СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Адаптация младших школьников в новом учебном году"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема школьнойадаптации всегда актуальна, особенно в начале учебного года.При переход в другой класс, на следующую ступень,  ребёнок испытывает определённые трудности. И задача нас, взрослых, помочь ему перодолеть эти сложности. Данная презентация предназначена психологам,  родителям,   учителям. Цель - помощь при адаптации младшим школьникам в новом учебном году  при переходе в следующий класс.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Адаптация младших школьников в новом учебном году"»

Проблемы адаптации младших школьников в новом  учебном году Подготовила педагог-психолог МАОУ СОШ № 43 Маркелова Светлана Ивановна

Проблемы адаптации младших школьников в новом учебном году

Подготовила педагог-психолог МАОУ СОШ № 43

Маркелова Светлана Ивановна

Актуальность проблемы Гуманизм; приоритет общечеловеческих ценностей; жизнь и здоровье детей; ориентация на становление, развитие ребёнка; реализация личностного потенциала каждого ученика; гармонизация взаимодействия с окружающим миром.

Актуальность проблемы

  • Гуманизм;
  • приоритет общечеловеческих ценностей;
  • жизнь и здоровье детей;
  • ориентация на становление, развитие ребёнка;
  • реализация личностного потенциала каждого ученика;
  • гармонизация взаимодействия с окружающим миром.
Адаптация  (от лат. adapto – приспособление) – одно из центральных понятий биологии, физиологии, психологии и многих других наук, изучающих живые организмы, особенно человека.  Проблема адаптации учащихся младшего школьного возраста значима и актуальна, поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, процесс адаптации непрерывен.

Адаптация  (от лат. adapto – приспособление) – одно из центральных понятий биологии, физиологии, психологии и многих других наук, изучающих живые организмы, особенно человека.

Проблема адаптации учащихся младшего школьного возраста значима и актуальна, поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, процесс адаптации непрерывен.

Адаптация ребёнка в условиях школьного обучения: Адаптация Социальная адаптация Академическая адаптация   Личностная адаптация   Физиологическя адаптация  

Адаптация ребёнка в условиях школьного обучения:

Адаптация

Социальная адаптация

Академическая адаптация  

Личностная адаптация  

Физиологическя

адаптация  

Цели адаптации в школе:   создании благоприятных условий для самореализации личности ученика; вывод ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития; приспосабливание (адаптация) его к требованиям и правилам школьной жизни; создание модели саморазвивающейся социально-педагогической системы, подстраивающейся под индивидуальность каждого ребёнка.

Цели адаптации в школе:

  •   создании благоприятных условий для самореализации личности ученика;
  • вывод ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития;
  • приспосабливание (адаптация) его к требованиям и правилам школьной жизни;
  • создание модели саморазвивающейся социально-педагогической системы, подстраивающейся под индивидуальность каждого ребёнка.
Условия успешной адаптации: Вера в успех ребенка; Положительные установки; Любовь и доброжелательность; Приучение к режиму дня; Выполнение установленных правил и норм поведения; Мотивация к учебной деятельности (на начальном этапе поддерживается взрослыми); Тесное сотрудничество педагогов и родителей; Заинтересованность и понимание со стороны родителей и учителя к ребёнку.

Условия успешной адаптации:

  • Вера в успех ребенка;
  • Положительные установки;
  • Любовь и доброжелательность;
  • Приучение к режиму дня;
  • Выполнение установленных правил и норм поведения;
  • Мотивация к учебной деятельности (на начальном этапе поддерживается взрослыми);
  • Тесное сотрудничество педагогов и родителей;
  • Заинтересованность и понимание со стороны родителей и учителя к ребёнку.

Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса младшего школьника

Параметры психолого-педагогического статуса

Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 1-го класса

1. Академическая адаптация

Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 3–5 классов

1.1. Наличие и характер учебной мотивации

Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения

1.2. Произвольность психических процессов

Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний

Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий. Совершение учебных действий по образцу и правилу. Поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебных задач

Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче

1.3. Уровень развития мышления

Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных

1.4. Сформирован-ность важнейших учебных действий

Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий

1.5. Уровень развития речи

Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями

Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи

Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков

Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи

1.6. Уровень развития тонкой моторики

Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию

1.7. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности

Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом

2. Социальная адаптация

Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда

2.1. Устойчивое эмоциональное состояние в школе

Сохранение учебной активности и работоспособ-ности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом

Отсутствие выраженных противоречий между: - требованиями школы (педагога) и родителей; - требованиями взрослых и возможностями ребёнка

2.2. Взаимодействие со сверстниками

Отсутствие выраженных противоречий между: - требованиями школы (педагога) и родителей; - требованиями взрослых и возможностями ребёнка

Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём

Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём. Способность к эмоциональным привязанностям (дружбе)

2.3. Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю

2.4. Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения

2.5. Поведенческая саморегуляция

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований)

2.6. Активность и автономность поведения

Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований). Моральная регуляция поведения

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности

3. Личностная адаптация 3.1. Отношения со сверстниками Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений со сверстниками 3.2. Отношения с педагогами Эмоционально-положительное восприятие ребён-ком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами 3.3. Отношение к значимой деятельности Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами Эмоционально-положительное восприятие школы и учения 3.4. Отношение к себе Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя» Устойчивая положительная самооценка Устойчивая положительная самооценка

3. Личностная адаптация

3.1. Отношения со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений со сверстниками

3.2. Отношения с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребён-ком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей

Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами

3.3. Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения

3.4. Отношение к себе

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя»

Устойчивая положительная самооценка

Устойчивая положительная самооценка

Уровни адаптации: Высокий Положительное эмоциональное отношение к школе; способность к самостоятельной учебной деятельности Собранность; способность достигать поставленной цели; самодисциплина; преодоление препятствий Средний Положительное эмоциональное отношение к школе; способность к учебной деятельности Способность к достижению поставленных целей и преодолению препятствий Низкий Отрицательное отношение к школе; слабая способность к самостоятельной учебной деятельности Несобранность; слабая способность к достижению целей; не может преодолевать сложности

Уровни адаптации:

Высокий

Положительное эмоциональное отношение к школе; способность к самостоятельной учебной деятельности

Собранность; способность

достигать поставленной цели; самодисциплина; преодоление препятствий

Средний

Положительное эмоциональное отношение к школе; способность к учебной деятельности

Способность к достижению поставленных целей и преодолению препятствий

Низкий

Отрицательное отношение к школе; слабая способность к самостоятельной учебной деятельности

Несобранность;

слабая способность к достижению целей; не может преодолевать сложности

 Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.             Причины дезадаптации ребёнка    природно-биологические предпосылки социально-психологические причины Соматическая ослабленность ребёнка; нейродинамические расстройства; эмоциональная неустойчивость; функциональные дефекты периферийных органов речи; лёгкие когнитивные расстройства; нарушения формирования анализаторов и отдельных органов чувств. Семейная и педагогическая запущенность ; недостаточная подготовленность ребёнка к школе; Психическая депривация (социальная, …); Личностные особенности ребёнка, сформированные до школы (эгоцентризм, агрессивные наклонности,…); Неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и обучения.

Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Причины дезадаптации ребёнка

  природно-биологические предпосылки

социально-психологические причины

  • Соматическая ослабленность ребёнка;
  • нейродинамические расстройства;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • функциональные дефекты периферийных органов речи;
  • лёгкие когнитивные расстройства;
  • нарушения формирования анализаторов и отдельных органов чувств.
  • Семейная и педагогическая запущенность ;
  • недостаточная подготовленность ребёнка к школе;
  • Психическая депривация (социальная, …);
  • Личностные особенности ребёнка, сформированные до школы (эгоцентризм, агрессивные наклонности,…);
  • Неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и обучения.
Виды школьной дезадаптации: Патогенная дезадаптация нарушения в работе нервной системы, анализаторов, болезни головного мозга, а также  различные фобии Психосоциальная половозрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка дезадаптация Социальная дезадаптация   связана с нарушениями норм морали и права, асоциальными нормами поведения, деформацией системы внутренней регуляции и социальных установок

Виды школьной дезадаптации:

Патогенная дезадаптация

нарушения в работе нервной системы, анализаторов, болезни головного мозга, а также  различные фобии

Психосоциальная

половозрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка

дезадаптация

Социальная дезадаптация

  связана с нарушениями норм морали и права, асоциальными нормами поведения, деформацией системы внутренней регуляции и социальных установок

Формы проявления дезадаптации: Форма дезадаптации Причины Несформированность навыков учебной деятельности. Первичный запрос – педагогическая запущенность;  – недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка;  – отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей. Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности. Коррекционные мероприятия Плохая успеваемость по всем предметам. – неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений);  – потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм);  – доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми). Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям. Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость. Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

Формы проявления дезадаптации:

Форма дезадаптации

Причины

Несформированность навыков учебной деятельности.

Первичный запрос

– педагогическая запущенность; – недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка; – отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.

Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности.

Коррекционные мероприятия

Плохая успеваемость по всем предметам.

– неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений); – потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм); – доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми).

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям.

Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость.

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособлен

ность).

– неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей; – минимальная мозговая дисфункция; – общая соматическая ослабленность; – задержка развития; – слабый тип нервной системы.

Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”.

Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для решения своих проблем.

Несформирован

Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д.

ность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности.

– стремление родителей "инфантилизировать" ребенка;  – психологическая неготовность к школе; – разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома.

Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика.

Страхи, тревожность.

Необходимо подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.

Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответствен

ность, отставание в учебе при высоком интеллекте.

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

Рекомендации для классного руководителя по успешной адаптации детей: Для этого необходимо:  • Опираться на его сильные стороны.  • Избегать подчеркивания промахов.  • Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.  • Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.  • Внести юмор во взаимоотношения с детьми.  • Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.  • Уметь взаимодействовать с ребенком.  • Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.  • Принимать индивидуальность каждого ребенка.  • Проявлять эмпатию и веру в учеников.  • Демонстрировать оптимизм. Поддержать можно посредством:  • отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);  • высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);  • прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);  • совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);  • выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).

Рекомендации для классного руководителя по успешной адаптации детей:

  • Для этого необходимо: • Опираться на его сильные стороны. • Избегать подчеркивания промахов. • Показывать, что Вы довольны Вашими учениками. • Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса. • Внести юмор во взаимоотношения с детьми. • Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием. • Уметь взаимодействовать с ребенком. • Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно. • Принимать индивидуальность каждого ребенка. • Проявлять эмпатию и веру в учеников. • Демонстрировать оптимизм.
  • Поддержать можно посредством: • отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»); • высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»); • прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка); • совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха); • выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).
Рекомендации для родителей по успешной адаптации детей: • Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в следующий класс, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.  • Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).  • Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей и классного руководителя.  • Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.  • Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.  • Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).  • Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.

Рекомендации для родителей по успешной адаптации детей:

• Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в следующий класс, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос. • Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы). • Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей и классного руководителя. • Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня. • Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе. • Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.). • Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.

 Модель выпускника начальной школы  ( его потенциал): Самостоятельность, активность в учёбе; грамотность, большой словарный запас;высокий уровень развития мышления ; Познавательный Понимание сущности нравственных качеств, проявление в отношениях порядочности. Доброты; усвоение духовных ценностей, чувство любви к Родине. Ком Нравственный муникационный Выпускник начальной школы Способность к установлению межличностных взаимоотношений; готовность к коллективным формам деятельности; саморегуляция, самоконтроль Физический Культурный Стремление к физическому здоровью;  желание активного досуга;  знание подвижных игр.  Желание строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, потребность в культурном досуге, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими

Модель выпускника начальной школы ( его потенциал):

Самостоятельность, активность в учёбе; грамотность, большой словарный запас;высокий уровень развития мышления ;

Познавательный

Понимание сущности нравственных качеств, проявление в отношениях порядочности. Доброты; усвоение духовных ценностей, чувство любви к Родине.

Ком

Нравственный

муникационный

Выпускник начальной школы

Способность к установлению межличностных взаимоотношений; готовность к коллективным формам деятельности; саморегуляция, самоконтроль

Физический

Культурный

Стремление к физическому здоровью;

желание активного досуга;

знание подвижных игр.

Желание строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, потребность в культурном досуге, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими

Благодарю за внимание! Желаю творческой и плодотворной работы, тесного сотрудничества, взаимного обогащения и результативности!

Благодарю за внимание! Желаю творческой и плодотворной работы, тесного сотрудничества, взаимного обогащения и результативности!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!