СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преподавание "Родного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование по родному языку для 2 класса, 34 часа. Содержит пояснительную записку

Просмотр содержимого документа
«Преподавание "Родного языка"»

п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Дата проведения:


Речь. Слово.

15

Предметные:

Знать:

- какую работу выполняет слово в речи;

- понятия омонимы, синонимы, антонимы, омофоны, омоформы;

-пословицы, загадки, фразеологизмы.

Уметь:

- составлять предложения из слов. Знать

- читать предложения с разной интонацией.

- находить омонимы, синонимы, антонимы в тексте,

- находить в тексте фразеологизмы;

- выделять и сравнивать существенные признаки предметов.

Личностные:

устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию.

Познавательные:

- отличать многозначные слова с прямым и переносным значением;

- различать омофоны и омоформы

- различать слова, которые по -разному звучат, но называют одно и тоже, подбирать синонимы, следить за выразительностью речи;

- подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению;

- объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи;

-объяснять и применять пословицы в своей речи.

Регулятивные:

- обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- аргументировать свою позицию;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

- способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению

Коммуникативные:

- уметь договариваться и приходить к общему решению;

- анализировать и делать выводы;

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

- умение слушать и понимать речь других.


1

По одёжке встречают…Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети.

1


2

ИКТ Слово. Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину.

1


3

Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения.

1


4

Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Для чего нужны синонимы?

1


5

Омонимы.

1


6

Омофоны. Омоформы.

1


7

Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Для чего нужны антонимы?

1


8



9

Фразеологизмы.



Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

1


10


ИКТ Пословицы. Каша – кормилица наша.

1





11

Загадки.

1

12








Любишь кататься, люби и саночки возить. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие детские забавы.

1



13


Р/к «Составление предложений о друге».

1


14


Сравнение. Олицетворение.

1


15

Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки.

1



Предложение и словосочетание

7



16



Участвуем в диалогах. Приемы общения.


1



17

Особенности русского речевого этикета.

1


18




Предложение. Виды предложений по цели высказывания.


1

Предметные:

Знать:

- определения главных членов предложения, текста.

- типы предложений по интонации и по цели высказывания;

Уметь:

- оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации;

- составлять предложения, разные по цели высказывания;

- находить главные члены предложения;

Личностные:

- положительная мотивация к предмету «Родной язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные:

- определение цели учебной деятельности;

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.

Познавательные:

- сравнение записанного текста с образцом;

- сравнение предложений по цели высказывания и по интонации;

Коммуникативные:

- оформление своих мыслей в устной и письменной речи;

- умение слушать и понимать речь других;

- умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий;

- умение соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание и терпение, уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы;


19

В решете воду не

удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь.

1


20



Виды предложений по интонации. Словосочетания.

1



21

Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития.

1

22

Составляем развёрнутое толкование значения слова.

1




Текст. Текст. Культура общения.

11



23


ИКТ Тема текста. Заглавие.

1

Предметные:

Знать:

- типы текстов.

Уметь:

- устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст; - строить текст, употреблять образные выражения;

- выбирать из текста словосочетания для описания;

Личностные:

- сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

- оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.

- осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся.

Познавательные:

- делить текст на части, выделять в каждой части самое важное;

- различать картинный план, цитатный план;

- находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ;

- находить в тексте части и как они связаны друг с другом;

- составлять текст по опорным словам и по плану.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке.

- оценка результатов работы.

Коммуникативные:

- аргументировать свою позицию;

- уметь приходить к общему решению;

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- сотрудничество с учителем и сверстниками.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- умение слушать и понимать речь других;

- умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)



24



Участвуем в диалогах. Приемы общения.

1




25


Особенности русского речевого этикета.

1

26

План текста. Виды плана. Р/к «Составление предложений о семье».

1


27-28


Р/р. Работа с деформированным текстом.

2




29



Учимся связывать предложения в тексте.

1



30





Практическое овладение средствами связи Р/р Обучающее изложение.

1


31

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.

1

32

Промежуточная аттестация. Тестовая работа.

1


33

Работа над ошибками. Типы текста.

1


34

Обобщение изученного.

1











Содержание тем учебного курса

Программа учебного курса «Родной (русский) язык и литература» на уровне начального общего образования предполагает изучение следующих разделов:

2 класс

Раздел 1. Речь. Слово.

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.


Основные виды деятельности:


Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.).

Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).

Узнавать слово по его лексическому значению.

Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.

Производить звуко-буквенный разбор слова.

Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные

слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и

составлять предложение с данным словом. Находить опасные места в словах.


Раздел 2. Предложение и словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.


Основные виды деятельности:


Называть признаки предложения.

Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.

Составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.

Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.

Читать предложения с разной интонацией.

Раздел 3. Текст. Культура общения.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.


Основные виды деятельности:


Называть признаки текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.

Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.

Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.

Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.

Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям

Вести диалог с автором при чтении текста.

Ставить к словам вопросы кто? или что?

Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Классифицировать слова по вопросу.

Объединять слова в тематические группы.

Конструировать словосочетания и предложения.

Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.


Планируемые результаты освоения предмета

Результаты изучения учебного предмета «Родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа;

2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике;

3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета.


Предметные результаты.

Учащиеся узнают:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов.

Научатся:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи.