СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентации "Способы сжатия текста. ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентации "Способы сжатия текста. ОГЭ"»

Подготовка к ОГЭ Способы сжатия текста

Подготовка к ОГЭ

Способы сжатия текста

Сжатие текста  Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением.  При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений .

Сжатие текста

Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением.

При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений .

Приемы компрессии (сжатия текста)  Исключение Обобщение(объединение) Замена

Приемы компрессии (сжатия текста)

  • Исключение
  • Обобщение(объединение)
  • Замена
Исключаем!  вводные слова; однородные члены предложения; повторы; однотипные примеры; риторические вопросы и восклицания; цитаты; детали, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснения, рассуждения, описания; слова, предложения, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Исключаем!

  • вводные слова;
  • однородные члены предложения;
  • повторы;
  • однотипные примеры;
  • риторические вопросы и восклицания;
  • цитаты;
  • детали, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснения, рассуждения, описания;
  • слова, предложения, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Исключение подробностей, деталей Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.

Исключение подробностей, деталей

Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером.

Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.

Попробуйте изменить фрагмент исходного текста, исключив однородные члены при обобщающем слове Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.

Попробуйте изменить фрагмент исходного текста, исключив однородные члены при обобщающем слове

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.

Проверим! Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.

Проверим!

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.

Обобщаем или объединяем! части предложений; конкретные, единичные факты, события, явления; ряд предложений, связанных одной мыслью. 8

Обобщаем или объединяем!

  • части предложений;
  • конкретные, единичные факты, события, явления;
  • ряд предложений, связанных одной мыслью.

8

Обобщение конкретных, единичных явлений Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. Оскар II, шведский король, прислал за Анной Павловой роскошную карету

Обобщение конкретных, единичных явлений

Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета.

Оскар II, шведский король, прислал за Анной Павловой роскошную карету

Попробуйте изменить фрагмент исходного текста, заменив однородные члены обобщающим наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

Попробуйте изменить фрагмент исходного текста, заменив однородные члены обобщающим наименованием

Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

Проверим! Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает.

Проверим!

Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает.

Заменяем! однородные члены обобщающим словом; сложное предложение – простым; часть предложения или ряд предложений общим понятием или выражением; прямую речь – косвенной; часть текста одним предложением; часть предложения местоимением …

Заменяем!

  • однородные члены обобщающим словом;
  • сложное предложение – простым;
  • часть предложения или ряд предложений общим понятием или выражением;
  • прямую речь – косвенной;
  • часть текста одним предложением;
  • часть предложения местоимением …
Сочетание исключения и обобщения (замена, упрощение) В Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. Иностранные газеты называли выступления русских откровением нового искусства.

Сочетание исключения и обобщения (замена, упрощение)

В Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства.

Иностранные газеты называли выступления русских откровением нового искусства.

Попробуйте изменить фрагмент исходного текста, заменив предложение или его части указательным местоимением Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность.

Попробуйте изменить фрагмент исходного текста, заменив предложение или его части указательным местоимением

Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность.

Проверим! Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность. Уметь дружить и любить – большое искусство. Об этом часто говорят психологи.

Проверим!

Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность.

Уметь дружить и любить – большое искусство. Об этом часто говорят психологи.

Что нельзя удалять ? основные детали, помогающие понять авторскую идею; аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Что нельзя удалять ?

  • основные детали, помогающие понять авторскую идею;
  • аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
 Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (А) Язык, слово объединяют многие поколения людей в их ист..рическом проце(с,сс)е, сплачивают нацию, питают её самосознание и суверенность в кругу других наций и народностей. (Б) «(В)начале было слово», - сказано в Свяще(н,нн)ом писани.. . (В) Слово соединяет в себе всё, чем памятно для нас прошлое народа, чем дорого и свято его настоящее и чем отрадно ожидаемое будущее. (Г) И, значит, Слово недаром д..но человеку.

Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст

(А) Язык, слово объединяют многие поколения людей в их ист..рическом проце(с,сс)е, сплачивают нацию, питают её самосознание и суверенность в кругу других наций и народностей.

(Б) «(В)начале было слово», - сказано в Свяще(н,нн)ом писани.. .

(В) Слово соединяет в себе всё, чем памятно для нас прошлое народа, чем дорого и свято его настоящее и чем отрадно ожидаемое будущее.

(Г) И, значит, Слово недаром д..но человеку.

Задания 1.Выберите вариант ответа: 1) БГАВ 3) АВБГ 2) ГАВБ 4) ВБГА 2.Укажите лишнее слово в ряду синонимов: суверенность разъединённость 3) независимость 4) автономность

Задания

1.Выберите вариант ответа:

1) БГАВ 3) АВБГ

2) ГАВБ 4) ВБГА

2.Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

  • суверенность
  • разъединённость

3) независимость

4) автономность

4. Какой частью речи являются слова прошлое, настоящее, будущее в предложении В:   1) именами существительными  2) причастиями  3) словами категории состояния

4. Какой частью речи являются слова прошлое, настоящее, будущее в предложении В:

1) именами существительными

2) причастиями

3) словами категории состояния

Прочитайте текст нашего современника, литературоведа С. Гиндина. Дмитрий Сергеевич Лихачёв – единственное и неповторимое явление русской истории и культуры. Судьба провела его почти через весь XX век, сквозь все его эпохи и сломы. На этом пути его не миновала, пожалуй, ни одна из бед, выпавших нашему народу: тюрьма, лагерь, ленинградская блокада, безвременные утраты близких. Совесть, вера и нравственная сила помогли ему выстоять. Он не только не сломился, а совершил предназначенное, открыв для современников мир древнерусской литературы, создав большую научную школу. Но значение Д.С. Лихачёва шире даже его научного подвига. Ум, наблюдательность, внутренняя дисциплина не дали ему растерять увиденное и пережитое, а дар слова и дар общения с людьми в конце жизни позволили поведать людям о своём веке.

Прочитайте текст нашего современника,

литературоведа С. Гиндина.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – единственное и неповторимое явление русской истории и культуры. Судьба провела его почти через весь XX век, сквозь все его эпохи и сломы. На этом пути его не миновала, пожалуй, ни одна из бед, выпавших нашему народу: тюрьма, лагерь, ленинградская блокада, безвременные утраты близких. Совесть, вера и нравственная сила помогли ему выстоять. Он не только не сломился, а совершил предназначенное, открыв для современников мир древнерусской литературы, создав большую научную школу.

Но значение Д.С. Лихачёва шире даже его научного подвига. Ум, наблюдательность, внутренняя дисциплина не дали ему растерять увиденное и пережитое, а дар слова и дар общения с людьми в конце жизни позволили поведать людям о своём веке.

Задания  1.В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему Дмитрий Сергеевич Лихачёв- единственное и неповторимое явление русской истории и культуры?»  А. Судьба провела его почти через весь 20 век, сквозь все эпохи и сломы.  Б. Совесть, вера и нравственная сила помогли ему выстоять.  В. Он не только не сломился, а совершил предназначенное, открыв для современников мир древнерусской литературы, создав большую научную школу.  Г. Ум, наблюдательность, внутренняя дисциплина не дали ему растерять увиденное и пережитое, а дар слова и дар общения с людьми в конце жизни позволили поведать людям о своём веке.

Задания

1.В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему Дмитрий Сергеевич Лихачёв- единственное и неповторимое явление русской истории и культуры?»

А. Судьба провела его почти через весь 20 век, сквозь все эпохи и сломы.

Б. Совесть, вера и нравственная сила помогли ему выстоять.

В. Он не только не сломился, а совершил предназначенное, открыв для современников мир древнерусской литературы, создав большую научную школу.

Г. Ум, наблюдательность, внутренняя дисциплина не дали ему растерять увиденное и пережитое, а дар слова и дар общения с людьми в конце жизни позволили поведать людям о своём веке.

Задания 2.Озаглавьте текст. 3.Проведите лингвистический эксперимент: замените в первом предложении слово явление синонимом. Произошли ли какие-нибудь изменения в интерпретации основной идеи текста С. Гиндина? 4.Найдите и выпишите ключевые слова и словосочетания. 5.В предложениях 3 и 4 замените ряд однородных членов обобщающим наименованием. Привело ли это к искажению основной информации?

Задания

2.Озаглавьте текст.

3.Проведите лингвистический эксперимент: замените в первом предложении слово явление синонимом. Произошли ли какие-нибудь изменения в интерпретации основной идеи текста С. Гиндина?

4.Найдите и выпишите ключевые слова и словосочетания.

5.В предложениях 3 и 4 замените ряд однородных членов обобщающим наименованием. Привело ли это к искажению основной информации?

6. Напишите сжатое изложение, продолжив текст  Дмитрий Сергеевич Лихачёв (кем является для русской культуры и истории?). Совесть, вера и нравственная сила помогли ему пережить (назовите обобщающим понятием все беды, которые выпали на голову учёного). Однако он не только не сломился, но и совершил предназначенное (что сделал учёный?) и поведал людям о своём веке.

6. Напишите сжатое изложение, продолжив текст

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (кем является для русской культуры и истории?).

Совесть, вера и нравственная сила помогли ему пережить (назовите обобщающим понятием все беды, которые выпали на голову учёного).

Однако он не только не сломился, но и совершил предназначенное (что сделал учёный?) и поведал людям о своём веке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!