«Предупреждение асоциального поведения подростков – одна из главных задач воспитания в школе»
Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня.
Образовательные учреждения осуществляют деятельность по коррекции поведения в зависимости от возраста и степени вовлечения несовершеннолетнего в эти формы поведения по следующему алгоритму:
Определение состояния здоровья.
Выяснение причин поведения.
Определение круга авторитетных для ребёнка лиц и выяснения их отношения к данному поведению.
Подключение к коррекции тех авторитетных людей, которые отрицательно относятся к данным формам поведения.
Ограничение контактов (в интересах ребёнка) с теми лицами, которые вовлекают несовершеннолетнего в данные формы поведения.
Формирование у ребёнка границ поведения (правовых и нравственных норм) и ответственности за своё поведение.
Поиски и организация деятельности, замещающей прежние асоциальные увлечения.
Главная задача профилактической работы – найти «ключик» к пониманию «трудного» ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.
Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции асоциального поведения.
Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Отмечены следующие направления, требующие повышенного внимания со стороны воспитательной системы образовательных учреждений: формирование социально-активной личности, культуры здорового образа жизни, активное вовлечение семьи в процесс воспитания, обеспечение деятельности детских объединений и кружков по интересам, формирование толерантности и способности к осознанному выбору у обучающихся, сопротивление вредным, асоциальным привычкам.
Наряду с мировоззренческой причиной стоит кризис семьи. Так сложилось, что в наше время семейная жизнь перестала являться базовой ценностью для людей. Из разряда основополагающих она перешла для многих во второстепенную, неизбежно рутинную. Изменение культуры общества в глобальном масштабе, урбанизация, развитие новых социальных отношений и иные факторы привели к тому, что традиции семейной жизни утрачены, и современные семьи в принципе не могут выполнять те социальные и, в том числе, духовные функции, которые были свойственны им на протяжении столетий. Прежде всего, семья утратила способность быть лоном любви, основой воспитания и социальной адаптации детей.
К сожалению, функции семьи в наше время, в связи с размыванием и девальвацией семейных ценностей, переходят на другие социальные институты, но очевидно, они не могут заменить семью или до конца восполнить ее.
Психологи советуют:
- Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, "испорченном" подростке хорошие стороны.
- Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.
- Нельзя относиться к "трудным, с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от Вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т.д.).
- Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на Ваш взгляд, тайна, доверенная Вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах Ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.
- Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: "Такой-то неисправим, он кончит в тюрьме". Знайте, если это предсказание сбудется. Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
- Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш "материал", особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.
- Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.
Учитывая, что трудновоспитуемость, социальная дезадаптация в ряде случаев определяются причинами не только психолого-педагогического, но и медицинского характера, связанными с нервно-психическими заболеваниями и патологиями, требуется также и обращение к детским, подростковым психотерапевтам и психиатрам. В подобных случаях социальная реабилитация детей и подростков с отклоняющимся поведением предполагает согласованные лечебно-воспитательные коррекционные программы. Однако следует отметить, что при всей важности и необходимости медико-психологической помощи, решающее значение для превентивной практики все-таки представляют социально-педагогические программы, направленные на оздоровление условий семейного, школьного, общественного воспитания, гуманизацию системы отношений подростка, ребенка.
Пять правил воспитания положительной привычки у детей.
Для того, чтобы в человеке воспитать положительную привычку, необходимо научить его осознавать, что без нее жизнь превратиться в катастрофу. Например, ученик безответственен – это приводит к опозданиям, невыученным урокам, неуспеваемости и т.д.
Человек должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной вредной привычки. Можно 1000 раз повторить ребенку, что у него есть плохая привычка, но это не приведет к исправлению. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек, даже если для этого необходимо проявлять жесткость и твердость.
Необходимо учить человека использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка в положительных привычках приводит к их закреплению.
Нельзя бесконечно говорить обладателю плохой привычки, что он - ее хозяин. Бесконечные проповеди и нравоучения озлобляют учащихся. Многие дети и так знают, что у них есть вредные привычки. Надо быть очень авторитетным среди учащихся, чтобы они стали прислушиваться к вам и исправляться.
Для проявления положительных привычек классный руководитель должен создавать условия. Если классный руководитель знает, что большинство учащихся класса курит, необходимо организовывать встречи с врачами, людьми, преодолевшими пагубное пристрастие, смотреть фильмы, участвовать в акциях антирекламы.