9 ноября 2011 г.
Координационный совет
Якутск
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
В основе ФГОС лежит принцип
единства преемственности и инновационности.
Федеральный
государственный
образовательный стандарт начального общего образования
Федеральный
государственный
образовательный стандарт основного общего образования
2
Приоритетная цель школьного образования:
- развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
- проектировать пути её реализации,
- контролировать и
оценивать свои
достижения.
Научить
учиться
3
Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
3
Овладение учащимися УУД
создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.
3
Программа формирования УУД
включает в себя:
- ценностные ориентиры содержания образования ;
- характеристики УУД и типовые задачи их формирования;
- преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию.
3
3
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка
НОО
ООО
обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие ребования к результатам
Цель НОО
Цель ООО
учить ученика учиться
учить ученика учиться в общении
Планируемые результаты
Личностные результаты
Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные УУД
Общеучебные, знаково-символические, информационные, логические
Коммуникативные УУД
Инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией
Предметные результаты
Определены с учетом содержания учебных предметов
Урок математики
4б класс учитель Ковкель И.Н.
Тема: Деление на 1000, 10 000,...
Цель: учиться делить на 1000, 10 000,...
(создать условия для организации деятельности учащихся по изучению правила деления на 1000, 10 000,...)
Тип урока: знакомство с новым материалом
Технология деятельностного метода
Метод: частично-поисковый
Планируемые результаты:
учащиеся научатся выполнять деление на 1000, 10 000,...,
видеть практическое применение изученной темы,
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы;
получат возможность продуктивно сотрудничать с одноклассниками;
получат возможность для формирования самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Технологическая карта урока
Этап структуры урока
Предметные
задачи
1.Организационный
момент. Самоопределение к деятельности.
Метапредметные задачи - содействовать формированию УУД:
Коммуникативные УУД:
использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; умение приходить к общему мнению при работе в коллективе; активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата.
Личностные УУД:
самоопределение; формировать умение выражать свои эмоции, внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к урокам математики; понимание причин успеха в учёбе.
Регулятивные УУД:
целеполагание; формировать желания выполнять учебные действия.
Этап структуры урока
Предметные
задачи
2. Актуализация опорных знаний
Метапредметные задачи - содействовать формированию УУД:
Способствовать совершенствованию вычислительных навыков, формированию умения преобразовывать величины
Регулятивные УУД:
ставить учебные задачи; выполнять учебные действия с многозначными числами; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в учебной деятельности.
Познавательные УУД:
уметь анализировать и обобщать в виде правила.
Коммуникативные УУД:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД:
формировать желания выполнять учебные действия.
Этап структуры урока
Предметные
задачи
3. Определение темы и цели урока
Метапредметные задачи - содействовать формированию УУД:
Регулятивные УУД:
Прогнозирование, целеполагание- ставить учебные задачи;
Познавательные УУД:
уметь анализировать и обобщать; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные УУД:
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками- определять цель, функции участников; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД:
формировать желания выполнять учебные действия.
Этап структуры урока
Предметные
задачи
4. Усвоение знаний и способов действий
Метапредметные задачи - содействовать формированию УУД:
Содействовать формулированию и усвоению правил деления на 1000,
10000,..;
познакомить с новой величиной массы-миллиграммом, её обозначением и практическим применением
Регулятивные УУД:
оценивать свои возможности и выбирать посильные задания; выполнять учебные действия с многозначными числами; осуществлять контроль под руководством учителя, самоконтроль и самооценку в учебной деятельности.
Познавательные УУД:
уметь анализировать и обобщать в виде правила по аналогии с ранее изученными правилами.
Коммуникативные УУД:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управлять поведением партнёра- контролировать, корректировать, оценивать его действия.
Личностные УУД:
принимать решение и его реализовывать;
Этап структуры урока
Предметные
задачи
5. Закрепление и применение знаний и способов действий.
Метапредметные задачи - содействовать формированию УУД:
Способствовать совершенствованию вычислительных навыков, формированию умения преобразовывать величины, решать задачи
Регулятивные УУД:
оценивать свои возможности и выбирать посильные задания; выполнять учебные действия с многозначными числами; осуществлять контроль под руководством учителя, самоконтроль и самооценку в учебной деятельности.
Познавательные УУД:
совершенствовать письменные приёмы вычисления с многозначными числами, умение решать задачи, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; преобразовывать величины.
Коммуникативные УУД:
управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка его действий.
Личностные УУД:
принимать решение и его реализовывать; формировать желание выполнять учебные действия.
Этап структуры урока
Предметные
задачи
6. Включение в систему знаний и повторений (дополнительное задание)
Метапредметные задачи - содействовать формированию УУД:
Способствовать совершенствованию работы с диаграммами
Регулятивные УУД:
целеполагание; формировать желания выполнять учебные действия.
Познавательные УУД:
совершенствовать умение работы с диаграммами.
Коммуникативные УУД:
управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка его действий; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД:
принимать решение и его реализовывать; формировать желание выполнять учебные действия.
Этап структуры урока
Предметные
задачи
7. Рефлексия деятельности
Метапредметные задачи - содействовать формированию УУД:
Регулятивные УУД:
контроль в форме сопоставления действия и результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.
Коммуникативные УУД:
использовать доступные средства для передачи своего впечатления; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата.
Личностные УУД:
формировать умение выражать свои эмоции; понимание причин успеха в учёбе; самоопределение.
1. Требования к результатам Вывод
Преемственность
– это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает этот накопленный в начальной школе потенциал.
Программа преемственности начальной и основной школы
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья , эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.
Направления работы При взаимодействии участников образовательного процесса в рамках по организации программы в центре внимания находится ученик и его проблемы . Их ему по преемственности помогают решать учителя начальных классов, учителя-предметники, родители , социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель .