Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Образование –важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно. Р.Киплинг.
От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский
«Преемственность в обучении означает процесс развития учащихся путём осмысления или взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.»
Педагогическая энциклопедия.-М,1966г
- в планировании содержания образования,
- в оптимальном выборе и целесообразности сочетания методов, форм и средств обучения,
- в соблюдении единства педагогических действий и требований,
- в создании необходимых условий для непрерывного использования и развития усвоенных детьми знаний, умений и навыков”.
Педагогическая энциклопедия . – М .. 1966 ) .
- Детский сад- школа
- Начальная школа- среднее звено
- Основная школа- средняя
- Состояние здоровья и физическое развитие детей.
- Уровень развития познавательной активности.
- Умственные и нравственные способности.
- Сформированность творческого воображения.
- Развитие коммуникативных умений.
ПСИХОЛОГ
ПЕРВОКЛАССНИК
РОДИТЕЛИ
УЧИТЕЛЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ
- Методическая работа
- Работа с детьми
- Работа с учителями
- Работа с родителями
- Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
Преемственность
— это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие.
Образовательные стандарты должны обеспечивать:
единство образовательного пространства Российской Федерации
преемственность основных образовательных программ
- начального общего
- основного общего
- среднего (полного) общего
- начального профессионального
- среднего профессионального
- высшего профессионального образования
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие
Федеральный
государственный
образовательный стандарт основного общего образования
Федеральный
государственный
образовательный стандарт начального общего образования
преемственность
развитие
Качества, которые должны быть у ребенка на выходе из
школы для его успешности в современной жизни
- Умение ставить цель и добиваться ее
- Умение адаптироваться к ситуации
- Умение общаться
- Умение ориентироваться в мире
- Самостоятельно добывать и применять знания
Митя
- Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком
- Сохранить здоровье …
Портреты выпускников
Основная школа
- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством
- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
- любящий свой народ, свой край и свою Родину
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни .
личностные результаты
метапредметные
результаты
– фактор
развития
мотивационных
личностных ресурсов;
- фактор развития инструментальных
ресурсов
Предметные
результаты -
когнитивных ресурсов.
ФГОС ООО
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности , системы значимых социальных и межличностных отношений ,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
ФГОС НОО
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетенции,
личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности
ФГОС НОО
ФГОС ООО
освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться,
и межпредметными понятиями
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории
ФГОС ООО
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
ФГОС НОО
освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета
опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания,
его преобразованию и применению,
а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата в условиях введения ФГОС.
Классн.рук.
Литерат.чтение
Математика
Окружаю-щий мир
История. Обществознание
Классн. рук.
Биология. География
Физика. Химия
Картина преемственности сентябрь-
Мы подготовили замеча-тельных детей, а вы… .
Да ваши дети ничего не знают и не умеют
Литература
Рус. язык
Рус. язык
Математика
Проблемы преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено.
Возможные причины недостаточной адаптации в 5 классе .
- разные требования со стороны учителей -предметников;
- большой поток информации, незнакомые термины, слова;
- ощущение отсутствия или недостаточности внимания со стороны учителей;
Возможные причины недостаточной адаптации в 5 классе .
- изменения режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой;
- увеличение физической и умственной нагрузки;
- состояние его физического здоровья, связанные с возрастными и гормональными изменениями в организме;
Возможные причины недостаточной адаптации в 5 классе .
- наличие большей свободы и самостоятельности;
- отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность;
- ослабление контроля родителей.
Преемственность
– это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.