СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация деятельностный подход

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

деятельностный подход в обучении

Просмотр содержимого документа
«Презентация деятельностный подход»

     «Единственный путь, ведущий  к знанию - это деятельность»    Б. Шоу  «Системно-деятельностный подход как условие реализации современных целей образования»

«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» Б. Шоу

«Системно-деятельностный подход

как условие реализации современных целей образования»

Цель:  актуализация теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.
  • Цель:

актуализация

теоретической и практической подготовки педагогов

по вопросу использования

системно-деятельностного подхода в обучении.

Задачи семинара: – систематизировать знания педагогов о системно-деятельностном подходе. – обменяться с коллегами имеющимся опытом работы по применению системно-деятельностного подхода в учебно - воспитательном процессе

Задачи семинара:

– систематизировать знания педагогов о системно-деятельностном подходе.

– обменяться с коллегами имеющимся опытом работы по применению

системно-деятельностного подхода в учебно - воспитательном процессе

Почему  в современных нормативных документах, таких как Закон об образовании и ФГОС, отдается предпочтение системно-деятельностному подходу ?

Почему

в современных нормативных документах, таких как Закон об образовании и ФГОС, отдается предпочтение

системно-деятельностному подходу ?

Что такое системно-деятельностный подход?

Что такое

системно-деятельностный

подход?

Подход в обучении, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно - деятельностным

Подход в обучении,

при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам

в процессе собственной

учебно-познавательной деятельности называется

системно - деятельностным

Обучение по новым стандартам требует от учителя освоения новых профессиональных умений и его осуществления на основе современных технологий.  Системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей.

Обучение по новым стандартам требует от учителя освоения

новых профессиональных умений и его осуществления на основе современных технологий.

Системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. Уже тогда учёные старались снять противоречия между системным подходом (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др).  Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г.

Уже тогда учёные старались снять противоречия между системным подходом (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др).

Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

"Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю”.

китайская народная мудрость

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он: - ставит цели, - решает задачи, - отвечает за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться , т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:

- ставит цели,

- решает задачи,

- отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться , т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.

Основная идея этого подхода заключается в том, что результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а развитие личности ученика в процессе выполнения учебной деятельности, это способность и готовность человека к продуктивной деятельности в различных ситуациях.

Основная идея этого подхода заключается в том, что результат образования –

это не отдельные знания, умения и навыки, а развитие личности ученика в процессе выполнения учебной деятельности,

это способность и готовность человека

к продуктивной деятельности

в различных ситуациях.

Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем .

Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя

на уроке традиционного типа теперь становится

главным деятелем .

Системно-деятельностный подход является Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД.

Системно-деятельностный подход является

Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД.

Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Перед учителем встает вопрос:

Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход.

Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Дидактические принципы 1.Принцип деятельности  (не получать знания в готовом виде, а добывать их самим). 2.Принцип непрерывности  (преемственность между всеми ступенями и этапами обучения  с учетом психологических особенностей учащихся). 3.Принцип целостности  формирование системного представления об изучаемом предмете. 4 Принцип мини – макси  (возможность освоения на максимальном уровне и  обеспечение усвоения на минимальном: гос. стандарт). 5.Принцип психологической комфортности   (создание доброжелательной атмосферы урока). 6.Принцип вариативности (формирование способности к выбору варианта решения задачи). 7. Принцип творчества (ориентация на творческую деятельность в процессе выполнения учебных действий).

Дидактические принципы

  • 1.Принцип деятельности

(не получать знания в готовом виде, а добывать их самим).

  • 2.Принцип непрерывности

(преемственность между всеми ступенями и этапами обучения

с учетом психологических особенностей учащихся).

  • 3.Принцип целостности

формирование системного представления об изучаемом предмете.

  • 4 Принцип мини – макси

(возможность освоения на максимальном уровне и

обеспечение усвоения на минимальном: гос. стандарт).

  • 5.Принцип психологической комфортности

(создание доброжелательной атмосферы урока).

  • 6.Принцип вариативности (формирование способности к выбору варианта решения задачи).
  • 7. Принцип творчества (ориентация на творческую деятельность в процессе выполнения учебных действий).
Теперь задача учителя – организовать деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Теперь задача учителя – организовать деятельность учащихся, чтобы они

сами додумались до

решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Любая деятельность начинается с постановки цели , личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу.

Любая деятельность

начинается с постановки цели , личностно значимой

для учеников,

когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу.

Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию , чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха

Чтобы возник у учащихся познавательный интерес,

надо их столкнуть с

«преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию ,

чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха

Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.

Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.

Технологии деятельностного подхода Продуктивное чтение (нахождение информации, интерпретация текста. Обучение в сотрудничестве (работа в небольших группах) Технология развития критического мышления Кейс-технология Здоровье-сберегающая технология Личностно-ориентированная технология Технологии игрового обучения Исследовательская технология обучения Метод проектов. Портфолио (самооценка результатов). Модульное обучение (самостоятельное изучение). Проблемное обучение (поиск информации, развитие познавательной активности).

Технологии деятельностного подхода

  • Продуктивное чтение (нахождение информации, интерпретация текста.
  • Обучение в сотрудничестве (работа в небольших группах)
  • Технология развития критического мышления
  • Кейс-технология
  • Здоровье-сберегающая технология
  • Личностно-ориентированная технология
  • Технологии игрового обучения
  • Исследовательская технология обучения
  • Метод проектов.
  • Портфолио (самооценка результатов).
  • Модульное обучение (самостоятельное изучение).
  • Проблемное обучение (поиск информации, развитие познавательной активности).
Приемы деятельностного подхода игровые формы деятельности использование ИКТ технологий ролевые, деловые игры составление диалогов групповая и парная работа проектная работа дискуссии различные виды драматизации взаимопроверка и взаимотренаж написание сочинений, докладов, отчетов, обозрений Важно! Необходимо создать доброжелательную атмосферу!

Приемы деятельностного подхода

  • игровые формы деятельности
  • использование ИКТ технологий
  • ролевые, деловые игры
  • составление диалогов
  • групповая и парная работа
  • проектная работа
  • дискуссии
  • различные виды драматизации
  • взаимопроверка и взаимотренаж
  • написание сочинений, докладов, отчетов, обозрений

Важно! Необходимо создать доброжелательную атмосферу!

Типология уроков в рамках системно-деятельностного подхода    УРОКИ ОТКРЫТИЯ  НОВОГО ЗНАНИЯ   УРОКИ ОТРАБОТКИ УМЕНИЙ  И РЕФЛЕКСИИ   УРОКИ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ   УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО  КОНТРОЛЯ  

Типология уроков в рамках системно-деятельностного подхода  

УРОКИ ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ 

УРОКИ ОТРАБОТКИ УМЕНИЙ И РЕФЛЕКСИИ 

УРОКИ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 

УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ  

УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ

формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ

расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

УРОКИ ОТРАБОТКИ УМЕНИЙ И РЕФЛЕКСИИ Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий.

УРОКИ ОТРАБОТКИ

УМЕНИЙ И РЕФЛЕКСИИ

Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий.

Уроки общеметодологической направленности  Цель - построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему. На данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и могут проводиться вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках.

Уроки общеметодологической направленности

Цель - построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

На данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

Эти уроки являются надпредметными и могут проводиться вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках.

Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы, ее рефлексивный анализ и коррекция допущенных в работе ошибок.

Уроки развивающего контроля

проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы, ее рефлексивный анализ и коррекция допущенных в работе ошибок.

Компоненты системно-деятельностного подхода:  учебно-познавательные мотивы ( осознание учеником “для чего мне необходимо изучить этот объект”); 2. действие  целеполагания ( “что я должен сделать…”: выбор средств и методов) 3. планирование  решения (как и в какой последовательности я должен решить задачу) 4. собственно решение задач; 5. рефлексивно-оценочные действия  (“все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели”).

Компоненты

системно-деятельностного подхода:

  • учебно-познавательные мотивы

( осознание учеником “для чего мне необходимо изучить этот объект”);

2. действие  целеполагания

( “что я должен сделать…”: выбор средств и методов)

3. планирование  решения

(как и в какой последовательности я должен решить задачу)

4. собственно решение задач;

5. рефлексивно-оценочные действия 

(“все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели”).

НО прежде чем отправлять ученика самостоятельно осваивать знания, умения и навыки, его нужно обучить - понимать, для чего ему всё это нужно (умение ставить цель, предполагать конечный результат); - правильно добывать знания (уметь анализировать и систематизировать учебный текст, дополнительные источники информации, подбирать нужные источники информации); - использовать верные и рациональные способы решения задач (различные сформированные и формирующиеся умения и навыки, все инструменты учеников);

НО прежде чем отправлять ученика самостоятельно осваивать знания, умения и навыки, его нужно обучить

- понимать, для чего ему всё это нужно (умение ставить цель, предполагать конечный результат);

- правильно добывать знания (уметь анализировать и систематизировать учебный текст, дополнительные источники информации, подбирать нужные источники информации);

- использовать верные и рациональные способы решения задач (различные сформированные и формирующиеся умения и навыки, все инструменты учеников);

анализировать ход своих действий (сравнивать, использовать образцы, алгоритмы, рефлексировать, координировать свои действия с одноклассниками, учителями, другими участниками процесса обучения, давать оценку деятельности других, своей собственной деятельности и т.д.); - синтезировать имеющиеся и полученные результаты - получать конечный продукт деятельности (рассказ, хронологию, схему, таблицу, карту, информационный плакат, буклет, зрительный ряд, историческую справку, график, диаграмму и т.д.).
  • анализировать ход своих действий (сравнивать, использовать образцы, алгоритмы, рефлексировать, координировать свои действия с одноклассниками, учителями, другими участниками процесса обучения, давать оценку деятельности других, своей собственной деятельности и т.д.);

- синтезировать имеющиеся и полученные результаты - получать конечный продукт деятельности (рассказ, хронологию, схему, таблицу, карту, информационный плакат, буклет, зрительный ряд, историческую справку, график, диаграмму и т.д.).

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УРОКА Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений) На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества , сотворчества, психологического комфорта.

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УРОКА

  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  • Учитель обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений)
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.
  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  • Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  • Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества , сотворчества, психологического комфорта.
Системно – деятельностный подход в воспитании: Проектная деятельность  Деловые игры  Коллективные творческие дела

Системно – деятельностный подход в воспитании:

  • Проектная деятельность

  • Деловые игры

  • Коллективные творческие дела
Цель системно-деятельностного подхода в воспитании учащихся -  Создание установки на самостоятельность Свобода выбора Подготовка к жизни Достижение личностных и метапредметных результатов

Цель системно-деятельностного подхода в воспитании учащихся -

  • Создание установки на самостоятельность
  • Свобода выбора
  • Подготовка к жизни
  • Достижение личностных и метапредметных результатов
Применение системно-деятельностного подхода в процессе обучения и воспитания эффективно сказывается на повышении качества образования.

Применение системно-деятельностного подхода в процессе обучения и воспитания эффективно сказывается на повышении качества образования.

Преимущества системно - деятельностного подхода: развивает у обучающихся навыки самостоятельной работы ; формирует умение творчески, нестандартно решать учебные задачи; способствует созданию у учащихся положительной мотивации к познавательной деятельности формирует интерес к предмету , побуждает к чтению дополнитель ной литературы , что способствует расширению познания в данной предметной области  

Преимущества системно - деятельностного подхода:

  • развивает у обучающихся навыки самостоятельной работы ;
  • формирует умение творчески, нестандартно решать учебные задачи;
  • способствует созданию у учащихся положительной мотивации к познавательной деятельности
  • формирует интерес к предмету , побуждает к чтению дополнитель ной литературы , что способствует расширению познания в данной предметной области

 

Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий , которыми должны владеть учащиеся

Системно - деятельностный подход

позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий , которыми должны владеть учащиеся

Универсальные учебные действия Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта Совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Универсальные учебные действия

  • Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта
  • Совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы            Предметные Личностные Метапредметные Основы системы научных знаний. Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания Усвоенные межпредметные понятия и УУД. Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д. Управление своей деятельностью, самостоятельность. Речевая деятельность, навыки сотрудничества. Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы

Предметные

Личностные

Метапредметные

Основы системы научных знаний.

Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания

Усвоенные межпредметные понятия и УУД.

Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.

Управление своей деятельностью, самостоятельность.

Речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Личностные результаты

  • – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

Метапредметные результаты

  • – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Предметные результаты

  • - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Результаты , подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ Способность к решению учебно-практических задач на основании: - системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах - умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности - обобщённых способов деятельности - коммуникативных и информационных умений - умения оценивать объекты окружающий действительности с определённых позиций

Результаты , подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ

  • Способность к решению учебно-практических задач на основании:
  • - системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах
  • - умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности
  • - обобщённых способов деятельности
  • - коммуникативных и информационных умений
  • - умения оценивать объекты окружающий действительности с определённых позиций
Результаты , не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ - ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально – личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.) - индивидуально – психологические характеристики личности

Результаты , не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ

  • - ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально – личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.)
  • - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.)
  • - индивидуально – психологические характеристики личности
Переход школы на новые стандарты - смена роли учителя: учит учиться выстраивает процесс обучения процесс развития личности принятие духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей

Переход школы на новые стандарты -

смена роли учителя:

  • учит учиться
  • выстраивает процесс обучения
  • процесс развития личности
  • принятие духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор смещения акцентов нового стандарта Как учить? Чему учить?   обновление обновление содержания средств  обучения Ради чего учить?  ценности образования   Системно-деятельностный подход  служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Основная педагогическая задача –

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Как учить?

Чему учить?

обновление

обновление

содержания

средств

обучения

Ради чего

учить?

ценности

образования

Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования  Обеспечивает:   формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Системно-деятельностный подход

как концептуальная основа ФГОС общего образования

Обеспечивает:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с

учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических

особенностей обучающихся.

Особенности урока в рамках деятельностного подхода Элементы Традиционный урок Формулирование темы урока сравнения Урок в режиме деятельностного подхода Учитель сообщает учащимся Постановка целей и задач Формулируют сами учащиеся Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Планирование Практическая деятельность учащихся Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

Особенности урока в рамках деятельностного подхода

Элементы

Традиционный урок

Формулирование темы урока

сравнения

Урок в режиме деятельностного подхода

Учитель сообщает учащимся

Постановка целей и задач

Формулируют сами учащиеся

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Практическая деятельность учащихся

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

 Элементы  сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Осуществление коррекции Оценивание Осуществление контроля Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Итог урока Учитель оценивает работу на уроке Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля , взаимоконтроля по предложенному талону) Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей) Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Домашнее задание Проводится рефлексия Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Элементы

сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода

Осуществление коррекции

Оценивание

Осуществление контроля

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Итог урока

Учитель оценивает работу на уроке

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля , взаимоконтроля по предложенному талону)

Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей)

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Требования к проведению урока «сами» дети ставят цель урока учитель на имеет права сообщать цель урока сам цель урока становится целью детей урок – единое целое с детьми учитель – равноправный партнер монологическая речь учителя практически неслышна

Требования к проведению урока

  • «сами» дети ставят цель урока
  • учитель на имеет права сообщать цель урока сам
  • цель урока становится целью детей
  • урок – единое целое с детьми
  • учитель – равноправный партнер
  • монологическая речь учителя практически неслышна
 Задача учителя:  - помощь в построении учебного диалога  - организация сотрудничества детей в группе  - поддержка поисковой активности  - ученики меньше пишут , слушают, больше делают руками  - все догадки, открытия фиксируются в классе на «доске достижений»  Организация учебной деятельности так, чтобы у учащихся формировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями

Задача учителя:

- помощь в построении учебного диалога

- организация сотрудничества детей в группе

- поддержка поисковой активности

- ученики меньше пишут , слушают, больше делают руками

- все догадки, открытия фиксируются в классе на «доске достижений»

Организация учебной деятельности так, чтобы у учащихся формировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями

Структура урока с позиции системно - деятельностного подхода - учитель создает проблемную ситуацию ; - ученик принимает проблемную ситуацию; - вместе выявляют проблему; - учитель управляет поисковой деятельностью; - ученик осуществляет самостоятельный поиск ; - обсуждение результатов .

Структура урока с позиции системно - деятельностного подхода

  • - учитель создает проблемную ситуацию ;
  • - ученик принимает проблемную ситуацию;
  • - вместе выявляют проблему;
  • - учитель управляет поисковой деятельностью;
  • - ученик осуществляет самостоятельный поиск ;
  • - обсуждение результатов .
Ученик – Учитель Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом . Позиция ученика за познание мира в специально организованных условиях.

Ученик – Учитель

  • Позиция учителя

к классу не с ответом, а с вопросом .

  • Позиция ученика

за познание мира в специально организованных условиях.

Вывод Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности; Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности .

Вывод

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности;

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности .

«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;  а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни» Японская пословица

«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;

а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни»

Японская пословица

Не нужно  меня учить всему.  Научите меня учиться,  и я научусь всему сам.

Не нужно меня учить всему. Научите меня учиться, и я научусь всему сам.

Эффективность урока К Р И Т Е Р И И Конкретность поставленной цели и задачи  Создание ситуации успеха Обучение через открытие Демократичность и открытость Результативность Качество учебного материала Формирование ключевых компетенций Способность ученика проектировать свою деятельность Разнообразие методов, приёмов Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Творчество Педагог управляет проблемно – поисковой , творческой или исследовательской деятельностью учащегося.

Эффективность урока

К

Р

И

Т

Е

Р

И

И

  • Конкретность поставленной цели и задачи
  • Создание ситуации успеха
  • Обучение через открытие
  • Демократичность и открытость
  • Результативность
  • Качество учебного материала
  • Формирование ключевых компетенций
  • Способность ученика проектировать свою деятельность
  • Разнообразие методов, приёмов
  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  • Творчество
  • Педагог управляет проблемно – поисковой , творческой или исследовательской деятельностью учащегося.

Пед технологии приемы

Пед технологии

приемы

фишбоун

фишбоун

Метод опорных конспектов Шаталов система опорных сигналов в идее краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, заменяющую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

Метод

опорных

конспектов

Шаталов

система опорных сигналов в идее краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, заменяющую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

Простые вопросы (Знания: Что? Где? Когда? Зачем?) Интерпретационные вопросы (Почему?) Практические вопросы (Как бы вы поступили?) Ромашка  вопросов Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял…) Ромашка Блума Оценочные вопросы (Что хорошо? Что плохо?) Творческие вопросы (Предположение: что было бы..?)

Простые вопросы (Знания: Что? Где? Когда? Зачем?)

Интерпретационные вопросы (Почему?)

Практические вопросы (Как бы вы поступили?)

Ромашка вопросов

Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял…)

Ромашка Блума

Оценочные вопросы (Что хорошо? Что плохо?)

Творческие вопросы (Предположение: что было бы..?)

Кубик Блума

Кубик Блума

Использование ИКТ

Использование

ИКТ

Приём «шляпы де Боно» .   Этот приём удобно использовать при организации работы в группах с некоторым текстом. Группам учащихся предлагается рассмотреть данный текст с разных позиций в соответствии с цветом выбранной шляпы. Белая шляпа  - мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок. Желтая шляпа  - позитивное мышление, только положительные стороны (необходимо доказать, почему позитивно и положительно) Чёрная шляпа  - противоположность жёлтой шляпе. Найти всё негативное и проблематичное. Красная шляпа  - эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с моментами рассматриваемого явления. Зелёная шляпа  - творческое мышление. Синяя шляпа  - философская шляпа. Нужно обобщить высказывания других шляп, сделать выводы, обобщения.

Приём «шляпы де Боно» .  

  • Этот приём удобно использовать при организации работы в группах с некоторым текстом. Группам учащихся предлагается рассмотреть данный текст с разных позиций в соответствии с цветом выбранной шляпы.
  • Белая шляпа  - мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок.
  • Желтая шляпа  - позитивное мышление, только положительные стороны (необходимо доказать, почему позитивно и положительно)
  • Чёрная шляпа  - противоположность жёлтой шляпе. Найти всё негативное и проблематичное.
  • Красная шляпа  - эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с моментами рассматриваемого явления.
  • Зелёная шляпа  - творческое мышление.
  • Синяя шляпа  - философская шляпа. Нужно обобщить высказывания других шляп, сделать выводы, обобщения.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ на уроках истории Трудности Сложности с экспериментами Интерпретация исторических фактов Архивная работа  Д. Дьюи

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ на уроках истории

Трудности

  • Сложности с экспериментами
  • Интерпретация исторических фактов
  • Архивная работа

Д. Дьюи

3D рисунки

3D рисунки

3D проекты зданий

3D проекты зданий

Театр: от сценария до постановки

Театр:

от сценария

до постановки

СМУТА. Фильм

СМУТА. Фильм

«Музейное обучение» Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются: - научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры; - формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре , неразрывно связанной с прошлым; - формировать устойчивую потребность и навыки общения , взаимодействия с памятниками культуры, музеем; - развивать способность к эстетическому созерцанию , сопереживанию и наслаждению; - формировать толерантность , уважение к другим культурам, их понимание, принятие. Сэр  Генри Коул, Г. Фройденталь; А.Г.Бойко, М.Б.Гнедовский

«Музейное обучение»

Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:

- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре , неразрывно связанной с прошлым;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения , взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию , сопереживанию и наслаждению;

- формировать толерантность , уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Сэр  Генри Коул, Г. Фройденталь; А.Г.Бойко, М.Б.Гнедовский

«Музейное обучение»

«Музейное обучение»

«Музейное обучение»

«Музейное обучение»

«Музейное обучение»

«Музейное обучение»

Предметные недели

Предметные недели

Учитель- это… хореограф актер стилист костюмер психолог аниматор Штукатур-маляр

Учитель- это…

хореограф

актер

стилист

костюмер

психолог

аниматор

Штукатур-маляр

Личный пример

Личный пример

«Учитель и ученик растут вместе...»  (Конфуций)   Я – Учитель! реальность ожидание Для меня это вечная молодость!

«Учитель и ученик растут вместе...» (Конфуций)

Я – Учитель!

реальность

ожидание

Для меня это вечная молодость!

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание