СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преломление света

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Преломление света»



Урок №

Дата

Учитель: Свирская И.Ю

Класс: 9

Предмет: физика


Тема урока: Преломление света. Закон преломления.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний(практикум)

Цель урока: Изучить закон преломления света

Планируемые результаты:



Предметные; имеют представлений о явлениях отражения и преломления света.

Метапредметные:

проводят эксперимент по предложенному плану;

на основании результатов эксперимента формулируют обобщающий вывод;

соотносят полученный вывод с гипотезами и на этом основании делают вывод о верности гипотез;

работают в группе – устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают.

Личностные: самостоятельно приобретают новые знания и практические умений,

умеют оценивать результаты своей собственной деятельности.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые методы обучения – игра « Верю - не верю». Активный метод изучения «Ажурная пила»

Оборудование: заготовка схемы для этапа мотивации – по 2 листа в каждую группу; оборудование для экспериментального исследования; рабочий лист – по одному в каждую группу; карточки с заданиями для каждой группы; презентация «Преломление света»; компьютер, проектор, ноутбуки; листы для диагностической проверочной работы.


Ход урока


Структура урока

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5мин.).

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).

3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (20 мин.).

4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (10мин.).

5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 5 мин.).


Организационный этап.

Оформление:

Эпиграф:

Считай несчастным тот день или тот час, в который

ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

Я. – А. Коменский (эпиграф на доске)

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся


Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 1

1. Создание благоприятной атмосферы на уроке. Здравствуйте.

«Человек без улыбки на лице не должен начинать свой рабочий день». Давайте улыбнемся друг другу.

Слайд 2

Без физических знаний человек не может сформироваться как гармоническая личность. Поэтому давайте продолжим осваивать физику, каждый раз добывая новые и новые знания, которые помогут в изучении других предметов и в нашей практической жизни. Слайд 3 Учитель читает стихотворение:
На берегу сидим вдвоем, 
Глядим в прозрачный водоем.
Песчинка дна - и та видна.
Скажи: какая глубина?
«Здесь мне по шею», - ты сказал.
Прыг вниз, а дна-то не достал.
Вот вынырнул из-под воды…
Но почему ошибся ты?  


Как вы думаете, почему это произошло?
Какова тема нашего сегодняшнего урока?

слайд 4

Давайте вспомним, что мы знаем о световых явлениях?

слайды 5,6

игра «Веришь, не веришь»

Цель игры: повторение и контроль знаний, подготовка к восприятию нового материала.

Материалы: сигнальные карты разного цвета

Модель игры: Учитель читает утверждение (или на слайде) (определение, суждение и т.д.) учащиеся сигнализируют с помощью карт, верное утверждение или нет.

Учащиеся участвуют в игре.

Вопросы к игре:

1. Тела, от которых исходит свет, является источником света (верно).

2. Насекомые светлячки это искусственные источники света (неверно).

3. В однородной прозрачной среде свет распространяется прямолинейно (верно).

4.В зависимости от того, какой процесс лежит в основе получения излучения, разделяют на тепловые и люминесцирующие (верно).

5. Звезды не являются точечными источниками света, так как находятся далеко от нас (неверно).

6. Угол отражения это угол между падающим лучом и отраженным (неверно)

7. Угол падения равен углу отражения (верно)

8. Мнимое изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии от зеркала, на каком находится сам предмет. (верно)

9. Размер изображения предмета в плоском зеркале больше размера самого предмета. (неверно)

10. Тень – это область пространства, в которую не попадает свет от источника. (верно) .

Отмечают правильность на листках контроля

Лист контроля урока игра « Верю, не верю» (Приложение 1.)


№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ












Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Возвращение к проблемному вопросу слайд 7

Изучение нового материала, организация самостоятельной работы учащихся.

Учитель: организует групповую деятельность учащихся, объясняет порядок работы, указывает источники информации. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3005/main/


Цели и задачи метода: Организация самостоятельной работы, работы в малых группах при изучении и проработке нового материала.

1)Исследование

карточки с вопросами слайд 9 (Приложение 2.)

( время выполнения фиксируется с помощью таймера)

1. Чем характеризуется оптическая скорость света.

2. Постройте рисунок: покажите луч падающий, луч преломленный.

3. Сформулируйте закон преломления света.

4. Одинаково ли ведет себя луч при переходе из воздуха в воду и наоборот.

Результат: три группы провели эксперимент по наблюдению за поведением луча при преломлении света. На основании результатов эксперимента сформулировали выводы.

2)Обмен информацией

Цель: представить результаты работы группы всему классу и уточнить формулировки выводов.

Группы разместили заполненные рабочие листы на доску. Во время представления группами результатов своей работы учащимся предлагалось обратить внимание на полноту и правильность формулировки выводов, на соответствие формулировки вывода цели исследования.

На данном этапе учащиеся представили своё решение другим ученикам, с одной стороны, и в то же время соотносили со своим вариантом решения других групп. Мыслительная работа по соотнесению «своего» и «чужого» вызвала необходимость дальнейшего мыслительного процесса по поиску решения. Продуктивность этого процесса зависит от анализа и синтеза полученной информации на этапах связывания информации и формулирования вывода.

Результат: были внесены корректировки в формулировки выводов групп. Слайды 10,11,12

Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

3) Связывание информации и формулирование вывода

Цель: сделать вывод о верности полученных знаний.

См. видео 1 http://www.youtube.com/watch?v=wVUlZbYSOEE

и видео 2 http://www.youtube.com/watch?v=6FI8-gsDTCY

на 40 секунде необходимо остановить видео и выполнить с учащимися задачу по данному условию (может выполнить на доске учитель , учащиеся из курса математики должны назвать значения синуса 45 и 30 градусов и рассчитать по этим данным показатель преломления, затем продолжить видео фрагмент.

Часть учащихся выполняют задания на карточках, часть выполняют онлайн тест http://www.schooltests.ru/08_peryshkin/67_zakon_prelomleniya_sveta.php

Карточки с заданиями (Приложение 3.)

1.Угол падения луча из воздуха в стекло равен 0о. Чему равен угол преломления.

2.Для каждого случая начертите примерно преломленный луч, считая, что все изображенные тела изготовлены из стекла.

3. Рыбка в озере находится в точке S. В каком примерно направлении видит изображение рыбки в воде мальчик, глаз которого расположен в точке А


4. Зачем стекла автомобильных фар делают не гладкими, а рифлёными, состоящими как бы из маленьких трехгранных призм?

5. Проведите эксперимент.

Положите на дно чайной чашки монету и расположите глаз так, чтобы край чашки закрывал её. Налейте в чашку в воду. Что произошло? Почему?

Осуществляется самопроверка, учитель дает пояснения, если у учащихся возникли затруднения


Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания .


Учитель подводит итог урока.
Обратите внимание на эпиграф. Узнали ли мы сегодня что-то новое?
- Какая цель была поставлена в начале урока?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Легко ли справились с заданиями?
- Какие  были затруднения?
- Какими способами или приемами вы пользовались при решении проблемы?
- Оцените свою деятельность на уроке.

Рефлексия. (Приложение 4.)

Учитель благодарит всех за работу и заканчивает урок словами

Б. Пастернака:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности истекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Все время, схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья

























Приложение.

Приложение 1.

Лист контроля игра « Верю, не верю» (для каждого учащегося)

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ













Приложение 2.

Карточки задания для групп (один лист на группу)

1. Чем характеризуется оптическая скорость света.

2. Постройте рисунок: покажите луч падающий, луч преломленный.

3. Сформулируйте закон преломления света.

4. Одинаково ли ведет себя луч при переходе из воздуха в воду и наоборот.

Приложение 3.

Карточки с заданиями для учащихся (один лист на парту, работа в парах)

1.Угол падения луча из воздуха в стекло равен 0о. Чему равен угол преломления.

2.Для каждого случая начертите примерно преломленный луч, считая, что все изображенные тела изготовлены из стекла.

3. Рыбка в озере находится в точке S. В каком примерно направлении видит изображение рыбки в воде мальчик, глаз которого расположен в точке А





4. Зачем стекла автомобильных фар делают не гладкими, а рифлёными, состоящими как бы из маленьких трехгранных призм?

5. Проведите эксперимент.

Положите на дно чайной чашки монету и расположите глаз так, чтобы край чашки закрывал её. Налейте в чашку в воду. Что произошло? Почему?



Приложение 4.

Рефлексия (для каждого учащегося)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!