утро - У)
2.Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол - Г)
“Развивающий канон”
Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.
1 Дикие животные.
Хитрая Л
Злой В
Косой ?
2 Род имени существительного.
Земля ?
Стол М
Окно С
Следует отметить, что многие каноны - это сложные и подлинно творческие задания. Развивающие каноны могут легко и органично вписаться во все методики обучения, направленные на активацию творческого потенциала школьников. Решение многих канонов требует привлечения целого комплекса знаний и умений, извлечение необходимой информации из различных отраслей знаний, умения сопоставлять, анализировать, и, таким образом, позволяет гораздо более полно создавать условия для развития творческих способностей учащихся.
,,Найди соответствие”
1. Определите каждое слово 3-4 прилагательными. Например: дробь - десятичная, свинцовая, правильная.
Звук -
Речь -
Предложение -
Словарь -
2. Вставьте в текст прилагательные:
После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец - то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.
Некоторые виды работы и задания, которые способствуют развитию личностной заинтересованности учащихся в изучении русского языка на уроках. Например, по теме: «Обобщение. Имя существительное» предлагается школьникам раскрыть секреты, которые «спрятала» эта часть речи: одушевлённые - неодушевлённые, собственные - нарицательные, род имени существительного, о которых поведала сказка.
Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных различия, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: «Пусть они будут мои, мужского рода». А жена набрала много слов и сказала: «А это будут мои, женского рода». А остальные слова остались посередине - среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия.
Грамматические сказки - это неотъемлемая часть урока русского языка при изучении некоторых тем: «Глагол», «Изменение имен существительных по падежам», «Части речи», «Правописание суффиксов -ек; -ик;». Такая форма подачи нового материала как сказка всегда интересна детям, а как известно, то, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже.
Существует тесная связь между знаниями и личностным интересом. С одной стороны, благодаря личностному интересу ученик лучше усваивает знания, с другой -личностные интересы развиваются преимущественно на основе знаний. При повторении изученного материала помогает такой интересный приём, который называется «Заморочки из бочки». Это может быть картонная бочка, или обыкновенная стеклянная баночка, в которой лежат листочки с вопросами. Дети их достают и отвечают на вопросы. Получается и загадочно, и необычно, и полезно!
Такие задания связывают разрозненные факты в единую картину, систематизируют имеющуюся информацию, развивают умение прислушиваться к другому мнению, активизируют мышление детей, а самое главное вызывают у школьников желание изучать предмет, видеть в нём необходимость, развивают интерес, потребность в знаниях, а значит, любовь и понимание родного языка.
Анализ результативности.
Положительным результатом своей деятельности по проблеме «Формирование общеучебных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка средствами УМК «Перспектива» считаю:
полноценное развитие личности, формирование личностных качеств ученика,
формирование учебно-познавательных мотивов,
развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,
активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,
формирование познавательных универсальных учебных действий,
развитие и воспитание эмоционально-волевой сферы учащихся,
повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика.
Познавательная активность младших школьников в сочетании с эффективными формами и методами обучения привела к высокой мотивации в обучении и стремлению к самообразованию.
Уровень обученности и качества знаний учащихся (в %)
Учебный год | 2014-15 | 2015-16 | 2016-17 | 2017-18 | 2018-19 (1 полуг.) | Средн. |
Класс | 4 В | 1 В | 2 В | 3 В | 4 В |
Уровень обученности, % | 100 % | - | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % |
Качество знаний, % | 63% | - | 68% | 68% | 70% | 67% |
Уровень обученности и качества знаний учащихся (в%) по русскому языку
Учебный год | 2014-15 | 2015-16 | 2016-17 | 2017-18 | 2018-19 (1 полуг.) | Средн. |
Класс | 4 В | 1 В | 2 В | 3 В | 4 В |
Предметы | Уров. обуч., % | Кач. зн., % | - | Уров. обуч., % | Кач. зн., % | Уров. обуч., % | Кач. зн., % | Уров. обуч., % | Кач. зн., % | Уров. обуч., % | Кач. зн., % |
Русский язык | 100% | 62% | - | 100% | 97% | 100% | 87% | 100% | 90% | 100% | 84% |
Результаты по русскому языку (по итоговым административным работам)
Учебный год | 2014-15 | 2015-16 | 2016-17 | 2017-18 | 2018-19 (1 полуг.) | Средн. |
Класс | 4 В | 1 В | 2 В | 3 В | 4 В |
| Уров. обуч., % | Кач. зн., % | - | Уров. обуч., % | Кач. зн., % | Уров. обуч., % | Кач. зн., % | Уров. обуч., % | Кач. зн., % | Уров. обуч., % | Кач. зн., % |
Русский язык | 84% | 52% | - | 100% | 77% | 97% | 73% | 100% | 77% | 100% | 70% |
Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах
II международная онлайн-олимпиада по русскому языку
Победы и призовые места:
Арюкова А., Лычев А., Гордеева Д., Сульдина А., Баршов Г., Белова В., Шишова И., Ястребов Г., Сюбаев Т., Ковалев О., Храмова М.
Дино-олимпиада
Победы и призовые места-
Арюкова А., Воробьева Д., Гордеева Д.
VI онлайн-олимпиада по математике Олимпиада «Плюс»
Победы и призовые места-
Арюкова А., Гордеева Д., Федоров И., Цыганова А., Сюбаев Т.
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по предметам
Муниципальный уровень:
Ковалев лег, 4 класс (2018-2019 уч. год) – победитель Научно-практической конференции «Ярмарка идей.
Школьный уровень:
Ковалев лег, 4 класс (2018-2019 уч. год) – победитель конференции «Мое интеллектуальное лето»;
Сабашвили София, , 4 класс (2018-2019 уч. год) – призер конкурса чтецов «Поэзией наполним мирозданье»;
Белова Владислава , 4 класс (2018-2019 уч. год) – призер конкурса чтецов «Поэзией наполним мирозданье»;
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Формирование общеучебных универсальных учебных действий младших школьников трудоёмкая работа. Требует от педагога высокого уровня теоретических знаний, хорошего владения современными педагогическими технологиями, умениями владеть ИКТ. Учитель должен уметь грамотно и профессионально спроектировать урок, в соответствии с требованиями ФГОС. Быть работоспособным, целеустремлённым и творчески подходить к делу. Поэтому я систематически работаю над повышением своего профессионального уровня.
Систематически работаю над повышением своей профессиональной квалификации:
«Современные образовательные технологии и инновации в условиях реализации ФГОС НОО», ФГБОУ ВО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева», с 01.06.2017 по 07.06.2017 в объеме 72 ч;
«Создание коррекционно - реабилитационной и развивающей среды для работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», ГБОУДПО (повышения квалификации) «МРИО», с 30 сентября 2016 г. по 20 октября 2016 г. в объёме 72 часов;
«Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях» , ГБОУДПО (повышения квалификации) «МРИО», с 07 ноября 2016 г. по 11 ноября 2016 г; 20 декабря 2016 г. в объёме 72 часов;
«Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся в условиях реализации ФНОС ОО», ГБОУДПО (повышения квалификации) «МРИО», с 16 января 2017 г. по 26 января 2017 г. в объёме 72 часов;
«Актуальные вопросы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» , ГБОУДПО (повышения квалификации) «МРИО», с 06 октября 2014 г. по 18 октября 2014 г. в объёме 72 часов.
Участие в работе Межрегионального научно-практического семинара по теме «Один день из жизни школы в технологии деятельностного метода» (опыт инновационных площадок), г. Шацк, 22.02.2018 г.
Участие в работе вебинаров.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами: выступаю на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях; провожу открытые уроки, мастер-классы, мероприятия, размещаю публикации на различных педагогических сайтах. Я веду активную общественно – педагогическую деятельность, участвую в профессиональных конкурсах.
Выступления:
Республиканский уровень:
Семинар «Проблемы и перспективы использования деятельностной модели организации учебной деятельности младшего школьника»;
Семинар «Использование различных форм текущего оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов»;
Семинар «Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников с использованием активных технологий»;
Семинар «Холокост – путь к толерантности»;
Семинар «Актуальные проблемы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Российский уровень:
Научно - практический семинар «Технологии деятельностного метода» (опыт инновационных площадок).
Семинар «Реализация системно - деятельностного подхода в учебниках образовательной системы «Гармония». Формирование предметных и метапредметных знаний и умений. Оценка достижений планируемых результатов образования.
IX Всероссийская научно-практическая педагогическая конференция «Роль музея в поликультурном воспитании детей младшего школьного возраста».
Открытые уроки и мастер –классы
Образовательная организация:
Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Правописание парных согласных на конце слов»;
Открытый урок математики по теме «Равные множества» в рамках проведения Дня открытых дверей для родителей обучающихся;
Открытый урок русского языка по теме «Звук [у], буква У у» в рамках проведения Дня открытых дверей для родителей обучающихся.
Республиканский уровень:
Российский уровень:
Интернет публикации:
Республиканский уровень:
«Роль музея в поликультурном воспитании детей младшего школьного возраста». Саранск, 2016 г.
Российский уровень:
Презентация «Словарная работа на уроках русского языка в 3 классе. УМК «Перспектива». Дистанционный Образовательный Портал «Продленка», 4 марта 2018 г.
Презентация. Дистанционный Образовательный Портал «Продленка», 13 января 2014 г.
Технологическая карта урока русского языка «Парные звонкие и глухие согласные». Дистанционный Образовательный Портал «Знанио», 10.02.2017 г.
Презентация «Имена собственные и нарицательные». Дистанционный Образовательный Портал «Знанио», 10.02.2017 г.
Презентация по русскому языку «Состав слова. 2-4 класс». Дистанционный Образовательный Портал «Знанио», 04.03.2018 г.
Презентация по окружающему миру «Человек и природа». Дистанционный Образовательный Портал «Знанио», 04.03.2018 г.
Урок математики в 4 классе. Всероссийское сетевое издание «Педагогические конкурсы», 02.10.2018 г.
Конспект урока русского языка. Мультиурок, 29.12.2014 г.
Конспект внеурочного занятия «Учусь создавать проект». Мультиурок, 29.12.2014 г.
Участие в профессиональных конкурсах
Российский уровень:
Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогических работников, приуроченный к 130-летию рождения А. С. Макаренко;
Международный творческий конкурс «Интербриг», номинация «Современный урок» - 1 место;
Всероссийский конкурс «Умната», блиц-олимпиада «Реализация ФГОС в начальной школе» - 1 место;
Всероссийский конкурс «Умната», блиц-олимпиада «Построение урока в соответствии с ФГОС» - 3 место;
Всероссийский педагогический конкурс, номинация «Презентация к уроку» - 2 место;
Всероссийский педагогический конкурс, номинация «Методическая разработка» - 3 место ;
Всероссийская олимпиада для педагогов «Традиционные и инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся» – 1 место;
Всероссийская олимпиада «Педагогическая практика», номинация «Методика проведения открытого урока в начальной школе» – 1 место.
Наличие авторских программ, методических пособий
Муниципальный уровень:
Участие в инновационной (экспериментальной) деятельности:
Образовательная организация: участие в инновационной работе по теме: «Развитие внимания младшего школьника на уроках русского языка и математики» с 10.11.2015 г. по 30.05.2016 г., приказ № 03-10/250 от 02.11.2015 г.
Муниципальный уровень: участие в опытно-экспериментальной площадке по теме: «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ - начальная школа - средняя школа», в инновационном модуле, предназначенном для общеобразовательных школ договор № 137 от 31.10.2011 г., приказ №03-10/149 от 01.09.2014г;
Российский уровень: участие в Федеральной инновационной площадке по теме: «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ - начальная школа - средняя школа». Договор № 107-фип от 07.04.2015., приказ № 03-10/222 от 10.09.2015 г., приказ 03-10/214 от 12.10.2016 г., приказ № 03-10/238 от 02.10.2017 г.
Приложение 1. Технологическая карта формирования познавательных УУД. Методики для мониторинга познавательных УУД.
Приложение 2. Конспекты уроков.