г. Облучье
2015
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
презентация «Алгоритм с ветвлением», «Времена года».
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания |
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: |
Организационный этап |
«Здравствуйте! Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь так широко, как только вы можете. Как светло стало вокруг от ваших улыбок! И теперь с позитивным настроем продолжим путешествие по стране «Информатика». «Возьмите листы самооценки и запишите число, нарисуйте своё настроение на начало урока. Отложите в сторону» Приложение 1 | Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы. | Приветствуют учителя. Отвечают на приветствие учителя, улыбаются друг другу. | Самоопределение | Самоконтроль, организация своей учебной деятельности | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, слушание учителя | Формирование положительной мотивации | Учитель проверяет готовность класса к уроку, самопроверка |
Повторение изученного материала |
«Мы с вами изучаем тему «Алгоритмы» повторим основные понятия изученного материала с помощью игры «Вопрос-ответ» Приложение 2 Вопрос: | Ответ: | Продолжите: «Алгоритм - это | Выполнение действия, команда | Вопрос: | Ответ: | Кто или что может быть исполнителем алгоритмов? | …это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату. | Вопрос: | Ответ: | Перечислите формы записи алгоритмов. | …это человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды. | Вопрос: | Ответ: | Что такое «Блок-схема»? | словесная графическая блок-схема | Вопрос: | Ответ: | Какие геометрические фигуры используются в блок-схемах? | Для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры | Вопрос: | Ответ: | Какой шаг обозначает овал? | Овал, параллелограмм, ромб, прямоугольник. | Вопрос: | Ответ: | Какой шаг обозначает параллелограмм? | Начало или конец алгоритма | Вопрос: | Ответ: | Какой шаг обозначает ромб? | Ввод или вывод данных | Вопрос: | Ответ: | Какой шаг обозначает прямоугольник? | Принятие решения, условие |
| Проверка изученного материала, организация игры (карточки заранее раздаются)- объяснение правил | Отвечают на вопросы карточек, задают вопросы с карточек | Самоорганизация | Организация своей учебной деятельности Контроль правильности ответов обучающихся | Сотрудничество с учителем и сверстниками | Построение логической цепи рассуждений | Взаимопроверка, оценивание учителем На данном этапе уместна оценка обучающихся, так как ответы малы. |
Постановка цели и задач урока |
«Откройте свои тетради и запишем тему урока, для этого необходимо расположить следующие числа в порядке возрастания и перевести в двоичную систему счисления» 2310, 1210, 1710, 510. Приложение 3 510=1012 –Алго 1210=11002 – ритм с 1710=100012 – ветвле 2310=101112 – нием. Приложение 4  «Итак, какова тема урока?»  «Подумаем и поставим цели урока» | Выяснение темы урока и формулировка его цели. Активизирует знания обучающихся, мотивирует учащихся. Выводит на экран правильное решение. Выборочно проверяет несколько тетрадей обучающихся. | Решают задание в тетради и на доске (четыре ученика по очереди). Записывают тему урока в тетрадь. Отвечают на вопросы. - познакомиться с алгоритмом с ветвлением -узнать правила построения алгоритмов с ветвлениями -научиться составлять блок-схемы для алгоритмов с ветвлениями. | Оценивание усваиваемого материала | Целеполагание, контроль правильности ответов обучающихся | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Построение логической цепи рассуждений | Взаимопроверка, оценивание учителем. На данном этапе уместна оценка и отметка обучающихся, так как ответы при переводе чисел из одной СС в другую существенны. |
Изучение нового материала |
Ситуации, когда заранее известна последовательность действий, встречается крайне редко. В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки Если идёт дождь, мы берём зонт, если жарко, надеваем лёгкую одежду. Логику принятия решения можно описать так: ЕСЛИ условие ТО действия 1 ИНАЧЕ действия 2 например: Если хочешь быть здоров, ТО закаляйся, ИНАЧЕ валяйся весь день на диване Что является здесь: условием? дейсвиями 1? дейсвиями 2? Если уроки выучены, то иди гулять, ИНАЧЕ учи уроки. Разбираем состав. В некоторых случаях дейсвия 2 могут отсутствовать ЕСЛИ условие ТО действия 1 Например, пословица ЕСЛИ назвался груздём, ТО полезай в кузов. что является условием? действиями 1? Так что же такое алгоритм с ветвлением? Ветвление – алгоритм, в котором та или иная последовательность действий выполняется в зависимости от истинности условия. Рассмотрим, как изображается ветвление на блок-схемах. Как вы думаете какие геометрические фигуры нам понадобятся? Полная форма:  Сокращенная форма:  Составим блок-схемы для следующих высказываний. Если гриб съедобный, то положи его в корзину, иначе не трогай его (полная форма ветвления). Чертим блок-схему. Если ласточки низко летают, то будет дождь (сокращенная форма ветвления). Чертим блок-схему. | Объясняет новый материал в соответствии с §3.4 , демонстрирует презентацию «Алгоритм с ветвлением». Организует беседу по теме урока. | Участвуют в беседе. Слушают объяснение учителя, смотрят презентацию. Выполняют задание № 7 стр. 78 учебника. Составляют блок-схемы.   | Самоорганизация | Выделение важной информации. Контроль и самоконтроль правильности ответов обучающихся. умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. | Сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать. Обсуждают выводы. | Умение структурировать знания; развитие представлений о типах алгоритмов, алгоритме с ветвлением | Взаимопроверка. Оценивание учителем. На данном этапе уместна оценка и отметка обучающихся, так как ответы при составлении блок-схем у доски существенны. |
Физкультминутка |
 
| Показывает упражнения | Выполняют упражнения | Самоорганизация | Саморегуляция | Умение слушать и слышать | | Оценивание учителем. На данном этапе уместна оценка обучающихся. |
Закрепление полученных знаний (работа в группах) |
«Всем известно то, что представители животного мира наиболее чувствительно относятся к переменам погоды. По сегодняшний день поведение домашних и диких животных, насекомых и птиц позволяет людям предугадывать скорое ненастье, грозу, бурю и даже землетрясения. Ваша задача с помощью блок-схемы изобразить народную примету. Затем выберите одного представителя для защиты проекта». Ученики делятся на группы по 4-5 человек. Выдаются задания, лист ватмана, клей, геометрические фигуры (Приложение 5), фломастер (маркер). Задание № 1. Если комары и мошки вьются столбом, будет хорошая погода. Задание № 2. Если вечером сильно стрекочут кузнечики – верный признак хорошей погоды Задание № 3. Муравьи прячутся в муравейнике – вскоре будет сильный дождь. Задание № 4. Чайки собираются на берегу и поднимают гвалт – к ненастью. Задание № 5. Дым из трубы столбом – к морозу. Задание № 6. Если Млечный Путь ясно виден – к хорошей погоде; если тускло – к ненастью. | Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением | Работают в группах, читают алгоритм, строят блок-схему, представители групп защищают свой проект. | Развитие логического мышления | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, принятие решения. | Развитие диалоговой и монологической речи; умение работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать своё; понимать на слух ответы обучающихся. | Умение использовать команды ветвления для записи алгоритма и при составлении блок-схем; | Взаимопроверка. Оценивание учителем. |
Практическая работа |
Презентация «Времена года» с гиперссылками (распечатана на листах). Текст на слайдах: В январе, в январе Много снегу на дворе. Снег - на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки, В небо дым идет столбом. С. Маршак Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник. С. Маршак Солнце над просторными Нивами стоит. И подсолнух зёрнами Чёрными Набит. С. Маршак Ясным утром сентября Хлеб молотят сёла, Мчатся птицы за моря – И открылась школа. С. Маршак Образцы слайдов: Приложение 6      | Смотрим образец, разбираем состав презентации, обсуждаем алгоритмы, необходимые при выполнении работы. Работа рассчитана на два часа, поэтому на данном уроке необходимо сделать макеты слайдов. | Слушают учителя, выполняют практическую работу. Соблюдают технику безопасности. | Самоорганизация, умение планировать последовательность действий для достижения цели. | Волевая Саморегуляция, контроль, коррекция, осознание того, что усвоено. | Планирование работы, умение определять наиболее рациональную последовательность действий. | Действия постановки и решения проблем | Самопроверка. Оценивание учителем. |
Домашнее задание |
«Откройте дневники и запишем домашнее задание: §3.4 стр. 74, РТ №193, №194 стр. 168». | Формулирует домашнее задание, инструктирует по его выполнению. §3.4 стр. 74, РТ №193, №194 стр. 168 | Слушают учителя, записывают домашнее задание. Работа с дневниками. | Самоопределение. | Развитие регуляции учебной деятельности. | Взаимодействие с учителем. | Взаимодействие с учителем. | |
Итог урока |
«Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что нового вы узнали сегодня на уроке, что вам понравилось, что запомнилось, достигли ли поставленных целей?» | Формулирует вопросы. Анализирует работу на уроке, выставляет отметки. | Отвечают на вопросы. | Смыслообразование. | Осознание качества и уровня усвоения. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Осознание того, что уже усвоено. | Оценка и отметка учителя. |
Рефлексия |
«Ребята, возьмите свои листы самооценки и отметьте своё настроение в конце урока и вашу отметку за урок». | Проводит рефлексию, анализирует выбранные «мордашки» | Рефлектируют. Оценивают урок. | Степень правдивости при рефлексии. | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний | Умение формулировать собственное мнение. | Умение оценивать совё самочувствие. | Самооценка |