Алгоритмы… Кругом алгоритмы!
pptcloud.ru
Кучмина Наталья Анатольевна учитель математики и информатики Свердловская область, го Рефтинский, МОУ "СОШ 6"
Математика
Русский язык
Литература
География
АЛГОРИТМЫ
Физика
Английский язык
История
Технология
Русский язык
- Алгоритм проверки безударной гласной в корне слов.
- Алгоритм определения спряжения глаголов
- Алгоритм разбора предложения по членам
Математика
- Алгоритм решения уравнения
- Алгоритм решения задачи на пропорцию
- Алгоритм умножения обыкновенных дробей
Алгоритмы используются на всех предметах.
А в жизни ведь нас тоже кругом окружают алгоритмы.
Сама жизнь – это тоже какой-то алгоритм.
И независимо, знаем мы алгоритмы или нет, жизнь идет по алгоритму.
слово алгоритм
произошло от algorithm – латинского написания имени аль – Хорезми, величайшего ученого из города Хорезма, Мухамеда бен Мусу, жившего в 783 – 850 гг.
В информатике под алгоритмом понимают понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи.
Свойства
алгоритмов
Понятность
Под этим термином понимают указания, которые понятны исполнителю
Дискретность
возможность разбиения алгоритма на отдельные элементарные действия, выполнение которых человеком или машиной не вызывает сомнения
Массовость возможность применения алгоритмов для решения целого класса конкретных задач, отвечающих общей постановке задачи
Конечность
завершение работы алгоритма в целом за конечное число шагов
Однозначность (определенность) единственность толкования правил выполнения действий и порядка их выполнения
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Получение требуемого результата за конечное число шагов
Способы представления алгоритмов
Алгоритм можно описать следующими способами:
- Формульный
- Табличный
- Графический - с помощью блок- схем. На уроках информатики, обычно, используется этот способ.
Словесный способ представления алгоритмов
1.Налить в чайник воду.
2. Зажечь спичку.
3. Открыть кран газовой горелки.
4. Поднести спичку к горелке.
5. Поставить чайник на плиту.
6. Ждать, пока вода закипит.
7. Выключить газ.
Графический способ представления алгоритмов
Или
Блок-схема
начало
конец
Выполнение действия
Графический способ представления алгоритмов
Или
Блок-схема
Проверка условия
Ввод/вывод данных
Алгоритм действий человека при переходе улицы в виде блок-схемы
начало
Подойти к переходу
Дождаться зеленого света
Перейти улицу
Конец
Алгоритм посадки дерева
- Выкопать в земле ямку;
- Опустить в ямку саженец;
- Засыпать ямку с саженцем землей;
- Полить саженец водой.
начало
Выкопать в земле ямку
Опустить в ямку саженец
Засыпать ямку с саженцем землей
Полить саженец водой
Конец
Виды алгоритмов
Линейные алгоритмы
Линейные алгоритмы состоят из команд, которые выполняются последовательно.
Например, при “ решении задачи” сварить борщ - все действия выполняются одно за другим. Они как бы выстраиваются в одну линию . Отсюда и название – линейный.
Линейный
начало
действие
действие
конец
начало
Пойди на кухню
Открой холодильник
Возьми банан
Закрой холодильник
конец
Разветвляющиеся алгоритмы
Мы всё время перед выбором …
В разветвляющемся алгоритме имеются разные варианты решения задачи в зависимости от результата проверки какого-либо условия (расходятся в разные стороны как веточки на дереве, отсюда название – разветвленный). Например, алгоритм проведения выходного дня в зависимости от погоды. Если будет дождь – одни действия, если – нет, то планы будут другие.
Что делать?
ЕСЛИ ТО
ИНАЧЕ
ЕСЛИ хочешь быть здоров, ТО закаляйся
ИНАЧЕ можешь часто болеть
ЕСЛИ низко ласточки летают, ТО будет дождь
ИНАЧЕ дождя не будет
ЕСЛИ уроки выучены ТО иди гулять
ИНАЧЕ учи уроки
ЕСЛИ ТО
ЕСЛИ на улице дождь ТО бери зонт
Ветвление
начало
действие
условие
Нет
ДА
действие
действие
конец
начало
Посмотреть в окно
Идет дождь
Нет
Да
Идем гулять
Остаемся дома
конец
Циклические алгоритмы
Циклический алгоритм предполагает наличие действий, выполняющихся многократно. Например, алгоритм рыбной ловли – отдельные действия в алгоритме будут повторяться.
Повторение
начало
действие
Нет
Да
условие
действие
конец
Последовательность действий ученика 6 класса Васи:
«Если Павлик дома, будем решать задачи по математике. В противном случае следует позвонить Марине и вместе готовить доклад по биологии. Если же Марины нет дома, то надо сесть за сочинение.»
начало
нет
да
Павлик дома?
Звонить Марине
Решать задачи
да
нет
Марина дома?
Писать сочинение
Готовить реферат
Конец
Составить блок-схему для задачи:
Из трех монет одинакового достоинства одна фальшивая (более легкая). Как её найти с помощью одного взвешивания на чашечных весах без гирь?
начало
Положить по 1 монетке на каждую чашу весов, третью монету отложить в сторону
да
нет
Весы в равновесии?
Отложенная монета фальшивая
Монета на поднявшейся вверх чаше фальшивая
Конец
Составить блок-схему действий школьника, которому перед вечерней прогулкой следует выполнить домашнее задание по математике.
начало
Решаем задачу
Есть
нерешенные
задачи
ДА
Нет
Идем гулять
конец
0? нет Конец " width="640"
Прочитать алгоритм
начало
Число
да
нет
Число четно?
Вычесть из числа 1
Разделить число на 2
да
Полученное число 0?
нет
Конец