СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы"»

Исследовательская деятельность Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Актуальность темы Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: «Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить новые решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность учиться в течение всей жизни» «Главные задачи современной школы –это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» «Школьное обучение должно быть организовано так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» «Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми»

Актуальность темы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:

  • «Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить новые решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность учиться в течение всей жизни»
  • «Главные задачи современной школы –это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»
  • «Школьное обучение должно быть организовано так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»
  • «Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми»
Реальная ситуация большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классе начинают терять интерес к учeбе;  интерес школьников к изучению литературы, впрочем, как и к чтению классических произведений, с каждым годом утрачивается;  ведущими методами преподавания «по старинке» остаются словесные и наглядные среднестатистический выпускник школы не обладает творческой инициативой, не имеет навыка самостоятельного образования и развития, не формируется как развитая, мыслящая, культурная и личность;

Реальная ситуация

  • большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классе начинают терять интерес к учeбе;
  • интерес школьников к изучению литературы, впрочем, как и к чтению классических произведений, с каждым годом утрачивается;
  • ведущими методами преподавания «по старинке» остаются словесные и наглядные
  • среднестатистический выпускник школы не обладает творческой инициативой, не имеет навыка самостоятельного образования и развития, не формируется как развитая, мыслящая, культурная и личность;
Способ решения проблемы – вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы Цель - создание системы работы на основе проблемного обучения, способствующего становлению деятельностной, предприимчивой, созидательной личности. Основная педагогическая идея создания данной системы - поэтапное приобщение учащихся к исследовательской деятельности в области литературы, создание алгоритмов выполнения исследовательских работ различного уровня сложности.

Способ решения проблемы – вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы

Цель - создание системы работы на основе проблемного обучения, способствующего становлению деятельностной, предприимчивой, созидательной личности.

Основная педагогическая идея создания данной системы - поэтапное приобщение учащихся к исследовательской деятельности в области литературы, создание алгоритмов выполнения исследовательских работ различного уровня сложности.

Преимущества Обучение с включением исследовательской деятельности Традиционное обучение Развитие личностных качеств учащегося: мышление, речь, общение, поведение, эффективное внимание, смысловая память, все каналы восприятия, творчество Механическая память Возрастает интерес к учебно-познавательной деятельности Интерес падает со взрослением Коллективная мыслительная деятельность, возможность попробовать разные роли Репродуктивная деятельность, статичность ролей Возрастает глубина понимания, мотивация Поверхностное понимание, отсутствие или неосознанность личной мотивации Стремление к самореализации Стремление к достижению конкретного учебного результата

Преимущества

Обучение с включением исследовательской деятельности

Традиционное обучение

Развитие личностных качеств учащегося: мышление, речь, общение, поведение, эффективное внимание, смысловая память, все каналы восприятия, творчество

Механическая память

Возрастает интерес к учебно-познавательной деятельности

Интерес падает со взрослением

Коллективная мыслительная деятельность, возможность попробовать разные роли

Репродуктивная деятельность, статичность ролей

Возрастает глубина понимания, мотивация

Поверхностное понимание, отсутствие или неосознанность личной мотивации

Стремление к самореализации

Стремление к достижению конкретного учебного результата

Механизмы реализации Виды ученических исследовательских работ : организация исследований фразеологизмов на уроке в 1о классе: определение фразеологизмов в текстах, самостоятельный поиск истории фразеологизма, синонимия и антонимия значений фразеологизмов. Привлечение дополнительного материала при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»: философская основа образа главного героя. Западничество и славянофильство в русской и зарубежной философии. Деятельность русского религиозного философа, литературного критика, публициста, одного из видных теоретиков славянофильства в России XIX века, нашего земляка И.В.Киреевского,

Механизмы реализации

Виды ученических исследовательских работ :

  • организация исследований фразеологизмов на уроке в 1о классе: определение фразеологизмов в текстах, самостоятельный поиск истории фразеологизма, синонимия и антонимия значений фразеологизмов.
  • Привлечение дополнительного материала при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»: философская основа образа главного героя. Западничество и славянофильство в русской и зарубежной философии.
  • Деятельность русского религиозного философа, литературного критика, публициста, одного из видных теоретиков славянофильства в России XIX века, нашего земляка И.В.Киреевского,
Необходимые условия Чтобы организовать исследовательскую деятельность, необходимо наличие следующих элементов: индивидуальность ребенка; индивидуальность педагога; интересный объект исследования СИСТЕМА не работает, ЕСЛИ ХОТЬ ОДИН ЭЛЕМЕНТ ВЫПАДАЕТ

Необходимые условия

Чтобы организовать исследовательскую деятельность, необходимо наличие следующих элементов:

  • индивидуальность ребенка;
  • индивидуальность педагога;
  • интересный объект исследования

СИСТЕМА не работает, ЕСЛИ ХОТЬ ОДИН ЭЛЕМЕНТ ВЫПАДАЕТ

Прогнозируемый результат Выпускник - мыслящий в категориях культуры читатель, способный самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором, умеющий самостоятельно работать с художественным и иным видом текста, способный самостоятельно организовывать работу по поиску необходимого материала.

Прогнозируемый результат

Выпускник - мыслящий в категориях культуры читатель, способный самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором, умеющий самостоятельно работать с художественным и иным видом текста, способный самостоятельно организовывать работу по поиску необходимого материала.

Что получаем в результате: будет разработана программа исследовательской деятельности на уроках русского языка литературы;  система алгоритмов исследовательской деятельности разных уровней сложности; будет собрана «копилка» методов и приемов исследовательской деятельности будет разработана система мониторинга качества обучения на основе диагностики уровня творческой активности и сформированности навыка исследовательской деятельности

Что получаем в результате:

  • будет разработана программа исследовательской деятельности на уроках русского языка литературы;
  • система алгоритмов исследовательской деятельности разных уровней сложности;
  • будет собрана «копилка» методов и приемов исследовательской деятельности
  • будет разработана система мониторинга качества обучения на основе диагностики уровня творческой активности и сформированности навыка исследовательской деятельности
Конференция, посвященная жизни и деятельности И.В.Киреевского

Конференция, посвященная жизни и деятельности И.В.Киреевского

Самостоятельное исследование помогает понять сложный философский материал

Самостоятельное исследование помогает понять сложный философский материал