СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление текста авторской статьи на основе собственного педагогического опыта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Представление текста авторской статьи на основе собственного педагогического опыта.»


ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧЕНИКОВ 1 КЛАССА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


Коробицкая Эльвира Алексеевна

Студентка группы 20П-7

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

М.С. Осипова,

преподаватель КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»



В настоящее время, в федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) наиболее актуальной в методике преподавания стала проблема развития речи младших школьников. Говорение является одним из наиболее трудных видов речевой деятельности, а его разновидность – монологическая речь – представляет еще большую трудность, чем диалог. Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. [1]

Существуют традиционные методы, которые способствуют развитию монологической речи. Основными традиционными методами являются:

-обучение рассказыванию (по иллюстрации, вспомогательным материалам);

-пересказ литературных произведений;

-разучивание отдельных речевых образцов. [3]

Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Большую роль в развитии детей оказывает игра. Для активного развития связной речи младших школьников необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе и театрализованные игры-драматизации.

Драматизация – это один из самых распространённых видов детского творчества. Это такая деятельность, которая основана на действии, совершаемом самим ребёнком. Эта деятельность наиболее близко связывает художественное творчество с личными переживаниями ребёнка, с его стремлением воплотить в живые образы и действия свои впечатления от литературного творчества. [2].

Цель исследования заключалась в том, чтобы проверить эффективность влияния игры-драматизации при формировании устной монологической речи на уроках литературного чтения. В основе работы лежат следующие методы проведения исследования по данной теме:

Теоретические:

 изучение и анализ лингвистической и методической литературы по проблеме.

Практические:

 интервью с учителем;

 наблюдение – слушание речи учащихся;

 диагностическая проверочная работа.

Представляю следующие этапы исследовательской работы:

На первом этапе была организована работа по анализу теоретической и методической литературы по теме исследования. Была определена сущность понятия монологической речи и игры-драматизации.

На втором этапе была организована беседа с учителем. В ходе беседы учитель порекомендовала виды игр-драматизаций и рассказала об их влиянии на учащихся в процессе обучения. Были выделены основные методы и приемы использования игр-драматизаций на уроках литературного чтения для эффективного формирования устной монологической речи. Так же выяснилось, что игры-драматизации на своих уроках учитель использует не часто (около одного раза в месяц)

На третьем этапе уже велось наблюдение уроков на наличие использования различных игр-драматизаций было определено, что в основном, в ход урока литературного чтения применяются простые приёмы, такие как пересказ текста, чтение по ролям.

На четвертом этапе была проведена диагностика по авторской методике Т. А. Фотековой – «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников». Учащимся было предложено прослушать и пересказать текст, который звучал. Перед началом экспериментального исследования учащиеся получили инструкцию. Никакой предварительной работы с учащимися не было. В ходе анализа результатов диагностики были выявлены некоторые дефициты младших школьников при построении устного монологического высказывания. Ученики испытывают трудности: при формулировании своего высказывания; при правильном построении вводных конструкций; при правильном использовании слова (окончание, падеж), используя литературную лексику.

Результаты исследования показывают, что приёмов данного вида, применяемых на уроках литературного чтения, не достаточно для формирования грамотной монологической речи младших школьников. Для эффективного формирования монологической речи младших школьников необходимо часто использовать игру-драматизацию во время уроков литературного чтения. Также необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников при составлении или выборе игры-драматизации.





БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высшего и среднего, педагогических заведений – 254- 263 с.

  2. Драматизация  как средство формирования функциональной читательской грамотности младших школьников [Электронный ресурс]. URL https://cyberleninka.ru/article/n/dramatizatsiya-kak-sredstvo-formirovaniya-funktsionalnoy-chitatelskoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov/viewer 2019- 71 с.

  3. Ушакова Т.Н., Детская речь — ее истоки и первые шаги в развитии/ Т.Н. Ушакова / Психол. журн. - 2019. - Т.20. - №3. - 64 с.




© 2023 133 0