Класс: 9 Сжатое изложение (упр.95)
Тип: развитие речи
Цели:
продолжить подготовку учащихся к 1 части ОГЭ по русскому языку - сжатому изложению;
обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;
формировать общеучебные навыки работы с текстом;
развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.
Оборудование: проектор, карточки
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, наш урок посвящен подготовке к предстоящему экзамену по русскому языку в форме ОГЭ. Сегодня мы будем продолжать учиться писать сжатое изложение. Для этого вспомним, какие есть способы сжатия текста. Также продолжим работу по развитию связной, красивой речи. Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его и свяжите с темой урока и сформулируйте: чему мы с вами должны сегодня научиться и для чего нам нужен этот навык? (будем учиться сжимать текст; это поможет сформировать высокую культуру речи)
Эпиграф:
«Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка…» С.Ожегов
II. Введение в тему.
Прежде чем рассуждать по этому поводу, давайте посмотрим и вспомним, как сформулировано задание 1 в КИМах (Контрольных Измерительных Материалах) ОГЭ:
Прослушайте текст и выполните задание 1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Итак, какое изложение вам надо написать по прослушанному тексту?
Правильно, сжатое!
III. Изучение нового.
- Для того, чтобы понять, что такое сжатое изложение, давайте вспомним, как приготовить свежевыжатый сок.
Берём самый большой и спелый апельсин. Чтобы получить из него свежий натуральный сок, избавляемся от толстой корки, которая на сок совсем не годится, мякоти, косточек и получаем свежевыжатый вкусный сок!
Вы спросите: "Какое отношение имеет сок к изложению?"
Сейчас поймёте сами, какое!
Изложение у нас сжатое!
Сок получили свежевыжатый!
Видите сходство?
Этот наглядный пример с соком и объясняет вам, что такое сжатое изложение.
Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно обработать прослушанный текст.
Что именно? ( убрать всё лишнее, подробности, детали).
А что нужно оставить? ( только самое главное, важное, суть).
Давайте прочитаем научное определение:
Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)
Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.
Ну вот, что такое сжатое изложение, мы разобрались.
Теперь нам нужно вспомнить, какими способами можно сжать текст.
Помните разговор про апельсиновый сок? Какими способами можно выжать сок?
Рукой, соковыжималкой механической или электрической.
В любом случае, независимо от способа, мы получим один и тот же результат - свежевыжатый сок.
Получить сжатый текст мы тоже можем различными способами.
О них сейчас и поговорим.
Известны три способа сжатия текста. Какие?
исключение,
обобщение,
упрощение.
Что вам известно об этих способах? (учащиеся отвечают)
А теперь давайте рассмотрим эти способы более подробно.
При исключении необходимо:
выделить главное (существенное) и убрать детали (подробности);
пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
объединить существенное;
составить новый текст.
При обобщении необходимо, т.е. сказать одним наиболее общим понятием:
Третий способ сжатия текста - это упрощение, т.е. сделать более простым.
При упрощении необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
IV. Закрепление.
А теперь применим полученные знания на практике. Прочитаем задание упр.95, стр.63
Какая задача стоит перед вами, ребята?
- Прочитать тексты упр.83, 94. Это к тому же будет подготовкой к устному экзамену.
- Далее в форме размышления нужно сжато изложить самое основное, убрав лишнее. Вы должны эти 2 текста объединить в один. Так как мы с вами только учимся писать сжатые изложения, эта работа на сегодняшний день носит обучающий характер. Поэтому вы видите текст и имеет возможность его читать. На реальном экзамене тексты изложений вы будете слушать в аудиозаписи.
- Чтение текстов. При работе с текстом обратите внимание на этапы работы с текстом (на слайде)
Беседа по прочитанному:
- какой темой объединены эти 2 текста? (продемонстрировать Этимологический словарь). Вот это тот самый словарь, который помогает узнать общие корни у разных слов и преподносит сюрпризы и неожиданности. После урока посмотрите.
- каким стилем написаны тексты?
- какова основная мысль? (этимология вызывает интерес)
- в каждом тексте можно выделить микротемы, один абзац – это одна микротема.
Редактирование упр.83.
- что в этом тексте самое важное?
Лингвист Пизани писал, что задача этимологии – найти значение слова в момент его создания. Со временем часто меняется облик и значение слова. Индоевропейские языки обладают сходством. Чтобы их найти, нужно изучать историю языка.
- какой прием сжатия текста вы использовали? (в комплексе)
Редактирование упр.94.
Слово «Этимология» является многозначным. Оно изучает, раскрывает происхождение слов.
Происхождение слов интересует не только детей, но и ученых.
Этимологические неожиданности могут встретиться, где угодно. Слово самбо оказалось русским. Это сложносокращенное слово, как универсам.
Фразеологизм и смех и грех употребляется, если что-то одновременно и смешно и печально. Фразеологизм скреплен рифмой и ритмом. Существует нерифмованный вариант фразеологизма – и смех и горе. Замена горя на грех не случайно. Грех в первоначальном значении означает несчастье.
- сколько микротем в этом тексте? (5) значит, у вас должно быть 5 абзацев.
- какие приемы сжатия вы использовали? Не забудьте после редактирования текста сосчитать, сколько слов у вас получилось. Допускается объем от 70 до 100 слов.
V. Итоги урока
- Подведем итоги нашего урока.
- с каким действием должно ассоциироваться задание: сжать текст и написать сжатое изложение? (сжать апельсин и получить сок)
- какие приемы сжатия вы знаете? (исключение, обобщение, упрощение)
- в нашем варианте получилось использование всех этих приемов в комплексе.
- хочу вам дать совет, чтобы вы не повторяли типичные ошибки 9-классников. После окончания работы нужно несколько раз проверить готовый текст. Несколько раз - это как минимум три. Первая проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание текста. Все ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными словами, проверяется текст как таковой. Вторая проверка касается языка. Упомянутые выше личные местоимения и косвенная речь, строй предложений, наличие абзацев. "Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения" - это один из критериев оценки изложения как этапа ГИА. Третья проверка отлавливает орфографические и пунктуационные ошибки. Кстати сказать, такая трехступенчатая проверка хороша в любой работе: изложение ли, сочинение - любой авторский текст должен проверяться таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и избегать всевозможных ошибок.
- оценивание.
VI. Домашнее задание.
- проверить черновик 3 раза и написать текст изложения в отредактированном виде.