МАОУ СОШ № 41
Доклад на тему:
«Преподавание русского языка и литературы с использованием дистанционных технологий обучения»
Подготовила:
преподаватель
русского языка
и литературы
Седых Е.В.
г.Улан-Удэ
В условиях постоянно меняющегося мира обучающийся должен выносить из учебного заведения не просто объём знаний, а умение учиться. Сегодня для того, чтобы стать профессионалом в любой деятельности, нужно быть уверенным пользователем персонального компьютера и уметь ориентироваться в бесконечном пространстве ресурсов глобальной сети Интернет. В связи с этим получает развитие такая форма обучения, как дистанционная, сочетающая в себе традиционные основы очного образования, самостоятельность обучающихся в процессе получения знаний и практическое использование информационно-коммуникационных технологий.
Целью введения дистанционного обучения является обеспечение равного доступа к качественному образованию вне зависимости от территориальной удалённости и размеров населённого пункта.
Основные задачи:
- изучение предметов школьного курса на основе индивидуального подхода и самостоятельной работы обучающихся;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- снижение финансовых и временных затрат.
Дистанционный учебный процесс представляет собой последовательность разнообразных универсальных действий, осуществляемых обучающимся и сетевым преподавателем.
В их число входит:
освоение теоретического материала интернет-уроков;
выполнение тестовых заданий в онлайн-режиме с автоматическим оцениванием результатов;
выполнение домашних заданий;
выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера;
участие в онлайн-уроках;
участие в онлайн- и оффлайн-консультациях;
работа над индивидуальными и групповыми проектами;
участие в дискуссиях и дебатах;
участие в научно-практических видеоконференциях и др.
Все результаты учебной деятельности заносятся в электронный журнал.
Взаимодействие участников учебного процесса между собой осуществляется на форумах и в режиме личных сообщений.
Функциональные особенности средств обучения и коммуникации
Электронный журнал — специальные рабочие страницы для всех типов пользователей. В электронном журнале каждого пользователя отображаются учебные курсы, с которыми он работает, сообщения от других пользователей, личные данные. Если пользователь — обучающийся, в его журнале содержится информация о результатах учебной деятельности по каждому курсу и каждому уроку (процент пройденного материала, оценки за тесты, домашние задания, итоговая оценка за урок). Если пользователь —преподаватель, в журнале он видит результаты учебной деятельности всех студентов своего класса (количество пройденных уроков и выполненных заданий, средняя отметка по курсу). Преподаватель получает уведомление об отправленных ему на проверку домашних заданиях. Он может зайти на страницу каждого ученика и видеть результаты его учебной деятельности по каждому уроку (процент пройденного материала, отметки за тесты и домашние задания, итоговые отметки). Учитель может назначить ученику урок для повторного прохождения; в этом случае тестовые и домашние задания будут другими. Активизируя значок онлайн-консультации, преподаватель информирует обучающихся о том, что в данный момент он находится в сети и может ответить на вопросы в оперативном режиме.
Коммуникация участников учебного процесса при дистанционных технологиях строится с помощью личных сообщений и форумов.
Система личных сообщений по формату приближена к электронной почте, предназначена исключительно для пользователей системы. Входящие и исходящие сообщения каждого пользователя отображаются на его рабочей странице. Переписка носит конфиденциальный характер: кроме отправителя и адресата, она никому не доступна.
Форумы предназначены для открытого обсуждения учебных и иных вопросов группами пользователей. Существуют общие и специализированные форумы: для всех пользователей, преподавателей и предназначенные для групповых дискуссий обучающихся и преподавателей.
Оценивание учебных достижений осуществляется в онлайн- и оффлайн-режимах. Интерактивные тесты, лабораторные работы проверяются системой в онлайн-режиме и оцениваются автоматически. Учащиеся узнают о своих результатах сразу после выполнения тестов. Прочие задания ученики отсылают учителю в отдельных файлах, и их проверяет учитель в оффлайн-режиме. Учителя выставляют отметки в электронный журнал, отправляют учащимся свои комментарии.
По сравнению с традиционным, очным обучением, дистанционное имеет ряд преимуществ для ученика:
- развивает умение работать с новыми технологиями, используя возможности цифровых образовательных ресурсов;
- позволяет выбрать индивидуальный темп обучения;
- предоставляет широкий выбор источников информации;
- нестандартные развивающие домашние задания;
- формирует различные виды чтения: изучающее, поисковое, ознакомительное;
- умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;
- умение самостоятельно планировать деятельность;
- умение работать в информационном пространстве: отбирать информацию в соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной задаче;
- навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий;
- навык самообразования.
Наряду с преимуществами дистанционного обучения, существуют и проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса:
- «живое» общение учителя с учениками и учеников между собой возможно только в режиме «Конференция», что негативно сказывается на развитии устной речи;
- утрачивается навык письма - главная составляющая предмета «русский язык»;
- нет возможности дополнительного объяснения материала слабоуспевающим ученикам;
- отсутствие теоретического учебного материала в курсах, рассчитанных на учащихся среднего звена;
- идёт снижение двигательной активности учащихся, повышается нагрузка на глаза и опорно-двигательный аппарат;
- распространение плагиата – использование неотредактированных готовых ответов из сети Интернет;
Система дистанционного обучения является хорошим подспорьем учителю русского языка и литературы, так как содержит различные виды электронных средств обучения, отвечающих специфике предметов «Русский язык» и «Литература»:
- текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и справочные),
- аудиотексты,
- художественные и учебные видеофильмы,
- цифровые иллюстрации и фотографии,
- видеоуроки,
- видеоинтервью и видеоэкскурсии,
- интерактивные задания,
- флеш-задания,
- электронные контрольные работы и тесты,
Обучение русскому языку и литературе – именно та область, где использование дистанционных образовательных технологий может принципиально изменить методы работы, и, что самое главное, её результаты.
В заключение надо сказать, что дистанционное обучение сегодня востребовано, приобретает всё большую значимость и, следовательно, будет быстро развиваться с ростом технических и интеллектуальных возможностей. Такая форма обучения особенно актуальна при организации обучения детей с ограниченными возможностями, и это хороший выход в условиях оптимизации школ, отсутствия благоустроенных дорог.