Прокофьев Сергей Сергеевич
Сергей Сергеевич Прокофьев – один из самых знаменитых имен музыкальной культуры 20 века. Радостный, оптимистичный художник, новатор во многих жанрах музыки – таким вошел Прокофьев в сокровищницу отечественной культуры.
Сергей Прокофьев родился
23 апреля 1891 г. в селе Сонцовка (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украины
в семье учёного-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева
Воспитание сына взяла на себя мать, которая
была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных
Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке.
Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству.
Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах».
Одиннадцатилетний композитор был представлен С. И. Танееву. Большой музыкант и строгий педагог признал у мальчика несомненное дарование и рекомендовал серьезно заниматься музыкой, летом два года подряд ученик Танеева занимался с Сережей Прокофьевым композицией.
С.И.Танеев
Р. М. Глиэр
С 1904 года учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова по инструментовке,
А. К. Лядова по композиции,
Я. Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам,
А. Н. Есиповой по фортепиано,
Н. Н. Черепнина по дирижированию.
В годы учёбы в консерватории завязал дружеские отношения с композитором
Николаем Мясковским.
Кадр из фильма "Сергей Прокофьев ", реж. Ю.Титова, Д.Суринович.
Окончил консерваторию
как композитор в 1909 году,
как пианист в 1914 году.
По 1917 год
включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа
Годы учебы – это сочинение новых произведений.
Молодой Прокофьев становится частым гостем «Вечеров современной музыки»
С 1908 года даёт первые концерты с исполнением собственных произведений. В 1911 году
А. В. Оссовский
лично обратился с письмом к известному российскому издателю Б. П. Юргенсону в поддержку Сергея Прокофьева, на которое Юргенсон ответил согласием издать его произведения
В мае 1918 года Прокофьев выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на восемнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе.
В 1927, 1929 и 1932 годах Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР .
В 1936 году вернулся в СССР с женой и детьми и обосновался в Москве.
В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезоне 1936/37 и 1938/39
С 1933 года был почётным профессором
МГК имени П. И. Чайковского .
К жанру Киномузыки
и музыки в
драматическом театре
Прокофьев
обращается
неоднократно.
Особенно большое
впечатление оставляет его музыка к двум фильмам Сергея Эйзенштейна: «Александр Невский» и «Иван Грозный».
Вернувшись на родину Сергей Прокофьев понял, что родина изменилась. За шестнадцать послереволюционных лет выросла новая аудитория со своими убеждениями, запросами, вкусами.
Так начался новый, важнейший этап творческой биографии Прокофьева.
С начала 1930-х годов музыкальный стиль Прокофьева становится более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приёмы композиции.
Вторая половина 30-х годов ознаменовалась сочинением одного из лучших произведений Прокофьева – балета «Ромео и Джульетта».
Принципы, определяющие стиль и сущность музыки «Ромео и Джульетты», получили дальнейшее развитие в двух балетах Прокофьева – «Золушке» и «Сказе о каменном цветке».
Рядом с балетами важное место в творческой биографии Прокофьева занимают его оперы. По повести Катаева он написал оперу «Семен Котко», лирическую комедию «Обручение в монастыре» и монументальную эпопею «Война и мир», которую композитор начал писать в годы Великой Отечественной войны
В конце 1950 года прозвучала торжественная и строгая оратория «На страже мира» на стихи С. Маршака.
Прокофьев любил детей и охотно обращался к музыке для юных слушателей.
В «Пете и волке» – увлекательной истории о бесстрашном пионере,
в сюите
«Зимний костер»,
слышится, чувствуется любовь к детям.
К молодежи обращена и его последняя – 7 симфония.
Последние годы композитор много болел,
умер в один день 5 марта 1953 г. с «отцом всех народов» Сталиным.
Боясь властей, мало пришло народу на похороны Прокофьева,
но в отличие от властного правителя,
слава композитора дошла и до 21 века с самой высокой оценкой.