Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы"»
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся
Актуальность темы
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
- «Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить новые решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность учиться в течение всей жизни»
- «Главные задачи современной школы –это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»
- «Школьное обучение должно быть организовано так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»
- «Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми»
Реальная ситуация
- большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классе начинают терять интерес к учeбе;
- интерес школьников к изучению литературы, впрочем, как и к чтению классических произведений, с каждым годом утрачивается;
- ведущими методами преподавания «по старинке» остаются словесные и наглядные
- среднестатистический выпускник школы не обладает творческой инициативой, не имеет навыка самостоятельного образования и развития, не формируется как развитая, мыслящая, культурная и личность;
Способ решения проблемы – вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы
Цель - создание системы работы на основе проблемного обучения, способствующего становлению деятельностной, предприимчивой, созидательной личности.
Основная педагогическая идея создания данной системы - поэтапное приобщение учащихся к исследовательской деятельности в области литературы, создание алгоритмов выполнения исследовательских работ различного уровня сложности.
Преимущества
Обучение с включением исследовательской деятельности
Традиционное обучение
Развитие личностных качеств учащегося: мышление, речь, общение, поведение, эффективное внимание, смысловая память, все каналы восприятия, творчество
Механическая память
Возрастает интерес к учебно-познавательной деятельности
Интерес падает со взрослением
Коллективная мыслительная деятельность, возможность попробовать разные роли
Репродуктивная деятельность, статичность ролей
Возрастает глубина понимания, мотивация
Поверхностное понимание, отсутствие или неосознанность личной мотивации
Стремление к самореализации
Стремление к достижению конкретного учебного результата
Механизмы реализации
Виды ученических исследовательских работ :
- организация исследований фразеологизмов на уроке в 1о классе: определение фразеологизмов в текстах, самостоятельный поиск истории фразеологизма, синонимия и антонимия значений фразеологизмов.
- Привлечение дополнительного материала при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»: философская основа образа главного героя. Западничество и славянофильство в русской и зарубежной философии.
- Деятельность русского религиозного философа, литературного критика, публициста, одного из видных теоретиков славянофильства в России XIX века, нашего земляка И.В.Киреевского,
Необходимые условия
Чтобы организовать исследовательскую деятельность, необходимо наличие следующих элементов:
- индивидуальность ребенка;
- индивидуальность педагога;
- интересный объект исследования
СИСТЕМА не работает, ЕСЛИ ХОТЬ ОДИН ЭЛЕМЕНТ ВЫПАДАЕТ
Прогнозируемый результат
Выпускник - мыслящий в категориях культуры читатель, способный самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором, умеющий самостоятельно работать с художественным и иным видом текста, способный самостоятельно организовывать работу по поиску необходимого материала.
Что получаем в результате:
- будет разработана программа исследовательской деятельности на уроках русского языка литературы;
- система алгоритмов исследовательской деятельности разных уровней сложности;
- будет собрана «копилка» методов и приемов исследовательской деятельности
- будет разработана система мониторинга качества обучения на основе диагностики уровня творческой активности и сформированности навыка исследовательской деятельности
Конференция, посвященная жизни и деятельности И.В.Киреевского
Самостоятельное исследование помогает понять сложный философский материал