СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность и непрерывность обучения как стратегия развития современного образования .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема непрерывности и преемственности в образовании существует давно. Все педагогическое сообщество понимает ее значимость и акту­альность. Свидетельством тому являются принятие многочисленных доку­ментов.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность и непрерывность обучения как стратегия развития современного образования .»

Преемственность и непрерывность обучения как стратегия развития современного образования в




В условиях динамично меняющегося современного мира, происходит модернизация системы образования, позволяющая своевременно и достойно ответить “вызовам времени”, ориентировать образовательную политику на интеграцию в мировое пространство. Образование обеспечивает личности, обществу и государству устойчивое развитие, стабильность и безопасность. Это отмечено и в стратегическом плане развития Республики Казахстан на период до 2025 года “…целью следующего десятилетия является создание единой Национальной системы образования, обеспечивающей поступательное человеческое развитие, с одной стороны, и обеспечение интеграции национальной системы образования в общемировую, с другой”, поэтому на современном этапе развития системы образования в нашей стране на первый план выдвигается задача ее модернизации с целью достижения высокого качества подготовки к жизни подрастающего поколения. Это возможно только в условиях непрерывности и преемственности образования, однако процессы, происходящие в современном образовании, свидетельствуют о том, что механизмы преемственности и непрерывности в нем выражены очень слабо.

Проблема непрерывности и преемственности в образовании существует давно. Все педагогическое сообщество понимает ее значимость и акту­альность. Свидетельством тому являются принятие многочисленных доку­ментов Министерства образования и науки РК, региональных управлений образования, публикации научных и методических статей и разработок, вы­ступления специалистов (педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, медицинских работников), родителей, заинтересованной общественности.

Актуальность рассмотрения данной проблемы, в первую очередь, связана с нарушением преемственных связей в системе непрерывного образования.

Термин «преемственность» в литературе рассматривают как закон, закономерность, принцип, условие, требование, фактор, образ, правило, средство, т..е. преемственность — многоаспектное педагогическое явление. Поскольку преемственность в учебно-воспитательном процессе имеет комплексный, междисциплинарный характер, ее изучением занимаются философы, психологи, социологи, педагоги.

В философии выделяют два основных вида преемственности – «горизонтальную» и « вертикальную». «Горизонтальная» преемственность предполагает процесс количественных изменений, происходящих в рамках одного уровня. «Вертикальная» преемственность – процесс качественных изменений на разных уровнях.

В психологической науке интерес к феномену преемственности проявляется, прежде всего, в возрастной психологии и психологии развития. Преемственность определяется здесь как атрибутивное свойство развития личности, где периоды ее становления последовательно сменяют друг друга.

С социологической точки зрения, преемственность является частью социального развития, включена в его контекст.

С позиций педагогического подхода преемственность определяется как общепедагогический принцип, который выступает условием и механизмом реализации других принципов (научность, доступность, последовательность, систематичность) учебно-воспитательного процесса.

Традиционно в педагогике преемственность рассматривается на горизонтальном уровне - в условиях одного и того же учебного учреждения (преемственность между компонентами общей системы учебно-воспитательного процесса) и вертикальном уровне в условиях различных учреждений (преемственность в работе дошкольного учреждения и школы; преемственность средней и высшей школы и т.д.).

Результатом горизонтальной преемственности является последовательность в изучении материала, сформированность целостного знания, единство образовательных технологий, схожесть методик обучения.

Результат вертикальной преемственности - подготовка к обучению на последующей ступени образования.

А.Г. Мороз отмечает, ) что "преемственность - это общепедагогический принцип, который по отношению к обучению требует постоянного обеспечения неразрывной связи между отдельными сторонами, частями, этапами и ступенями обучения и внутри их; расширения и углубления знаний, приобретенных на предыдущих этапах обучения; преобразования отдельных представлений и понятий в стройную систему знаний, умений и навыков.

Любой, кто берется исследовать проблему преемственности, непременно заметит: “Тема очень сложная”. А казалось бы, что в ней сложного? Известно, что “гладкой” преемственности в развитии человека не бывает, и любой переход в новое состояние, даже самый приятный - это всегда стресс. Поскольку без стрессов обойтись невозможно, надо попытаться “сделать” их менее вредными и более полезными для развития. Остановимся на особенностях преемственности между дошкольными учреждениями и начальной школой.

Для воспитателей дошкольных учреждений преемственность

– это развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер, психических функций, коммуникативных навыков, умений действовать по правилам, т. е. готовность к новым формам деятельности

- развитие способности детей, позволяющих ребенку осваивать различные виды деятельности; готовность к сотрудничеству со взрослыми и детьми

- умение общаться со взрослыми и со сверстниками привитие детям привычки внимательного и бережного отношения к другим детям, умение детей с пониманием относиться к индивидуальным особенностям других,

- способность детей справляться со своими проблемами не обременяя других; развитие психически ориентированных действий мотивационной сферы,

- обеспечение психического и физического развития детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность,

забота о том, чтобы к детям, когда они придут в школу не было никаких претензий.

Для учителя начальных классов все просто: преемственность – это наличие у ребёнка перед поступлением в школу определённых знаний и навыков. И только. Психологическая готовность, желание ребёнка учиться и познавать новое, общаться со сверстниками для него несущественны. И это понятно, так как основным показателем работы учителя является отметка. Какова отметка – таков и ученик. Перед большинством учителей ребёнок не предстает целостной личностью.

Начальная школа должна обеспечить максимально комфортный переход детей от модели воспитания, образования и развития, предлагавшейся в дошкольном учреждении, к учебной, школьной модели. Главной целью является плавное замещение форм работы с детьми при переходе из детского сада в школу и учет тех достижений, которых они смогли достичь на ступени дошкольного образования.

Анализ содержания основных положений Госстандарта дошкольного и начального звена позволяет обозначить следующие задачи преемственнос­ти между дошкольным и начальным обра­зованием:

  • создание системы непрерывного обуче­ния, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компо­нентов образования (целей, задач, со­держания, методов, средств и форм ор­ганизации);

  • создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмо­циональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребенка;

  • развитие ведущей деятельности каждо­го периода жизни ребенка;

  • разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и млад­шего школьного возраста;

  • создание комплекса учебно-методичес­кой документации для ДДО и начальной школы;

В «Законе об образовании РК» каче­ственно различаются понятия преемствен­ность и непрерывность образования. «Неп­рерывность» образования относится, прежде всего, к сфере организации педагогического процесса, его дидактического наполнения и методического обеспечения. А «преемственность» понимается как преемственность в развитии на разных уровнях образования. Такое различение своевременно и перспек­тивно и имеет, на наш взгляд, три важ­ных вектора.

Вектор № 1: проблема преемственнос­ти связана с решением серьезных социаль­ных вопросов: гарантированное качество образования; его доступность различным категориям населения и субъектам различ­ных способностей, воспитание и развитие компетенций детей.

Вектор № 2: механизмы реализации пре­емственности возможны только по пути развития субъект-субъектных отношений. Необхо­димо осознать, что и «старшие», и «млад­шие» находятся в одинаковом положении в отношении современной культуры, что от­крывает возможности совместной деятель­ности и продуктивного взаимодействия.

Вектор № 3: преемственность следует рассматривать как совокупность взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и других, которые определяют характер, содержание и результаты развития.

Следовательно, проблема преемственности относится к разряду междисциплинарных и многоуров­невых и ее решение требует координации и интеграции усилий специалистов различных наук, практиков и ведомств.

Поэтому уже в стенах педагогического колледжа учащихся надо знакомить с проблемами непрерывности и преемственности, путями их решения, с особенностями организации учебно-воспитательного процесса на смежных уровнях системы образования,

Понимание будущими педагогами важности преемственности по­зволит реально осуществить непрерыв­ность в развитии и обучении, а именно:

    • координировать цели, задачи, содержа­ние, методы, средства и формы органи­зации образовательных процессов;

    • обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоциональ­ного благополучия и на развитие инди­видуальности каждого субъекта образовательного процесса.

    • выявлять взаимодополняющие факторы социализации различного уров­ня, особенно микрофакторы: семья, свер­стники, микросоциум и т.д.;