СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление педагогического опыта педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Представление педагогического опыта педагога»

1. Тема эксперимента: «Формирование информационной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы – одно из условий повышения качества образования».


2. Обоснование актуальности

Одним из наиболее существенных качеств личности в современном динамично меняющемся обществе является способность постоянно повышать свою квалификацию, самостоятельно добывать знания. Иными словами, современный человек должен уметь профессионально работать с информацией, поскольку информация и знания - это неразрывно связанные понятия. Совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективную работу с информацией, в последние годы в профессиональной речи все чаще именуется термином «информационная культура личности». Ведущая роль в формировании информационной культуры личности отводится образовательным учреждениям.

Впервые на международном уровне попытка регламентировать обязанности государств и международных организаций по подготовке человека к жизни в информационном обществе предпринята ЮНЕСКО в «Рекомендации о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству». В этом документе сказано: «Государствам-членам и международным организациям следует содействовать распространению грамотности в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Решающее значение для информационного общества имеет развитие «человеческого капитала», включая открытое, интегрированное и межкультурное образование в сочетании с обучением навыкам в области ИКТ» [25, C. 7 – 8]. В конце XX столетия в мире произошло осознание кризиса образования как общецивилизационного феномена, понимание неоспоримости того факта, что проблемы образования, наряду с проблемами выживания и развития земной цивилизации, экологии, энергетики, питания и др., вошли в число глобальных проблем человечества. Сущность этого кризиса проявляется в противоречии между социальными потребностями в образовании и возможностью их удовлетворения. Ориентир системы образования на усвоение учащимися определенной суммы знаний в современных условиях себя полностью исчерпал. Требуется обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Ограниченность концептуальных ресурсов традиционной системы образования обусловила постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования.

Воплощение в жизнь идеи непрерывного образования диктует необходимость смены ориентира систем образования с усвоения учащимися определенной суммы знаний на формирование умения учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Лишь при соблюдении этого условия может быть реализована идея «образования в течение всей жизни». В связи с этим особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Усиление роли информационной культуры в структуре деятельности современного человека определяется следующими факторами:

• резким увеличением объемов информации, обусловленным ускоренными темпами развития научно-технического прогресса;

• неизбежным рассеянием информации, вызванным дифференциацией и интеграцией современной науки;

• быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм.

Глобальный характер проблемы формирования информационной культуры личности придает ей государственное значение, требуя интеграции деятельности в этом направлении различных учреждений социально-культурной сферы. [25, C. 7 – 8].

Таким образом, для образовательных учреждений организация информационного образования и повышение информационной культуры личности представляет задачу первостепенной важности, а сами учителя, преподаватели становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащейся молодежи. Особое значение имеет проблема повышения информационной культуры и внедрения новых информационных технологий, обеспечивающих доступ населения к сокровищам национальной и мировой культуры. Следовательно, у учащихся необходимо формировать информационную культуру, учить их ориентироваться в информационно-культурном пространстве, и одна из главных ролей в этом принадлежит педагогу-словеснику.


3. Объект и предмет исследования

Объект: информационная культура школьников

Предмет: формирование информационной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы


4. Цель и задачи

Цель: формируя информационную культуру учащихся на уроках русского языка и литературы, качественно повысить уровень образования.

Задачи:

  • провести исследование (диагностику) уровня информационной культуры, используя разнообразные научные методы: анкетирование и тестирование;

  • обобщить данные этих методов и сделать общий вывод относительно полученных результатов;

  • разработать методические рекомендации, дидактический материал по формированию информационной культуры на уроках русского языка литературы, которые могли бы:

а) формировать умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

б) формировать умение эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

в) учить перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

г) формировать умение вести индивидуальные информационно-поисковые системы;

д) адекватно отбирать и оценивать информацию;

е) развивать компьютерную грамотность, способность к информационному общению;

ж) формировать умение применять полученную информацию в различных сферах своей деятельности;

з) формировать речеведческие компетенции (коммуникативную, языковую, лингвистическую (языковедческая) и культуроведческую);

е) изучить и практически использовать технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).


5. Гипотеза

Формирование высокой информационной культуры, в том числе на уроках русского языка и литературы, позволит повысить качество образования школьников, а, следовательно, в конечном счете, совершить то, к чему человечество стремилось тысячелетиями - качественно увеличить умственный, духовный, творческий потенциал человека.

Только специальная подготовка, только информационное образование гарантируют человеку реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках, информационных центрах, архивах, музеях мира. При этом наличие специальной информационной подготовки, необходимый уровень информационной культуры личности важны в такой же степени, как наличие компьютеров и каналов связи.
Отсюда можно сделать вывод, что хорошо организованная информационная среда, соответствующая запросам учащихся, четко организованная деятельность педагога будут влиять на формирование информационной культуры ребенка и в целом на его развитие.


4. Сущность

Разработка и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с учащимися по формированию информационной культуры на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества образования.


6. Методология и методы исследования

Формирование информационной культуры - проблема комплексная, включающая много аспектов. Она включает социальный, психологический, педагогический, организационно-технический и другие аспекты, опирается на знание задач и методы их реализации.

Наиболее эффективное влияние на формирование мировоззрения личности реализуется в рамках учебных заведений с помощью вербальных, прямых и косвенных методов формирования сознания личности (в форме лекций, бесед, диспутов), а также методов организации познавательной деятельности в форме помощи в самостоятельной работе с источниками информации.

На основе усвоенного знания информационная культура ставит и решает задачи формирования информационного стиля мышления личности и культуры производства и потребления информации [2, C. 82 – 88].

Формирование информационной культуры личности должно базироваться, по нашему мнению, на следующих общеметодологических принципах: культурологическом, системном; деятельностном, технологическом, принципах интегративности и непрерывности образования.

Методы исследования: ретроспективный анализ наследия отечественных и зарубежных исследователей, анализ современной литературы, наблюдение, проективные диагностические методики.


7. Этапы исследования:

1. Первый этап (2015-2016 г.г.) – вводный, обозначение направления исследовательской деятельности, изучение литературы по теме исследования, первичная диагностика учащихся.

2. Второй этап (2201-2018г.г.) – основной, реализация действий по формированию информационной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы, промежуточная диагностика эффективности.

3. Третий этап (2019-2020 г.) – обобщающий, итоговая диагностика, обобщение результатов работы в рамках темы экспериментальной работы.


8. Экспериментальная база:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32», учащиеся 8-11 классов.


9. Критерии оценки ожидаемых результатов

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня качества образования по русскому языку и литературе;

  • формирование информационной культуры учащихся; овладение высокой информационной культурой;

  • развитие умения ориентироваться в информационно-культурном пространстве;

  • формирование речеведческих компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой.

Критерии:

  • диагностичность;

  • периодичность оценивания;

  • достоверность;

  • научность.


10. Способы диагностики результатов

  • проведение контрольных срезов с последующим анализом результатов;

  • мониторинг качества знаний учащихся;

  • наблюдение за учащимися;

  • тестирование;

  • анализ результативности участия в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах и т.п.


11. Прогноз

а) положительных результатов эксперимента: в результате работы по формированию информационной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы у учащихся должны сформироваться следующие компетенции: умение адекватно формулировать свою потребность в информации; умение эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов; умение перерабатывать информацию и создавать качественно новую; умение вести индивидуальные информационно-поисковые системы; адекватно отбирать и оценивать информацию; развивать компьютерную грамотность, способность к информационному общению; умение применять полученную информацию в различных сферах своей деятельности; речеведческие компетенции (коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая; практически использовать технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).

б) возможных негативных последствий эксперимента: необходимо не смешивать понятия «информационная культура» и «информационная грамотность», т.к. последнее есть только составляющая часть первого, не заменять уроки и мероприятия по формированию информационной культуры только уроками и мероприятиями с использованием ИКТ.

в) механизмов компенсации негативных последствий:

разработка концепции, стратегии и тактики формирования информационных знаний и умений в образовательном учреждении, разработка концепции формирования информационной культуры в образовательном учреждении. Суть концепции сводится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации, то есть при организации информационного образования в школе на различных уровнях, при изучении различных предметов, в том числе и гуманитарного, филологического цикла.


12. Форма представления результатов: методическая копилка по проблеме эксперимента, выступления на школьных методических объединениях и педагогических советах; участие в разработке школьной программы информатизации и концепции школы; представление методических разработок на заседании Межшкольного межпредметного университета, предметной неделе учителей русского языка и литературы совместно с МОУ «Лицей № 26»; участие в городской научно-практической конференции: «Русская школа: Обучение старшеклассников интерпретационной и текстообразующей деятельности в профильных классах»; участие в работе городской проблемно-творческой группы учителей русского языка и литературы « Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы»; открытый урок в рамках городского семинара учителей русского языка и литературы, открытые уроки в МОУ, выступления на педагогических советах и заседаниях кафедры гуманитарного образования.


13. Краткий обзор опытно-экспериментальной работы педагога, предшествующей данному эксперименту

     1. Анализ терминологии. В ходе исследования терминологии был проведен сопоставительный анализ таких понятий, как грамотность, информационная грамотность, компьютерная грамотность, информационная культура, рассмотрена их трансформация в русской и международной практике. В результате анализа установлено, что и в нашей стране, и за рубежом конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (функциональная грамотность).

     Расширение объема понятия грамотность получило отражение в появлении ряда производных терминов: «библиотечно-библиографическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность». В целом проведенный терминологический анализ свидетельствует, что в настоящее время в отечественной и зарубежной практике используется неунифицированная терминология, зачастую без четкого определения понятий. Отметим также, что заметной тенденцией стало «вытеснение» таких понятий, характеризующих знания и умения человека по работе с информацией, как «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», понятиями «компьютерная грамотность», «информационная грамотность».
     Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии; возрастание объемов информации; информатизация общества, развитие информационной техники и технологии; становление информационного общества – все эти факторы обусловили появление и развитие в России такого сложного и многозначного понятия, как «информационная культура», определили становление информационной культуры как самостоятельного научного направления и образовательной практики. Причины того, что термин информационная культура получил в России большее распространение, чем термин «информационная грамотность» нам видятся в следующем. В самом слове «грамотность» есть оттенок элементарности, примитивности, отражение самого простого, начального уровня образования. Применительно ко всему многообразию знаний, умений и самостоятельных действий человека при работе в такой сфере, как информация и современные информационные технологии, термин «информационная грамотность», по нашему мнению, не вполне адекватен. Гораздо более соответствует масштабу рассматриваемого феномена (феномена информации и информационных технологий, информационного общества в целом) понятие информационной культуры: «Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе»

     2. Изучение и обобщение отечественного опыта. В результате изучения и обобщения опыта образовательных и библиотечных учреждений России по формированию информационных знаний и умений выяснилось следующее. В отечественной практике преобладает монодисциплинарный подход, в результате которого формирование информационной культуры сводится к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, ликвидации компьютерной безграмотности, овладению рациональными приемами работы с книгой и т. п. Имея локальный характер, ни одно из этих направлений не способно решить проблему в целом – формирование информационной культуры, как целостного явления. Установлено также, что повышение уровня информационной культуры общества серьезно осложняется из-за отсутствия специально подготовленных педагогических и информационно-библиотечных кадров и необходимой учебно-методической литературы.
     3. Исследование уровня информационных знаний и умений учащихся. Оценка уровня информационной культуры производился по следующим параметрам: умение самостоятельно сформулировать свою информационную потребность и выразить ее словесно; знание основных алгоритмов поиска информации в зависимости от вида информационного запроса: адресный, тематический, фактографический; умение извлечь информацию из источника и правильно оформить результаты своей информационно-аналитической деятельности; владение новыми информационными технологиями. Установлено, что для данной категории потребителей информации характерен низкий уровень информационной культуры, что негативно сказывается на продуктивности их учебной деятельности.
     4. Выявление и оценка состава информационных знаний и умений, которые призваны сформировать учебные дисциплины общеобразовательных учреждений. Цель исследования – определить, как общеобразовательная школа формирует и должна формировать информационные знания и умения. Методом контент-анализа из учебных программ были выделены ключевые слова, характеризующие информационные знания и умения. В результате были получены две базы данных: «Информационные знания» и «Информационные умения. Несмотря на такое «насыщение» учебных программ информационными знаниями и умениями выпускник общеобразовательной школы имеет, как правило, низкий уровень информационной культуры. Анализ показал, что причины неподготовленности учащихся к решению практических задач информационного характера кроются в нарушении принципов системности, последовательности, технологичности при формировании информационных знаний и умений, разрыве между теорией и практикой информационного обучения.














  





   В целом в ходе исследований было установлено, что все основные характеристики образования существенно зависят от информационной культуры. Наряду с образовательными учреждениями формированием информационной культуры личности традиционно занимаются и библиотеки. Однако в силу разрозненности усилий, отсутствия целенаправленно организованного процесса информационного обучения уровень информационной культуры общества продолжает оставаться неоправданно низким.

     5. Разработка концепции, стратегии и тактики формирования информационных знаний и умений, разработка методических материалов, работа по созданию предметного сайта.


14. Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение

  1. Андреева И.М., Зубов Ю.С. Информационная культура как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований. // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Междунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск, 14-15 сент. 1995.: Тезисы докл. - Краснодар, 1995.

  2. Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования. // Высшее образование в России, 1994, № 11.

  3. Гендина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры // Материалы областной научно-практической конференции, г. Кемерово, 26-28 ноября 2001 г. / Под общ. ред. Н.И. Гендиной, Г.А. Стародубовой. Кемерово, 2001.

  4. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.

  5. Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. Кемерово, 1999.

  6. Гендина Н.И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона./ Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей – Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

  7. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. Кемерово: КемГАКИ, 1999.

  8. Гречихин А.А. Информационная культура.(Опыт определения и типологического моделирования) // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. - М.,1994.

  9. Ефимов АН. Информационный взрыв: Проблемы реальные и мнимые - М.: Наука, 1985.

  10. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов – Краснодар: Краснодар. гос. акад. Культуры, 1996.

  11. Парахин А.А. О понятии «Информационная культура личности». / Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей – Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

  12. Полякова Т.И.  Формирование информационной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга // http://ibc-appo.narod.ru/magaz.htm#zac5.

  13. Цымбаленко С.Б., Шариков А. В., Щеглова А. В. Подростки в информационном мире // Педагогика. 2001. № 4.

  14. . Рекомендации о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству // www.unesco.org; www.ifap.ru

  15. Программа ЮНЕСКО Информация для всех // www.unesco.org; www.ifap.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!