I этап: организация начала урока. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на предстоящую работу. -Улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы. | Проверяют готовность к уроку. | – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
II этап: актуализация знаний | - О чём эта загадка? Я и туча, и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. -Почему вы так решили? -Правильно, туман, лёд, ручей - это всё вода. (показывает колбу с водой) | -Дети слушают загадку и предлагают отгадку. -Вода. -Объясняют выбор ответа. | – анализ, сравнение, обобщение, классификация (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); |
III этап целеполагание | -Определите тему нашего урока. -Что вы хотите узнать сегодня на уроке? Слайд № 1 На слайде появляется запись: Превращения воды 1. Познакомиться с превращениями воды. 2. Узнать, почему происходят такие превращения. 3. Понять, как вода может переходить из одного состояния в другое. | -Говорят, по какой теме будет работа на уроке. -Дети предлагают цели. | -самостоятельно формулировать тему и цели урока (Р) -самостоятельное выделение темы урока (П) - формулирование познавательной цели (П) строить рассуждения (П) оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; слушать других (К) планирование (Р) |
IV этап: Первичное восприятие новых знаний | -Послушайте сообщение и сделайте вывод. О каком состоянии воды говорится в этом рассказе. На слайде №2 иллюстрация айсберга -А можно ли получить воду изо льда? -Значит этот процесс обратимый. -Послушайте сообщение о тумане и определите, о каком другом состоянии воды идёт речь. На слайде № 2 иллюстрация с изображением тумана. -О каком состоянии воды вы услышали в рассказе? А может ли пар снова стать водой? Проведём опыт. Демонстрация опыта: -Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет, например, тарелка со льдом. Вскоре нижняя часть тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз. -Как же объяснить то, что мы наблюдаем? На слайде № 3 схема для проверки
Состояния воды -На столах карточки, выложите эту схему. - Проверьте свою работу. Кто не справился? Какие ошибки допустили? -А что влияет на изменение состояния воды? -Можно сказать, что вода совершила путешествие по кругу? -В природе это называют «круговоротом воды». На слайде № 4- схема «Круговорот воды в природе» Прочитайте об этом в учебнике на стр.56-57 и приготовьтесь рассказать, используя схему на слайде. | -Подготовлен-ный ученик рассказывает об айсбергах, затем определяют, что айсберг-это лёд, а лёд-это вода в твёрдом состоянии. -Высказывают своё мнение. Подготовленный ученик рассказывает о тумане. -Туман, пар - это газообразное состояние воды. Мнения детей. -Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. -Используя карточки, учащиеся составляют схему «Состояния воды». Проверяют по слайду. -Температура. Самостоятельное чтение текста в учебнике. -Учащийся на схеме рассказывает о круговороте воды в природе. | – анализ, обобщение, (П); – извлечение из текстов необходимой информации (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – коррекция (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); -Проверка по эталону, самоконтроль (Р) -умение слушать, анализировать, дополнять информацию (К) |
V этап: вторичный синтез | -Послушайте стихотворение: В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратится, то в лед, Растает, и снова в поход! Вода совершает круговорот. -А сейчас проверим, что вы узнали на уроке. Будете работать в группах. (Повторить правила работы в группе) (задания в Приложении) -Кто не справился? Где были ошибки? Почему? | -В микрогруппах выполняют задания. Учащиеся проверяют по слайдам и анализируют свои работы. Проверка организуется по слайдам № 5, 6, 7, 8 | Практические, самоанализ, контроль, самоконтроль (Р) |
VI этап: рефлексия | Я приведу вам цитаты из высказываний великих людей прошлого. Они на слайде. Слайд № 9 - Я думаю, что вы сейчас тоже можете много интересного рассказать о воде. Вы в парах составите синквейн о воде. (вспомнить правила составления синквейна) 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное. | -Несколько минут в парах сочиняют синквейн. 2-3 человека зачитывают вслух. Примеры синквейнов: 1.Вода 2.Чистая, родниковая 3.Журчит, течет, пьют 4.Источник жизни 5.Жидкость 1.Вода 2.Дождевая, питьевая 3.Замерзает, испаряется, течет 4.Вещество для жизни на Земле 5.Жизнь | – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); -оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; слушать других (К) |
VII этап: домашнее задание | Проводит инструктаж по выполнению задания Слайд № 10 1) Прочитать стр.55-58. 2)Выполнить в печатной тетради задания №2 на стр. 33, №4 на стр.34. -Кому не понятно задание? -Запишите в Дневнике. -Оформите свои синквейны на альбомных листах, сделайте иллюстрацию (творческое задание). | | - Анализ (П) -умение слушать учителя (К) |