Преемственность дошкольного и начального образования
Подготовила: Журавель Т.И., заведующий
МБДОУ «ЯСЛИ-САД № 180 Г.ДОНЕЦКА»
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.
Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.
Преемственность МБДОУ и МБОУ осуществляется на основании Закона ДНР «Об образовании», «О дошкольном образовании», инструктивно-методических рекомендаций «Об обеспечении взаимодействия в образовательной работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста».
Цель современного образования - развитие личности каждого ребенка.
Задачи дошкольной ступени – развитие ребенка и сохранение его здоровья (физического, социального, психического).
Задачи начальной ступени – развитие творческих способностей и стремления к самообразованию через сохранение здоровья, развитие эмоционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого ребенка.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е.развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами МБДОУ и МБОУ.
Формы осуществления преемственности.
В работе с педагогами используются следующие мероприятия
Совместные педагогические советы (МБДОУ и школа);
семинары, мастер- классы;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов МБДОУ и МБОУ;
открытые показы образовательной деятельности в МБДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
Работа с родителями будущих первоклассников должна быть направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Это:
совместные родительские собрания с педагогами МБДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
консультации с педагогами МБДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
анкетирование, тестирование родителей;
образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
визуальные средства общения;
заседания родительских клубов
Работа с детьми направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». На занятиях дети узнают: что такое школа? Зачем надо ходить в школу? Кто это – учитель? Что такое урок, перемена? Для поддержания у детей устойчивого интереса мы используют разнообразные формы работы:
экскурсии в школу;
посещение школьного музея;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…" В.А. Сухомлинский.