СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преодоление речевой агрессии на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена особенностям преодаления речевой агрессии на уроках русского языка в школе

Просмотр содержимого документа
«Преодоление речевой агрессии на уроках русского языка»

ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА


Сухорукова Виктория Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ города Абакана «СОШ № 24», Республика Хакасия


Аннотация: статья посвящена особенностям преодоления речевой агрессии на уроках русского языка в школе. В статье рассмотрены сущность понятия «речевая агрессия», виды речевой агрессии, причины речевой агрессии, приемы и методы преодоления речевой агрессии на уроках русского языка.


Ключевые слова: речевая агрессия, речевое поведение, культура речевого поведения, школьники, уроки русского языка.


OVERCOMING VERBAL AGGRESSION IN THE CLASSROOM

RUSSIAN LANGUAGE


Sukhorukova Viktoriya Yur'еvna

Teаcher of Russiаn languаge and literаture

MBЩU of Abаkan «SОSH № 24», Republiс of Khаkasia


Annotаtion: the articlе is devоted to the pеculiarities of overcоming spеech aggression in Russian language lessons at school. Thе artcle considеrs the essеnce of the concеpt of «speech aggression», types of speech aggression, causes of speech aggression, techniques and methods for overcoming speech aggression in Russian language lessons.


Key word: speech aggression, speech behavior, culture of speech behavior, pupils, Russian lesson.

В настоящее время одной из актуальных проблем в обучении школьников русскому языку является формирование и развитие их разговорной культуры. Коммуникативно-речевое умение формируется на всём протяжении изучения учебного предмета «Русский язык» и постоянно требуется внимание к повышению культуры школьной речи на уроках данной дисциплины. Как отмечают многие исследователи, именно на современном этапе русский язык характеризуется спадом динамики речевой культуры, вульгаризацией речи, то есть речевой агрессией [4, с. 112].

Речевая агрессия – это вербальная агрессия, проявляющаяся в словесном выражении негативных эмоций, чувств или намерений в грубом и оскорбительном виде. Это осознанные воздействия на собеседника языковыми средствами, настойчивые навязывания определенной точки зрения, которые предполагают изменения личностной его установки или поражения в полемике, намеренные оскорбления различными речевыми способами [5, с. 84].

К видам речевой агрессии относятся:

- активная прямая агрессия (словесное унижение и оскорбление, командные высказывания, негативный сарказм);

- активная непрямая агрессия (неверная информация об объекте агрессии);

- пассивная прямая агрессия (отказ говорить с человеком);

- пассивная непрямая агрессия (не умение защитить человека, которого критикуют).

Что касается такой характеристики, как интенсивность, то речевая агрессия может быть сильной (явная брань или ругательство) и слабой (ирония). По степени целенаправленности речевая агрессия может быть осознанная (целенаправленная, преднамеренная, инициативная) и неосознанная [8, с. 112].

Причины проявления речевой агрессии школьников могут быть биологическими, социальными, психологическими, социокультурными и коммуникативными. Основной вред речевой агрессии школьников состоит в ее недооценке их сознанием, так как затрудняется информационное общение, тормозятся восприятие и понимание, происходит нарушение планирования стратегии социального взаимодействия. Конечно, полностью устранить речевую агрессию школьников из общения невозможно, но можно, к примеру, на уроках русского языка, ее контролировать, сдерживать, предотвращать, стараясь избегать негативных высказываний в собственной речи.

К таким направлениям, которые бы непосредственно контролировали школьную речевую агрессию и использовались на уроках русского языка, относятся:

- развитие культуры речи с помощью самонаблюдения и самоконтроля;

- развитие способностей к толерантному и эмпатийному отношению;

- использование частных психолого-педагогических приемов профилактики и преодоления речевой агрессии в конкретной ситуации общения;

- формирование речевого этикета [5, с. 114].

Речь педагога должна быть не только образцом использования литературных языковых форм, но и этическим речевым правилом, так как если следовать правилу вежливости и учтивости, можно не допустить проявление речевой агрессии непосредственно в общении. Поэтому каждый учитель русского языка и литературы должен уметь усовершенствовать знания учащихся о реальных системах языка и умениях правильно выражаться, точно использовать каждое слово и выражение, выбирать соответствующее с темой высказывания и ситуацией слово [6, с. 81].

Именно дисциплина «Русский язык» обладает высоким потенциалом достижения данной цели, в связи с чем учителя русского языка должны понимать важность данного предмета в плане развития речевой культуры учащихся. К примеру, в процессе работы с различными текстами, которые являются источниками проявлений культуры речи, после бесед и дискуссий, на этапе написания собственных текстов можно проводить послетекстовую работу, устраняя речевую агрессию учащихся [3, с. 25].

Процесс работы над устранениями речевой агрессии детей на уроках русского языка должен осуществляться, используя личностно-ориентированный и дифференцированный принципы обучения с элементами игровой и информационной технологии. Важными для реализации данных принципов являются такие творческие работы, как сочинение, сочинение-миниатюра, развёрнутые ответы на вопросы и др. Для развития устной речи школьникам предлагаются такие формы работы как составление рассказов по картинке, описания фотографии, рассказы о личных впечатлениях о том, что они прочитали, услышали или увидели. Также проводятся различные дебаты, дискуссии и диспуты, предполагающие дальнейшее конспектирование [2, с. 218].

Большое значение в проведении образовательного процесса имеют игровые технологии, которые пробуждают интерес школьников к изучаемым материалам, позволяют закреплять и запоминать знания, полученные на уроках. Языковые игры, которые используются на уроках русского языка, стимулируют желание учиться и являются эффективными педагогическими приёмами [1, с. 500].

В ходе работы по устранению речевой агрессии на уроках русского языка можно использовать различные языковые игры, которые подбирает учитель, учитывая возраст детей, их интересы, изучаемые языковые явления. В качестве игрового задания школьникам предлагаются соревнования на скорость, например, кто быстрее найдёт ошибку в тексте и исправит её. Также можно предложить детям проверить и оценить письменную работу соседа по парте, выполняя функции учителя.

В ходе борьбы с «засорением» речи детей словами заимствования проводится работа по замещению заимствований русскоязычными синонимами. Умения грамотно использовать и подбирать речевые синонимы обогатят и разнообразят лексикон школьников. Задания, которые направлены на усвоения конкретных лексических значений, помогают расширять их словарный запас, поэту можно предложить детям угадывать значения слов, их замену и различные паронимы [7, с. 84].

Также школьникам предлагаются такие задания по устранению речевой агрессии как пересказ с досочинением историй, описанных в текстах, пересказы от лица одного из героев, инсценирование, предполагающее заучивание фрагмента текста, которое бы демонстрировало положительный пример слово- и формоупотреблений, высокий уровень образности и богатый грамматический строй [3, с. 24].

Итак, преодоление речевой агрессии на русского языка – это основная задача учителей-филологов. Вне зависимости от возраста школьников и изучаемого материала, учителя должны строить работу по устранению речевой агрессии школьников в виде учебных часов, факультативных занятий или же их совокупности. Необходимы поиски эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речевой культуры. Также важен процесс пробуждения интереса к звучащим словам, истинному вкусу и значению родного слова, стремлениям развивать свою речевую культуру без проявлений речевой агрессии.



Список литературы


  1. Дряхина С.Д., Малышева О.Г., Жукова И.В. Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах // Молодой ученый. – 2019. – № 20. – С. 500-502.

  2. Лолуа В.В. Формирование культуры речи школьников на уроках русского языка. – М., 2002. – 345 с.

  3. Милостивая О.И. Формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2018. – № 4. – С. 24–25.

  4. Петрова Н.Е. Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии. – М., 2015. – 160 с.

  5. Седов К.Ф. Агрессия как вид речевого воздействия. – М., 2018. – 140 с.

  6. Смелкова З.С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М., 2017. – 232 с.

  7. Третьякова П.И. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. – М., 2014. – 218 с.

  8. Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления. – М.: Флинта, 2014 – 224 с.