Просмотр содержимого документа
«Презентация "Что такое программирование"»
АЛГОРИТМ РАБОТЫ
С ВЕЛИЧИНАМИ
ОСНОВНОЕ НА УРОКЕ:
- компьютер как исполнитель алгоритмов;
- величины: константы и переменные;
Компьютер-исполнитель работает с определенными данными по определенной программе.
- Данные – это множество величин.
Величина в информатике – это отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.).
Величина
Переменная
Константы
Значение константы хранится в выделенной под нее ячейке памяти и остается неизменным в течение работы программы.
Типы величин
Тип величины в алгоритме
Целая
Числовой
Вещественная
Один
символ
Символьная
Текстовый
Строковые
Строка
символов
ДА (ИСТИНА, TRUE, 1)
Логический
НЕТ (ЛОЖЬ, FALSE, 0)
Имя величины- идентификаторами
Имя величины в алгоритме
Латинская
буква
A, B, M, AP
Латинская
буква и цифра
A1, B4, M2
Мнемоническое
имя
SUMMA, PLAN
(больше) * (умножение) НЕ (инверсия) / (деление) = (не меньше) = (равно) Операнды - объекты, над которыми выполняют операции. " width="640"
Операции над величинами
Операции над величинами
Арифметические
Логические
Отношения
И (конъюнкция)
+ (сложение)
ИЛИ (дизъюнкция)
(больше)
* (умножение)
НЕ (инверсия)
/ (деление)
= (не меньше)
= (равно)
Операнды - объекты, над которыми выполняют операции.
Всякий алгоритм строится исходя из системы команд исполнителя, для которого он предназначен. Любой алгоритм работы с величинами может быть составлен из следующих команд:
- присваивание;
- ввод;
- вывод;
- обращение к вспомогательному алгоритму;
- цикл;
- ветвление.
:=
:= присваивания
Пример 1.
X := 4
Y := 3
Z := X + Y.
X
Y
Z
4
3
7
Пример 2.
X := 5
X := X +1.
X
5
6
13
Команда присваивания
Свойства присваивания
Пока переменной не присвоено значение, она
остаётся неопределённой
Значение, присвоенное переменной, сохраняется
до следующего присваивания
Если переменной присваивается новое значение,
то предыдущее её значение теряется
Команда ввода
ввод
Ввод А,В,С
Переменные величины получают конкретные значения в результате выполнения команды присваивания или команды ввода.
Ввод А, В, С.
А
С
В
8
-6
3
13
вывод
Вывод х1,х2
Команда
a:=3
b:=2*a
Шаги
1
a:=b
a
2
3
b
b:=a+b
-
3
3
6
6
4
2
6
8
Трассировочной таблицей называется таблица, в которой против каждой команды указываются значения переменных, которые устанавливаются после её выполнения.
- Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:
Пример:
а := 2
b := 4
а := 2*а + 3*b
b := a/2*b
Выполним программу:
а := 2
b := 4
а := 2*а + 3*b = 4 + 12 = 16
b := a/2*b = 8 · 4 = 32.
1 вариант
2 вариант
12
3 вариант
4
58
1
20
45
1
63
6
Аналогия с перемещением
Алгоритм перемещения зайца из клетки А в клетку B, а волка - из клетки B - в клетку A.
Нужна клетка D.
D
В
А
цел А,В,D
нач ввод A,B D:=A
A:=B
B:=D
вывод A,B
кон
Опорный конспект
Величина в информатике – это отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.).
Величина
Константы
Переменная
Тип величины
Текстовый
Числовой
Логический
Строковые
Символьный
Вещественный
Целый
Спасибо за урок!!!
- Использованная литература:
- Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова.- 4-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.-314 с. : ил.
b то max:=a иначе max:=b вывод max кон " width="640"
Пример 2. Составить блок-схему решения следующей задачи. Даны значения двух действительных переменных a и b. Найти наибольшее значение из a и b.
цел a,b,max
нач ввод a,b
Если аb
то max:=a
иначе max:=b
вывод max
кон
Пример 3 Составить блок-схему решения следующей задачи. Даны значения трех действительных переменных a, b и c. Найти наибольшее значение из a, b и c.