Буллинг и моббинг среди школьников
Буллинг – (англ. bullying) травля, преследование, направленная агрессия, организованная кем-то из сверстников с привлечением нескольких сообщников. Остальная часть коллектива остается «непричастной», фигурирует в качестве наблюдателей.
Моббинг в школе – это психологическое притеснение группой учеников своего одноклассника, другого ребенка из школы или учителя. Отношения между группой агрессоров (мобберов) и их жертвой, предполагающие систематическое и целенаправленное преследование жертвы с целью «выжить» ее из класса или школы. Учитель также может сам стать моббером, начать применять психологический террор по отношению к классу .
Моббинг в школе – это психологическое притеснение группой учеников своего одноклассника, другого ребенка из школы.
Моббинг – это своего рода «психологический террор», травля одного человека. Целенаправленное и регулярное нанесение морального, материального или физического вреда человеку в стенах и на территории школы с целью заставить подчиняться лидирующей группировке (лидеру) и ее законам в классе или же принудить уйти из класса, школы.
Формы моббинга :
• психическая - травля осуществляется с помощью разного рода унижений психологического плана: оскорблений, угроз, сплетен, постоянной критики, насмешки, игнорирования, недоверия ;
• физическая- когда агрессия проявляется в побоях, насилии, порче имущества – то есть прямом физическом насилии;
• кибермоббинг- форма травли, возникшая с развитием информационных технологий. Травля осуществляется через Интернет, телефон, с помощью СМС, комментариев в чатах и т.п.
Причины моббинга
Моббинг – это проблема недостатка нравственной и психологической культуры общества.
Небывалый всплеск моббинга по всему миру специалисты, работающие над этой проблемой (психологи, социологи, юристы и другие), объясняют целым рядом остросоциальных факторов :
- безработица,
- бедность,
- высокий уровень преступности,
- бесполезность и слабость законов,
- толерантное отношение к насилию, жестокости, невежеству и их пропаганда в СМИ,
- военные действия,
- отсутствие какой-либо практически действующей системы защиты прав ребенка.
Психология участников
Участники ситуации моббинга: агрессоры, жертва, наблюдатели
Агрессоры . Стремятся самоутвердиться за счет жертвы, получить удовольствие от ее боли. В их голове часто присутствует убеждение «если я могу причинить боль, сделать что угодно, значит, я сильнее». В некоторых случаях агрессорами выступают дети с завышенным самомнением, а в некоторых, напротив, с заниженной самооценкой, которые пытаются самоутвердиться за счет жертвы и почувствовать себя лучше,
значимее.
Жертва. Ей может стать любой ученик при определенных условиях . Но чаще жертвами становятся тревожные, неуверенные в себе дети . Школьники, подвергшиеся моббингу думают, что вся проблема в них, что они виноваты в том, что с ними так обращаются. Поэтому комплексуют, думают, что им никто не поможет, если они попытаются воздействовать на агрессоров через учителей, других одноклассников и родителей.
Наблюдатели . Это дети, которые знают, видят то, что кого-то травят, но ничего не предпринимают для того, чтобы это пресечь. Детям-наблюдателям свойственна конформность (подчинение мнению большинства), они часто боятся, что их самих начнут «травить», если они попытаются заступиться, не хотят потерять свое комфортное положение в классе.
Что чувствует человек-«жертва» в ситуации моббинга?
- чувство большой тревоги, отчаяния и беспомощности
- чувство обиды, гнева в связи несправедливостью
- чувство одиночества, вины
- переживание своей никчемности
Допустимы ли ситуации моббинга в школе?
Нет!
Моббинг и ответственность
Право на безопасность, право на уважение чести и достоинства - права каждого человека без исключения !
- Оскорбление участников в ходе образовательного процесса, распространение информации, наносящей вред здоровью учащихся – административная ответственность!!! (штраф родителям, ИПР в Инспекции по делам несовершеннолетних)
- Нарушение правил поведения в школе, Устава учреждения – дисциплинарный проступок , за совершение которого к учащимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление (в соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь)
Советы-рекомендации «жертвам»
- не пытайтесь найти оправдание негативному отношению к себе, считая, что вы это действительно заслужили;
- не рассуждайте о том, что бессмысленно убегать от насильника, что от него все равно никуда не убежишь, надо подчиниться его воле, принять все как данное и заслуженное;
- не позволяйте унижать себя;
- если кто-то из учащихся пытается
вас «достать», не нервничайте, спокойно
поговорите с ним, выясните, чего он
добивается;
- расскажите о своей проблеме
родителям либо тем взрослым, которым доверяете (если таких нет в вашем окружении, позвоните по телефону доверия).
Советы-рекомендации агрессорам
- не оценивайте чье-то поведение, поступок в полярных оценках «плохо-хорошо», все люди разные, у всех разное мировосприятие, возможности;
- избегайте категоричных оценок, учитесь пересматривать свою позицию, взгляды;
- помните, что быть защитником слабого гораздо благороднее, чем демонстрировать перед ним свою силу;
- прогнозируйте последствия предпринятых вами действий и вашу ответственность за поведение в отношении выбранной жертвы;
- старайтесь сначала во всем досконально и объективно разобраться, а только потом «вступать в бой»;
- уважайте себя, а тем более других;
- не считайте себя всегда и во всем правым.
Советы-рекомендации наблюдателям
- не рассуждайте по типу «слава богу, не я», так как в положении жертвы завтра можете быть и вы;
- не игнорируйте факты моббинга, не закрывайте глаза («я это не вижу», «меня это не касается», «пусть разбираются сами и отвечают за них те, кому это положено»), обратитесь за помощью к взрослым;
- не присоединяйтесь к агрессору в своих рассуждениях в отношении жертвы («так ему и надо», «он это заслужил»,«справедливость восторжествовала» и пр.); даже если жертва не права, применение насилия по отношению к ней недопустимо ;
- помните, что именно ваша помощь может быть самой действенной в ситуации моббинга ; именно ваши активные действия, а не нейтральная позиция, могут кому-то помочь.
ВРЕДНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
- не следует обращать внимание на издевательства, насмешки, замечания со стороны обидчиков;
- необходимо быть «тише воды, ниже травы», и никто тебя не тронет;
- на каждое оскорбительное высказывание обидчика следует отвечать агрессивным высказыванием;
- важно сохранять самообладание в ситуациях встречи с обидчиком, если это возможно, позвать кого-то на помощь;
- не надо позволять обижать себя;
- о факте моббинга следует сообщить классному руководителю или учителю, которому доверяешь, родителям.
Правила дружбы или «Конфликты к минимуму!»
- 1. Обращаться друг к другу по именам
- 2. Чаще улыбаться, меньше злиться
- 3. Не использовать в общении унижающие слова, действия
- 4. Открыто говорить о том, что не нравится в поведении другого человека; не сплетничать
- 5. Чаще говорить друг другу комплименты
- 6. Стараться замечать в других хорошие качества, успехи, а не только недостатки и ошибки
- 7. Прежде, чем осуждать другого, посмотреть на себя, подумать о своём поведении
- 8. Быть внимательными, уметь слышать друг друга, уважать другого человека
- 9. Доверять и помогать друг
- другу; не жадничать
- 10.Уметь признавать свою
- неправоту и извиняться
- 11. Не ябедничать
- 12. Добавлять юмор в общение
- 13. Ценить дружбу и друзей
- 14. Помнить: интернет – не место для выяснения отношений! Все разногласия должны решаться в реальной жизни.
Характеристики ребенка, увеличивающие вероятность, что он станет объектом травли:
- Изменения во внешности
- Необычное поведение
- Дефекты речи, походки
- Плохая физическая подготовка
- Низкий или, наоборот, высокий уровень интеллекта
- Другие характеристики. В эту группу можно отнести случаи, когда дети травят тех, кого учителя сделали своими любимчиками, детей учителей, детей богатых людей, хвастающихся своими девайсами, а также тех, кто ябедничает, ведет себя грубо и неподобающе.
Частые причины агрессивного поведения ребенка-преследователя в школе:
- нарушение эмоционального контакта с родителями (атмосфера нелюбви в семье),
- применение родителями физического или иных форм наказания по отношению к ребенку,
- равнодушные или агрессивные школьные учителя,
- проблемы с организацией школьной жизни (слишком много детей в классе, частая смена учителей, «окна» между уроками и так далее),
- неумение выражать себя и ставить
адекватные цели,
- заниженная самооценка,
- неумение разрешать конфликты,
- опыт в роли жертвы моббинга со
стороны других детей.
Типы агрессоров:
- Нигилист
- Компенсатор
- Комбинатор
Рекомендации при работе с травлей:
- Реакция на травлю . Очень важно, что педагоги реагируют, говорят о недопустимости насилия , террора, в том числе словесного, и останавливают это.
- Не стоит жалеть и заступаться за «жертву» , призывать остальных к жалости — часто это усиливает ситуацию травли. Не стоит также разбирать и обсуждать, что с «жертвой» не так. Даже если у ребенка есть какое-то особое поведение/привычки и проч. — когда дело доходит до ситуации травли дело не в этом, а в насилии, которое совершается в отношении ребенка в школе. И даже перемены привычек эту ситуацию, в большинстве случае, могут не поменять. Дети могут не дружить, но не должны травить друг друга.
- Педагог должен выступить с идеей, что травля недопустима. Отказаться от того, чтобы считать травлю «нормальной», «так уж получилось», «ничего не поделаешь». Одна позиция педагога по этому вопросу значит для учеников очень много. Ценность этой позиции многократно возрастает в начальной школе.
4. Очень важно не нападать на агрессоров, не стыдить их за травлю . Стоит вместе с классом придумать, как бороться с травлей, как сделать так, чтобы ее не было, потому что травля это неправильно и недопустимо. В видеолекции Людмила Петрановская предлагает технологию обсуждения с детьми ситуации травли в классе, когда травля уже есть.
- Поддержка позитивных изменений . Детям важно, когда взрослые реагируют. Позитивная обратная связь — это то, что может поддержать ребят на пути к желаемому результату.
- Помогите избежать изолированности ребенку, над которым издеваются . Дети,имеющие друзей, лучше приспособлены к тому, чтобы справиться с травлей. Найдите способ расширить их круг общения через молодежные кружки или клубы, например.
- Поговорить с родителями детей, участвующих в данном процессе . Зачастую родители не
знают о том, что происходит с их
ребёнком школе.
Что может помочь педагогу:
1. Помощь коллег (на переменах, во дворе школы)
При необходимости можно прибегнуть к помощи педагога-психолога. Он может провести диагностику психологического состояния класса. Обычные диалоги, наблюдения во время учебного процесса, консультации с участием детей, родителей и педагогов способны выявить явные проблемы.
2. Участие в Классном часе
Можно проводить классный час с участием школьной службой примирения.
3. Использование всевозможных методов работы для профилактики буллинга в детском коллективе:
- Работа с художественными произведениями , затрагивающими проблемы травли (во время чтения ученики сопереживают, сравнивают себя с героями произведения, которые испытывают страдания). Например, Гарри Поттер.
- Просмотр фильмов и видеороликов соответствующей направленности и проведение совместного обсуждения просмотренного
- Написание сочинений на тему моббинга.
- Групповые занятия «Медиация от А до Я» для учащихся 5-7 и 8-10 классов, «Эффективное поведение в конфликте. Основы медиации» для учащихся 10-х классов
- Лекции «Как не ссориться» 5-7 классы, «Эффективные способы решения конфликтов» 9-10 классы
- Рабочие тетради для учащегося и учителя «Букварь медиатора»
Рекомендации родителям :
- Родители должны показывать своему ребёнку, что он не остался наедине со своей проблемой, что они всегда готовы его поддержать.
- Недопустимо снова и снова расспрашивать ребенка о том, что он пережил, заставляя возвращаться в те события, когда он ощущал угрозы, унижение или давление.
- Нельзя насмехаться над своим сыном или дочерью, говорить, что это все несерьезно, что он слишком остро реагирует на поведение одноклассников, следует поддерживать адекватный уровень самооценки .
4. Убедите своего ученика в том, что другие дети рассчитывают на то, что он начнет паниковать, покажет свою слабость, начнет жаловаться, плакать или истерить. А значит, необходимо демонстрировать свою невозмутимость и самодостаточность, чтобы другие не цеплялись.
5. Пусть ученик, если портят его вещи, сразу сообщает об этом педагогу.
6. Если ребенку не удается самоутвердиться в школе, то можно найти место, где это будет ему под силу(секции ,кружки)
7. Следует обсудить ситуацию с классным руководителем и совместно с ним продумать дельнейший план действий.
10 фильмов о травле, которые помогут детям и подросткам
Дети 3-6 лет
1. «Мой маленький пони: Дружба — это чудо» (2010 )
Дети 7-11 лет
2. «Как стать принцессой» (2001), режиссёр Гарри Маршалл
3. «Чучело» (1983), режиссёр Ролан Быков
4. «Назад в будущее» (1985), режиссёр Роберт Земекис
5. «Мост в Терабитию» (2007), режиссёр Габор Чупо
6. «Шпионка Хэрриэт» (1996), режиссёр Бронвен Хьюс
12–16 лет
7. «Общество мёртвых поэтов» (1989), режиссёр Питер Уир
8. Проект «Задира» (2011), режиссёр Ли Хирш
9. «Повелитель мух» (1963), режиссёр Питер Брук
10. «Класс коррекции» (2014), режиссёр И. И. Твердовский
Службы помощи лицам, пострадавшим от насилия и (или) оказавшимся в ситуации, угрожающей жизни и здоровью
8-800-2000-122 - Единый общероссийский детский телефон доверия;
8-800-25-000-15 - Федеральная линия помощи «Дети- он-лайн» (звонок по России бесплатный)- психологическая и практическая помощь детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью во время пользования интернетом или мобильной связью( виртуальное преследование, домогательство, шантаж), а также консультирования родителей и педагогов по теме безопасного использования Интернета детьми);
112- единый номер службы спасения;
714-45-63 (круглосуточно) – телефоны доверия для детей;
108-40-41
234-34-00
Давайте жить дружно!