Проблемы адаптации младших школьников в новом учебном году
Подготовила педагог-психолог МАОУ СОШ № 43
Маркелова Светлана Ивановна
Актуальность проблемы
- Гуманизм;
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- жизнь и здоровье детей;
- ориентация на становление, развитие ребёнка;
- реализация личностного потенциала каждого ученика;
- гармонизация взаимодействия с окружающим миром.
Адаптация (от лат. adapto – приспособление) – одно из центральных понятий биологии, физиологии, психологии и многих других наук, изучающих живые организмы, особенно человека.
Проблема адаптации учащихся младшего школьного возраста значима и актуальна, поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, процесс адаптации непрерывен.
Адаптация ребёнка в условиях школьного обучения:
Адаптация
Социальная адаптация
Академическая адаптация
Личностная адаптация
Физиологическя
адаптация
Цели адаптации в школе:
- создании благоприятных условий для самореализации личности ученика;
- вывод ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития;
- приспосабливание (адаптация) его к требованиям и правилам школьной жизни;
- создание модели саморазвивающейся социально-педагогической системы, подстраивающейся под индивидуальность каждого ребёнка.
Условия успешной адаптации:
- Вера в успех ребенка;
- Положительные установки;
- Любовь и доброжелательность;
- Приучение к режиму дня;
- Выполнение установленных правил и норм поведения;
- Мотивация к учебной деятельности (на начальном этапе поддерживается взрослыми);
- Тесное сотрудничество педагогов и родителей;
- Заинтересованность и понимание со стороны родителей и учителя к ребёнку.
Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса младшего школьника
Параметры психолого-педагогического статуса
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 1-го класса
1. Академическая адаптация
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 3–5 классов
1.1. Наличие и характер учебной мотивации
Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения
1.2. Произвольность психических процессов
Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний
Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий. Совершение учебных действий по образцу и правилу. Поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебных задач
Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче
1.3. Уровень развития мышления
Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных
1.4. Сформирован-ность важнейших учебных действий
Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий
1.5. Уровень развития речи
Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями
Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи
Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков
Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи
1.6. Уровень развития тонкой моторики
Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию
1.7. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности
Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом
2. Социальная адаптация
Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда
2.1. Устойчивое эмоциональное состояние в школе
Сохранение учебной активности и работоспособ-ности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом
Отсутствие выраженных противоречий между: - требованиями школы (педагога) и родителей; - требованиями взрослых и возможностями ребёнка
2.2. Взаимодействие со сверстниками
Отсутствие выраженных противоречий между: - требованиями школы (педагога) и родителей; - требованиями взрослых и возможностями ребёнка
Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём
Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём. Способность к эмоциональным привязанностям (дружбе)
2.3. Взаимодействие с педагогами
Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю
2.4. Соблюдение социальных и этических норм
Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения
2.5. Поведенческая саморегуляция
Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом
Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований)
2.6. Активность и автономность поведения
Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения
Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности
Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований). Моральная регуляция поведения
Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности
3. Личностная адаптация
3.1. Отношения со сверстниками
Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений со сверстниками
3.2. Отношения с педагогами
Эмоционально-положительное восприятие ребён-ком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей
Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами
3.3. Отношение к значимой деятельности
Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами
Эмоционально-положительное восприятие школы и учения
3.4. Отношение к себе
Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя»
Устойчивая положительная самооценка
Устойчивая положительная самооценка
Уровни адаптации:
Высокий
Положительное эмоциональное отношение к школе; способность к самостоятельной учебной деятельности
Собранность; способность
достигать поставленной цели; самодисциплина; преодоление препятствий
Средний
Положительное эмоциональное отношение к школе; способность к учебной деятельности
Способность к достижению поставленных целей и преодолению препятствий
Низкий
Отрицательное отношение к школе; слабая способность к самостоятельной учебной деятельности
Несобранность;
слабая способность к достижению целей; не может преодолевать сложности
Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Причины дезадаптации ребёнка
природно-биологические предпосылки
социально-психологические причины
- Соматическая ослабленность ребёнка;
- нейродинамические расстройства;
- эмоциональная неустойчивость;
- функциональные дефекты периферийных органов речи;
- лёгкие когнитивные расстройства;
- нарушения формирования анализаторов и отдельных органов чувств.
- Семейная и педагогическая запущенность ;
- недостаточная подготовленность ребёнка к школе;
- Психическая депривация (социальная, …);
- Личностные особенности ребёнка, сформированные до школы (эгоцентризм, агрессивные наклонности,…);
- Неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и обучения.
Виды школьной дезадаптации:
Патогенная дезадаптация
нарушения в работе нервной системы, анализаторов, болезни головного мозга, а также различные фобии
Психосоциальная
половозрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка
дезадаптация
Социальная дезадаптация
связана с нарушениями норм морали и права, асоциальными нормами поведения, деформацией системы внутренней регуляции и социальных установок
Формы проявления дезадаптации:
Форма дезадаптации
Причины
Несформированность навыков учебной деятельности.
Первичный запрос
– педагогическая запущенность; – недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка; – отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.
Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности.
Коррекционные мероприятия
Плохая успеваемость по всем предметам.
– неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений); – потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм); – доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми).
Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям.
Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость.
Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.
Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособлен
ность).
– неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей; – минимальная мозговая дисфункция; – общая соматическая ослабленность; – задержка развития; – слабый тип нервной системы.
Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”.
Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для решения своих проблем.
Несформирован
Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д.
ность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности.
– стремление родителей "инфантилизировать" ребенка; – психологическая неготовность к школе; – разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома.
Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика.
Страхи, тревожность.
Необходимо подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.
Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответствен
ность, отставание в учебе при высоком интеллекте.
Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.
Рекомендации для классного руководителя по успешной адаптации детей:
- Для этого необходимо: • Опираться на его сильные стороны. • Избегать подчеркивания промахов. • Показывать, что Вы довольны Вашими учениками. • Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса. • Внести юмор во взаимоотношения с детьми. • Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием. • Уметь взаимодействовать с ребенком. • Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно. • Принимать индивидуальность каждого ребенка. • Проявлять эмпатию и веру в учеников. • Демонстрировать оптимизм.
- Поддержать можно посредством: • отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»); • высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»); • прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка); • совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха); • выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).
Рекомендации для родителей по успешной адаптации детей:
• Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в следующий класс, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос. • Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы). • Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей и классного руководителя. • Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня. • Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе. • Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.). • Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
Модель выпускника начальной школы ( его потенциал):
Самостоятельность, активность в учёбе; грамотность, большой словарный запас;высокий уровень развития мышления ;
Познавательный
Понимание сущности нравственных качеств, проявление в отношениях порядочности. Доброты; усвоение духовных ценностей, чувство любви к Родине.
Ком
Нравственный
муникационный
Выпускник начальной школы
Способность к установлению межличностных взаимоотношений; готовность к коллективным формам деятельности; саморегуляция, самоконтроль
Физический
Культурный
Стремление к физическому здоровью;
желание активного досуга;
знание подвижных игр.
Желание строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, потребность в культурном досуге, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими
Благодарю за внимание! Желаю творческой и плодотворной работы, тесного сотрудничества, взаимного обогащения и результативности!