СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преодоление трудностей при обучении письму детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преодоление трудностей при обучении письму младших школьников – одно из актуальных направлений в работе современного учителя. Связано это со значительным увеличением в последние годы количества неуспевающих учащихся в общеобразовательной школе. Существует целый спектр проблем, с которыми может столкнуться учитель при обучении детей письму

Просмотр содержимого документа
«Преодоление трудностей при обучении письму детей с ОВЗ»

Преодоление трудностей при обучении письму младших школьников


В последние годы система образования в нашей стране испытывает значительный кризис. Это отражается на всех уровнях школьного образования, в том числе и начальном. Большое число детей не справляются со школьной программой, испытывают значительные перегрузки, что ведет к осознанию собственной неуспешности.

Преодоление трудностей при обучении письму младших школьников – одно из актуальных направлений в работе современного учителя. Связано это со значительным увеличением в последние годы количества неуспевающих учащихся в общеобразовательной школе. Существует целый спектр проблем, с которыми может столкнуться учитель при обучении детей письму. Одна из наиболее распространенных – быстрое утомление, иначе говоря, истощаемость. Недостаточный или неустойчивый уровень активности приводит к трудностям концентрации внимания и колебаниям работоспособности ребенка. Повышенная истощаемость может проявляться как в виде общей вялости, слабости, астении, так и в виде гипервозбудимости и быстрой пресыщаемости. Она отражается на темпе и качестве усвоения письма, с ней может быть связано снижение объема памяти и трудности концентрации внимания.

Необходимо обращать внимание и на недостаточный уровень сформированности зрительных и зрительно-пространственных функций. Преодоление этих трудностей – сложный процесс, требующий вмешательства различных специалистов: невропатологов, нейропсихологов, логопедов, психологов. Роль учителя в данной ситуации, с одной стороны, заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на проблемы их ребенка и настоятельно рекомендовать обратиться к специалисту нужного профиля. С другой стороны, в процессе ведения урока педагог может в значительной степени влиять на ситуацию.

При планировании уроков необходимо соблюдение определенного режима нагрузок, позволяющих избегать переутомления. Основной материал должен даваться в первой половине урока, не быть монотонным, сопровождаться разнообразными для восприятия (слуховыми, зрительными, тактильными, двигательными и т.д.) опорами. Занятие должно подразумевать смену деятельности и не быть чрезмерно перегруженным. В инструкции, которые дает учитель, должны использоваться термины, понятные дети. Сложные, многоступенчатые инструкции необходимо давать по частям в небыстром темпе, фиксировать в зрительной форме.

Также на учебном материале возможно включение в урок упражнений, способствующих развитию различных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной) и увеличению объема внимания. Кроме того, для снижения усталости на уроках, уместно использовать упражнения, направленные на релаксацию и снятие зрительного психического и физического напряжения.


Проблемы при обучению письму можно разделить на две большие группы: общие проблемы развития, затрудняющие процесс обучения письму; проблемы, возникающие непосредственно при обучении письму.

Общие проблемы развития, затруд- няющие процесс обучения письму

Проблемы, возникающие при обучении письму

1.1. Трудности ориентировки в пространстве (трудности осознания своего положения в пространстве)

2.1. Трудности дифференциации строки и межстрочного пространства

1.2. Трудности переноса информации с вертикальной плоскости на горизонтальную

2.2. Трудности нахождения начала строки и передачи на листе бумаги пространственных отношений «верх», «низ», «над», «под»,

«выше», «ниже»

1.3. Трудности ориентировки на листе бумаги

2.3. Трудности запоминания графем (оптических признаков буквы)

1.4 Трудности ориентировки в левой и правой стороне пространства

2.4. Трудности дифференциации фонем и графем

1.5. Трудности опознания и дифференциации зрительных образов

2.5. Зеркальность написания графем

1.6. Проблемы переработки слуховой ин- формации, фонематического слуха

2.6. Трудности соединения букв между собой, неплавное замедленное письмо

1.7. Проблемы развития мелкой моторики и артикуляции

2.7. Трудности следования инструкции, ошибки по невнимательности

1.8. Трудности регуляции мышечного тонуса и удержания рабочей позы


1.9. Недостаточная сформированность се- рийной организации движений и чувства ритма


1.10. Трудности программирования и контроля, проблемы концентрации и распределения внимания



Условия успешности коррекционно-развивающей работы

  1. Подход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребёнка) . Каждый ребенок может научиться всему. Для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя.  Педагог не должен сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.

  2. Путь к достижению положительного результата может быть только «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Для этого уровень сложности предлагаемых заданий должен соответствовать уровню возможностей ребенка. Важно дать почувствовать каждому ученику успешность в процессе обучения. Оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.

  3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях.

    Педагогу не стоит скупиться на похвалы, нужно отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ. При этом учителю не следует забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности.

  1. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями.

Ученик не будет работать быстрее и лучше, если он постоянно слышит слова: «быстрее», « поторопись», «ты опять последний». Этими слова достигается обратный эффект – либо ученик работает еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество работы. Более целесообразной является позиция «лучше меньше, да лучше», для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу работы ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика темпу работы класса.

  1. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем заключается трудности ребенка и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь – от знания причины ошибки к ее устранению.

  2. Постоянное отслеживание продвижения каждого ученика.  Важно знать ту точку, в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия нужно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка, универсального учебного действия, то есть учитель должен представлять: что ребенок уже может сделать самостоятельно, а что он может сделать с помощью учителя и в чем эта помощь должна выражаться.

  3. В обучении необходимо опираться на сильные стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.

  4. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащегося.  Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, т.к. именно  в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т.п.

  5. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца.


Предполагаемый результат:

  • повышение успеваемости и качества знаний по предметам;

  • активизация  творческой, познавательной и интеллектуальной  деятельности учеников;

  • развитие у обучающихся  регулятивных, познавательных, коммуникативных  и личностных УД.

Этапы работы:

  • знакомство с названиями частей тела и усвоение основных пространственных отношений на этом материале;

  • упражнения, направленные на правильное называние и демонстрацию ведущей руки;

  • освоение основных пространственных представлений в пространстве класса;

  • освоение основных пространственных представлений на вертикальной плоскости;

  • освоение основных пространственных представлений на горизонтальной плоскости

  • выработка умения определять «верх», «низ», «лево», «право» на листе бумаги;

  • выработка умения определять центр листа и углы: правый верхний, левый нижний и т.д.;

  • выработка умения располагать предмет (рисунок) в заданном месте;

  • выработка умения определять и воспроизводить направление на листе бумаги.

  • сравнение слов, которые отличаются друг от друга наличием или отсутствием одного звука (рис – риск, пол - полк);

  • дифференцировка слов, различающихся звуками, далекими по звучанию, непохожими друг на друга (сок – бок, сок – соль, кот - рот, жук - лук);

  • дифференцировка слов, различающихся звуками, близкими по звучанию (дом – том, палка – балка, суп – зуб, кора - гора).

  • наблюдение и прислушивание к естественным и искусственно организованным ритми- ческим действиям;

  • воспроизведение ритмических действий.

  • введение понятия «рабочая строка»;

  • введение понятия «межстрочное пространство»;

  • дифференциация понятий «рабочая строка» и «межстрочное пространство».

  • знакомство с графемой буквы;

  • выделение ее элементов и работа с ними;

  • запоминание и воспроизведение букв;

  • дифференциация изученной графемы в ряду других графем.

Формы работы:
  • знакомство с названиями частей тела: голова, плечи, локти, кисти, запястье, бедро, ко- ленки, голень, ступни и частей лица;

  • отработка понятий «верх», «низ», «над», «под», «выше», «ниже», «слева», «справа», «ме- жду» на знакомых частях своего тела и лица; называние частей тела сверху вниз и снизу вверх, выполнение аналогичных заданий в парах;

  • маркировка соответствующих сторон листа разным цветом и буквами;

  • нахождение заданных сторон при поворотах листа, у других предметов: тетрадь, книга, календарь и т.д.;

  • нахождение заданных углов на листе бумаги и у других предметов: правый верхний, левый ниж- ний и т.д. Сначала эта работа выполняется с подробным выполнением инструкции: «левый верх- ний» угол. Дети показывают левую сторону листа, верхнюю сторону листа, потом – угол между ними. Для повышения интереса можно располагать в разных углах предметы или рисунки;

игра «Муха». Число игроков – от двух человек. Одно игровое поле 3х3 клетки укрепляется на классной доске и по одному игровому полю имеет каждый учащийся на парте. В центр поля (впоследствии – в любую точку игрового поля) посадите «муху» (любой небольшой предмет). Ходить можно вправо, влево, вперед, назад только на одну клетку. Проигрывает тот, кто выходит за границу поля. Инструкцию сначала задает учитель, затем – сами дети.

  • кроссворды, игра «Морской бой», шашки, шахматы;

  • прорисовывание линий без отрыва в заданном направлении движения: в воздухе, на плоскости парты, на доске, на мольберте. Работу можно выполнять рукой, широкой ки- стью, маркером и т.д.

  • выбор картинок, соответствующих названному слову,

  • подбор пары к произнесенному слову (учитель говорит слово, а дети должны придумать слова, отличающиеся одним звуком. Чтобы облегчить нахождение можно предложить детям набор картинок, названия которых различаются одним звуком);

  • придумывание слов, начинающихся на определенный звук (это могут быть вначале м, н, л, р, а затем парные глухие и звонкие звуки – предлагается один звук из пары, напри- мер, т, с, б, ж, к). Это задание можно превратить в игру, когда дети называют слова по очереди: например, первый – мама, рядом сидящий – мир, следующий – море. Если

очередной ребенок не может сразу назвать слово, класс считает до 5, тот, кто не успел назвать за это время слово, проиграл;

  • игра «У кого слух лучше?»: учитель называет какой-либо звук и предлагает детям хло- пать в ладоши, когда услышат слово с этим звуком. Сначала предлагаются простые для дифференциации слова, затем слова более близкие по звучанию; проще находить звук в начале слова, сложнее – в конце и середине слова.


Существуют различные способы развития мелкой моторики рук: массаж и физиче- ские упражнения. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики органично вписываются в уроки письма и являются необходимым элементом грамотно построенных занятий. Эффективность и успешность работы с этой проблемой в первую очередь зави- сит от регулярности выполнения намеченной программы. Эти упражнения рекомендуется проводить непосредственно перед началом процесса письма и в промежутках между заня- тиями. Также рекомендуется написать памятку и инструкцию для родителей очередной ребенок не может сразу назвать слово, класс считает до 5, тот, кто не успел назвать за это время слово, проиграл;

  • игра «У кого слух лучше?»: учитель называет какой-либо звук и предлагает детям хло- пать в ладоши, когда услышат слово с этим звуком. Сначала предлагаются простые для дифференциации слова, затем слова более близкие по звучанию; проще находить звук в начале слова, сложнее – в конце и середине слова.


  1. Перекладывать из руки в руку каучуковый мячик (около 4 см в диаметре) так, как будто ребе-

нок лепит снежок. Для ритмичного выполнения упражнения можно использовать счет вслух.

  1. Перекидывать из руки в руку каучуковый мячик.

  2. Катать мячик по парте из одной руки в другую с четким выполнением последователь- ности действий: покатили, поймали, взяли в руку и т.д.

  3. Подкидывать и ловить мячик одной рукой, держа другую руку за спиной. Важно не то, как высоко подкинут мячик, а сколько раз это сделать, чтобы мяч не упал. Можно уст- роить соревнование между правой и левой рукой.

  4. Ронять мяч из руки в руку так, чтобы одна рука находилась прямо под другой. Каждый раз рука, в которой мяч, должна оказаться сверху. Важно мяч не перекладывать, не пе- рекидывать, а именно ронять.

  • попросить показать, как поднимают тяжелую гирю, отталкивают большой камень, гладят кошку, несут стакан, полный воды, изобразить руками ужасное чудовище и т.д.;

  • вытянуть вперед руки и с силой сжать в кулаки, досчитать до пяти и с силой бросить руки вниз, повторить несколько раз;

  • вытянуть руки и как можно сильнее растопырить пальцы, досчитать до пяти и с силой бросить руки вниз, повторить несколько раз;

  • сильно сжимать кулаки – разжимать;

  • сильно напрячь все мышцы тела – расслабиться;

  • в комплекс упражнений с каучуковым мячиком включить упражнение: сильно сжать мячик – разжать.



  • знакомство с графемой буквы, нахождение ее ассоциативного образа («б» – белка с поднятым хвостом, «д» – дятел с хвостом, опущенным вниз; душ с загнутым шлангом);

  • нахождение и выделение изучаемой графемы в ряде других графем (как изученных, так и не изученных ранее, но не схожих по написанию; затем – в ряду схожих по написа- нию), в слогах, словах, предложениях, текстах;

  • выделение, называние и обведение разными цветами элементов изучаемой графемы;

  • анализ буквы по элементам и выделение в ряде букв (а-а-а-а-…) только одного задан- ного элемента, затем – другого элемента;

  • нахождение и выделение элементов изучаемой графемы в ряде элементов;

  • конструирование изучаемой графемы: из бумажных полосок, вылепленных их пласти- лина элементов, из шнурков разных размеров (на полу, на столе, на листе);

  • обведение пальцем контуров графемы, вырезанной из бархатной или наждачной бумаги;

  • написание и стирание указательным пальцем графемы, которая пишется мелом или фломастером на доске под счет или под отстукиваемый ритм;

  • написание графемы на песке, манке, пальцем на парте, мокрым пальцем на доске, тол- стой кистью на листе бумаги (расположенном на вертикальной поверхности) и т.д.;

  • одно из самых эффективных упражнений: написание графемы пальцем в воздухе под счет при соблюдении следующих правил:

  1. ежедневное выполнение этих упражнений;

  2. длительность выполнения этих упражнений не более 3-5 минут;

  3. сначала делаются движения руки только от плеча, после усвоения данного вида движений – от локтя и на последнем этапе – от кисти;

  • обведение графем, написанных пунктиром;

  • «радужные буквы» – многократное обведение графемы буквы разными цветами от ма- ленького к большому (см. приложение);

  • вписывание изучаемой графемы маленького размера в ее большой контур (см. приложение);

  • игра «Мультик»: написать изучаемую графему на листе формата А4, свернуть лист по- полам – написать изучаемую графему, снова согнуть лист еще раз пополам – написать графему и так до тех пор пока возможно сгибать лист. Затем дети быстро разворачивают лист – изображение буквы на глазах увеличивается;

  • «пройти по маршруту» – пройти ногами по нарисованной на большом листе бумаги, на полу, выложенной лентой графеме буквы;

  • нахождение заданной графемы в зашумленном поле;

  • угадывание графемы с закрытыми глазами, когда учитель пишет ее пальцем на ладони, спине;

  • достраивание, дописывание графемы. Рекомендуется составлять задание так, чтобы ре- бенку нужно было дописывать, достраивать тот элемент графемы, который он забывает при самостоятельном письме;

  • ребенку дается ряд элементов букв, написанных раздельно. Ребенку предлагается обвес- ти те элементы, из которых состоит изучаемая графема. Аналогичная работа проводится с элементами букв, написанными слитно;

  • «абракадабра»: в ряду слитно написанных букв, не составляющих слово, найти и обвес- ти изучаемую графему (на начальном этапе отработки ребенку предлагается ряд несхо- жих по написанию графем, затем – близких по написанию);

  • игра в «лото», «memory» с письменными буквами;

  • «Буквы идут на бал» – на листе бумаги даны печатные буквы (строчные, заглавные или

вперемешку – в зависимости от цели урока), поверх них другим цветом дети пишут

прописной аналог этой графемы, параллельно с этой работой можно включать задания на дифференциацию гласных – согласных, звонких – глухих, поиск графем, включаю- щих заданный элемент и т.д.;

  • в процессе изучения графем письменных букв целесообразно включать задания, спо- собствующие формированию функций программирования и контроля. Например, при написании целой строки изучаемой графемы в прописях учащимся задается зрительно представленная программа действий: две красных – одна синяя и т.д. Постепенно по- добные программы должны усложняться и задаваться не только зрительно, но и вер- бально. Важно отметить, что смена ручки или карандаша позволит уменьшить моно- тонность задания и даст возможность руке расслабиться.

Следовательно, научить ребенка преодолевать трудности в обучении, является первостепенной задачей педагога.

Современное общество заинтересовано в прогрессе, и оно должно четко представлять себе модель человека, который может приблизить этот прогресс. Ускорение темпов развития общества, усиление социальной нестабильности, переоценка ценностей, расслоение общества по материальному положению, социальная незащищенность человека – все это заставляет задуматься над тем, какого же человека должна формировать семья, школа.


  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008

  2. Безруких М.М., Ефимова С.П.. «Упражнение для занятий с детьми, имеющими трудно- сти в обучении письму». – М., 1994.

  3. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.:

«Аквариум», 1995.

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школь- ников. – М.: Владос, 1997




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!