№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности (УУД) | Дата проведения: |
| Речь. Слово. | 15 | Предметные: Знать: - какую работу выполняет слово в речи; - понятия омонимы, синонимы, антонимы, омофоны, омоформы; -пословицы, загадки, фразеологизмы. Уметь: - составлять предложения из слов. Знать - читать предложения с разной интонацией. - находить омонимы, синонимы, антонимы в тексте, - находить в тексте фразеологизмы; - выделять и сравнивать существенные признаки предметов. Личностные: устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию. Познавательные: - отличать многозначные слова с прямым и переносным значением; - различать омофоны и омоформы - различать слова, которые по -разному звучат, но называют одно и тоже, подбирать синонимы, следить за выразительностью речи; - подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению; - объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи; -объяснять и применять пословицы в своей речи. Регулятивные: - обнаруживать и формулировать учебную проблему; - аргументировать свою позицию; - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению Коммуникативные: - уметь договариваться и приходить к общему решению; - анализировать и делать выводы; - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; - умение слушать и понимать речь других. | |
1 | По одёжке встречают…Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. | 1 | |
2 | ИКТ Слово. Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | 1 | |
3 | Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения. | 1 | |
4 | Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Для чего нужны синонимы? | 1 | |
5 | Омонимы. | 1 | |
6 | Омофоны. Омоформы. | 1 | |
7 | Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Для чего нужны антонимы? | 1 | |
8 9 | Фразеологизмы. Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. | 1 | |
10 | ИКТ Пословицы. Каша – кормилица наша. | 1 | |
|
11 | Загадки. | 1 |
12 | Любишь кататься, люби и саночки возить. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие детские забавы. | 1 | |
13 | Р/к «Составление предложений о друге». | 1 | |
14 | Сравнение. Олицетворение. | 1 | |
15 | Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки. | 1 | |
| Предложение и словосочетание | 7 | | |
16 | Участвуем в диалогах. Приемы общения. | 1 | | |
17 | Особенности русского речевого этикета. | 1 | |
18 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Предметные: Знать: - определения главных членов предложения, текста. - типы предложений по интонации и по цели высказывания; Уметь: - оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации; - составлять предложения, разные по цели высказывания; - находить главные члены предложения; Личностные: - положительная мотивация к предмету «Родной язык»; - познавательный интерес к русскому языку. Регулятивные: - определение цели учебной деятельности; - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; - оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем. Познавательные: - сравнение записанного текста с образцом; - сравнение предложений по цели высказывания и по интонации; Коммуникативные: - оформление своих мыслей в устной и письменной речи; - умение слушать и понимать речь других; - умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий; - умение соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание и терпение, уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы; | |
19 | В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. |
1 | |
20 | Виды предложений по интонации. Словосочетания. | 1 | |
|
21 | Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. | 1 |
22 | Составляем развёрнутое толкование значения слова. | 1 | |
|
| Текст. Текст. Культура общения. | 11 | | |
23 | ИКТ Тема текста. Заглавие. | 1 | Предметные: Знать: - типы текстов. Уметь: - устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст; - строить текст, употреблять образные выражения; - выбирать из текста словосочетания для описания; Личностные: - сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. - оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. - осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся. Познавательные: - делить текст на части, выделять в каждой части самое важное; - различать картинный план, цитатный план; - находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ; - находить в тексте части и как они связаны друг с другом; - составлять текст по опорным словам и по плану. Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке. - оценка результатов работы. Коммуникативные: - аргументировать свою позицию; - уметь приходить к общему решению; - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; - сотрудничество с учителем и сверстниками. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - умение слушать и понимать речь других; - умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) | |
24 | Участвуем в диалогах. Приемы общения. | 1 | |
|
25 | Особенности русского речевого этикета. | 1 |
26 | План текста. Виды плана. Р/к «Составление предложений о семье». | 1 | |
27-28 | Р/р. Работа с деформированным текстом. | 2 | |
|
29 | Учимся связывать предложения в тексте. | 1 |
|
30 | Практическое овладение средствами связи Р/р Обучающее изложение. | 1 |
|
31 | Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. | 1 |
32 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа. | 1 | |
33 | Работа над ошибками. Типы текста. | 1 | |
34 | Обобщение изученного. | 1 | |
Содержание тем учебного курса
Программа учебного курса «Родной (русский) язык и литература» на уровне начального общего образования предполагает изучение следующих разделов:
2 класс
Раздел 1. Речь. Слово.
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Основные виды деятельности:
Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.).
Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).
Узнавать слово по его лексическому значению.
Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.
Производить звуко-буквенный разбор слова.
Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные
слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и
составлять предложение с данным словом. Находить опасные места в словах.
Раздел 2. Предложение и словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Основные виды деятельности:
Называть признаки предложения.
Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.
Составлять схемы предложений и предложения по схемам.
Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
Читать предложения с разной интонацией.
Раздел 3. Текст. Культура общения.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Основные виды деятельности:
Называть признаки текста.
Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.
Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.
Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.
Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.
Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.
Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям
Вести диалог с автором при чтении текста.
Ставить к словам вопросы кто? или что?
Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Классифицировать слова по вопросу.
Объединять слова в тематические группы.
Конструировать словосочетания и предложения.
Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.
Планируемые результаты освоения предмета
Результаты изучения учебного предмета «Родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа;
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета.
Предметные результаты.
Учащиеся узнают:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов.
Научатся:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.