Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42
г. Тюмени
СИСТЕМА РАБОТЫ
« Преподавание раздела
«Творческий проект» в курсе предмета
«Технология» и использование метода учебных рабочих точек»
автор: Сыропятов
Владимир Александрович,
учитель технологии
г. Тюмень, 2022 г.
Введение.
Для современной школы требуется учитель, способный мыслить, моделировать образовательный процесс. Развитие обучающихся, а не только передача определенных знаний и навыков является приоритетным направлением реформирования российского образования.
В связи с этим основной задачей преподавателя технологии в образовательном учреждении должно стать обучение школьников наиболее простым и экономичным способам изготовления и применения предметов, используемых во всех областях человеческой деятельности, профессиональным приемам.
Главной целью предмета «Технология» является подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Данная цель может быть реализована через применение различные форм и методов проведения занятий. Важная роль в этом принадлежит внедрению технологии творческого проекта в образовательную деятельность.
Работа над творческим проектом побуждает обучающихся к приобретению необходимых знаний, открывает широкие возможности для актуализации знаний школьников по математике, физике, химии, черчению, осмысления технико-технологических процессов в свете научных представлений.
Применение данного метода способствует решению следующих задач:
формирование политехнических знаний и экономической культуры,
развитие у обучающихся умения решать творческие задачи,
овладение основными понятиями экономики, менеджмента, маркетинга,
привитие элементов знаний, умений и навыков, необходимых при ведении домашнего хозяйства,
развитие эстетического вкуса и художественной инициативы ребёнка,
воспитание трудолюбия, предприимчивости,
подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни.
Требования к организации работы над творческими проектами.
При обучении работе над творческим проектом необходимо учить детей следующему:
-умению планировать свою работу,
- правильно подбирать необходимую для работы литературу;
-правильно организовывать рабочее место;
-применять рациональные трудовые приёмы;
-контролировать свои действия и их результат;
-добиваться высокого качества выполняемой работы.
Выбор объектов для творческого проекта должны соответствовать ряду критериев:
● общественной полезности
● соответствию теме программы
● наличию в процессе изготовления изучаемых операций
● доступности, посильности
● соответствию уровня знаний и умений школьников
● технологическим и эстетическим требованиям.
Для лучшего освоения метода проекта для обучающихся, в кабинете оформляется «Уголок творческого проекта», в котором должны быть размещены:
образцы выполнения проектов, включая изделия, выполненные школьниками.
Должен постоянно пополняться, совместно с учениками банк данных для работы над творческими проектами.
Роль педагога в работе над творческим проектом.
Педагог играет большую роль при обучении обучающихся работе над творческим проектом:
-создаёт необходимые условия,
-вооружает школьников технико-технологическими знаниями и практическими умениями.
В результате чего обучающийся проходит путь от «незнания к знанию», от «неумения к умению».
При руководстве проектной деятельностью школьников наиболее важным условием успешной работы является разносторонняя подготовка учителя. Несомненно, что от удачного выбора проектов, от умения отобрать действительно захватывающий жизненно-полезные детские интересы материал, зависит вся удача при данном методе преподавания. Я, как учитель могу предоставить право инициативы детям целиком, но отбор деятельности, ведущей за собой новую плодотворную работу, в достаточной мере увлекающей детей и соответствующей их силам, лежит всецело на мне. Следовательно, запросы, предъявляющиеся к учителю, должны быть достаточно велики.
Так как часто проекты возникают из предыдущих, уже разработанных ранее, и инициатива остается в руках ребенка, то педагог может рассмотреть и подобрать материал таким образом, чтобы направить выбор и желание детей по своему усмотрению в ту или иную сторону.
Одной из трудностей применения проектного метода, для меня является затрачивание большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учеником. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. Задание, которое дается ученику, должно по уровню сложности находиться в зоне его ближайшего развития. К руководству проектами надо привлекать учителей - предметников, родителей, учеников старших классов. Они могут помочь разработать проект, подобрать материал, изготовить изделие и правильно оформить его. Например, маленькая "цель" - изготовление машинки - может повлечь за собой желание ознакомиться с автомобилестроением вообще, окраска его может послужить толчком к знакомству с химическим составом красок, если детей натолкнуть на мысль изготовления ими новых цветов.
Я должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать "играющим тренером" в работе над проектом. Должна быть обеспечена материальная база для выполнения проекта (демонстрационные и наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты, материалы). Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в соответствии с требованиями современного дизайна, в разумных пределах использовать музыкальное сопровождение, чтобы создавать у обучающихся положительный эмоциональный фон.
Чтобы руководить проектной деятельностью школьников, я-учитель должен сам совершенствоваться в разработке и изготовлении проектов. Можно начать с изготовления новых учебных пособий для кабинетов труда, черчения, физики, химии. Затем подключить к работе над проектами обучающихся старших классов. К проектным работам можно также задействовать тех ребят, которые несколько лет занимаются в кружках (технических, спортивно-технических и др.).
Образование преподавателя должно быть крайне разносторонним, так как при применении проектного метода нужно быть готовым к всевозможнейшим проектам, какие только могут захватить детское воображение.
Обеспечить плодотворную работу над творческим проектом может помочь метод учебных рабочих точек.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится, что «основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций обучающихся в интеллектуальной правовой, информационной и других сферах».
Таким образом, сегодня школа из места трансляции знаний в головы учеников должна стать местом, где создаются условия для овладения учеником определенных компетенций, местом выращивания личности. Этого требует сегодня государство, социум, профессиональные учебные заведения, производство.
Специалисты считают, что решить данную задачу позволит так называемый компетентностный подход. Который как раз означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний и формирования навыков на создание условий для овладения учеником комплексом компетенций, означающих потенциал, способность выпускника к выживанию в условиях современного мира.
Метод учебных рабочих точек.
Многие школьные мастерские по техническому труду недостаточно оснащены необходимым оборудованием и инструментами.
Кроме того, основной формой проведения практических работ является фронтальная работа, которая не позволяет в полном и необходимом объеме отработать навыки работы на каком-либо станке или освоить какой-либо технологический процесс. Данные условия не дают возможности сформировать у обучающихся необходимые умения, развить самостоятельность, творческую инициативу. Не позволяют выполнить главную цель преподавания предмета « Технология» - подготовить обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Все это и желание дать возможность каждому ученику освоить тот или иной объект труда в полном объеме, обеспечить индивидуализацию учебного процесса заставило искать новые формы организации урока технологии и привело к идее организации учебных рабочих точек.
Учебная рабочая точка – место ученика, оборудованная теоретичес-ким материалом и оснащенная необходимым инструментом, оборудованием, материалами и заготовками для применения теоретических знаний обучающимися на практике.
Создание рабочих точек позволяет при наличии минимального количества инструментов и оборудования обеспечить качественную производственную деятельность обучающихся.
Цель организации учебных рабочих точек:
дать наиболее полное представление о конкретном технологическом процессе и закрепить полученный теоретический материал в практической работе – упражнении.
Задачи организации учебных рабочих точек:
- индивидуализировать процесс обучения;
- развить самостоятельность в работе и творческую активность обучающихся;
- при минимальном количестве оборудования и инструментов обеспечить максимальное изучение теоретического и практического материала программы предмета « Технология».
Обязательное оборудование учебной рабочей точки:
-теоретический материал;
-инструкционные и технологические карты;
-инструкция по технике безопасности;
-образец изделия или операции.
Описание организации работы обучающихся на учебных рабочих точках.
Организация учебной деятельности обучающихся с использованием метода учебных рабочих точек начинается с 6 класса.
В начале учебного года учитель знакомлю детей с оборудованными учебными рабочими точками.
На уроке ученик работает на одной учебной рабочей точке. В течение учебного года каждый обучающийся должен пройти все учебные рабочие точки, получив теоретические знания и закрепив практические умения и навыки, освоить весь материал, предусмотренный программой.
Трудности возникают в начале, когда нужно одновременно объяснять, показывать и контролировать несколько видов работ. Однако, в дальнейшем ученики, освоившие учебные рабочие точки, становятся консультантами для тех, кто только начинает работать на учебной рабочей точке. Такие консультации позволяют ученику закрепить полученные знания и умения.
Для организации работы на учебных рабочих точках составляется график работ. Мной ведется специальная тетрадь-график, где учитывается работа каждого ученика и оценка его работы на учебной рабочей точке.
Возможности и преимущества метода:
- обеспечение рационального отбора содержания материала, выделение объекта прочного усвоения;
- обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения;
-развитие внутренних стимулов к процессу учения, раскрытие личностного смыла учебного материала;
-привлечение внимания обучающихся к познавательным целям обучения;
- предоставление самостоятельности обучающимся;
-обучение обучающихся самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
-предоставление возможности ученику, пропустившему урок, отработать учебный материал;
-создание возможности опробовать изготовление новых изделий или новой технологии обработки материалов;
-обеспечение полного внедрения технологии творческих проектов;
-обеспечение в полном объеме освоения теоретических знаний и отработки практических навыков и умений;
-применение активных методов организации учебной деятельности обучающихся.
Учебные рабочие точки.
учебная рабочая точка | деятельность обучающихся | оборудование |
Электротехнические работы | Знать основы электричества, опасное и безопасное напряжение. Уметь собирать электрическую цепь с использованием электроарматуры. Отработать навыки пользования инструментом для сборки электроарматуры и составления электрической цепи. | - провода - электротехническая арматура - источники питания - электротехнический инструмент |
Паяние | Знать особенности флюсов и припоев. Уметь соблюдать последовательность при выполнении паяния. Отработать навыки пайки проводов и деталей. | - провода - детали для спаивания - припой - флюс - паяльник напряже- нием 36 вольт |
Выжигание | Знать элементы и мотивы выжигания. Уметь правильно выбирать материал, переводить рисунок, владеть приемами. Отработать навык применения приемов выжигания как способа декора изделия. | - выжигатель и приспособления - копирка - образцы узоров, рисунков |
Резьба по дереву | Знать историю возникновения и виды резьбы по дереву. Уметь подготавливать, размечать заготовку, выполнять поэтапно элементы резьбы по дереву. Отработать навыки выполнения геометрической, контурной, объемной резьбы при изготовлении изделия-образца или творческой работы. | - резцы для разных - видов резьбы - крепежное приспособление - заточный инструмент - теоретический материал по видам резьбы |
Виды и вязка узлов | Знать назначение и виды узлов, применение которых необходимо в быту. Уметь применять различные виды узлов в жизненных ситуациях. Отработать навыки вязки узлов, крепления карабинов, колец, стержней к веревкам. | - различные виды бечевы и веревок из различного материала и сечения - кольца - карабины - папка с образцами узлов и креплений |
Лепка. Скульптура. | Знать скульптуру как вид изобразительного искусства. Материалы для лепки и скульптуры. Уметь выбирать материал и соблюдать последовательность процесса лепки. Отработать навык выполнения плоскорельефных и объемных изделий. | - пластилин - глина - гипс - различные виды стекол |
Резка пенопласта | Знать свойства пенопласта как материала для макетирования. Уметь разрабатывать этапы изготовления изделия Отработать навыки резки пенопласта при помощи нихромовой спирали и других приспособлений. | - аппарат для резки пенопласта - пенопласт - нихромовая струна - приспособление для фигурного выжигания |
Роспись по дереву | Знать народные промыслы росписи по дереву, свойства красок. Уметь соблюдать последовательность выполнения росписи. Отработать навык выполнения мазков, создания композиций,узоров. | - краски гуашевые, масляные - кисти - палитры - теоретический материал по видам росписи - деревянные заготовки |
Нарезание наружной и внутренней резьбы | Знать виды и назначение резьбовых соединений. Уметь рассчитывать размер заготовки и правильно выбирать инструмент для нарезания. Отработать навык нарезания наружной резьбы (болт), внутренней резьбы (гайка). | - набор плашек и метчиков - заготовки разного диаметра - тиски |
Токарные работы по дереву | Знать устройство и назначение токарного станка, принцип его работы. Уметь устанавливать заготовки: черновые, чистовые, фасонные, выполнять точение. Отработать навыки точения на станке с использованием стамесок и шаблонов при изготовлении изделия-образца или творческой работы. | - токарный станок - ручной инструмент - реер - майзель - заготовки |
Чеканка | Знать назначение и применение инструмента для чеканки, особенности металлов, их пластичность и ковкость. Уметь последовательно выполнять элементы чеканки. Отработать навык пользования инструментом и соблюдения технологической последовательности при изготовлении изделия-образца или творческой работы. | - Инструмент: молотки, чеканы; - подкладная резина; - заготовки. |
Творческий проект | Знать основы и этапы разработки творческого проекта. Уметь пользоваться банком творческих проектов. Отработать навык выполнения пояснительной записки к творческому проекту. | - Уголок « Творческий проект» - Банк творческих проектов - Журналы « Сделай сам», « Сам себе мастер» и другие. |
Труд – важнейшее средство нравственного воспитания, то есть процесса формирования моральных качеств, навыков и привычек поведения. И в процессе трудового обучения обучающиеся понимают общественную значимость своего труда, формируют нравственные понятия, чувства и
убеждения в соединении с конкретными общественно полезными делами. Вот почему так важно приучать школьников к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, вооружать умением планировать и выполнять общественно полезную работу. Развивать и укреплять чувства ответственности, желания и умения работать коллективно, помогать товарищам.
Трудовое обучение и производительный труд оказывают благотворное влияние на эстетическое воспитание обучающихся. Преподаватели должны постоянно заботиться о развитии у обучающихся способности воспринимать и чувствовать красоту и преобразующую силу труда, о выработке у них умения создавать красивые вещи и навыков общей культуре труда.
Продумывая учебные задачи каждого занятия и системы занятий в целом, определяя способы деятельности обучающихся на занятиях и методы руководства этой деятельностью, преподаватели должны чётко представить себе, как лучше использовать учебный процесс для формирования у обучающихся совокупности положительных качеств личности и черт характера.
Список использованной литературы.
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.:М.,2002г.
2. А.Дахнин. «Компетенция и компетентность. Сколько их у российского школьника».: Народное образование 2004 г. № 4
3. Л.А.Петровская . Компетентность в общении. .: М., 1996 г.
4. Совокупность ключевых компетенций учащихся, принятая Советом Европы в рамках проекта « Среднее образование в Европе».
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Официальные документы в образовании, 2004г. № 25,26.
6. А.В. Хуторской Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования.: Народное образование 2003г. №2
12