«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» Б. Шоу
«Системно-деятельностный подход
как условие реализации современных целей образования»
актуализация
теоретической и практической подготовки педагогов
по вопросу использования
системно-деятельностного подхода в обучении.
Задачи семинара:
– систематизировать знания педагогов о системно-деятельностном подходе.
– обменяться с коллегами имеющимся опытом работы по применению
системно-деятельностного подхода в учебно - воспитательном процессе
Почему
в современных нормативных документах, таких как Закон об образовании и ФГОС, отдается предпочтение
системно-деятельностному подходу ?
Что такое
системно-деятельностный
подход?
Подход в обучении,
при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам
в процессе собственной
учебно-познавательной деятельности называется
системно - деятельностным
Обучение по новым стандартам требует от учителя освоения
новых профессиональных умений и его осуществления на основе современных технологий.
Системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г.
Уже тогда учёные старались снять противоречия между системным подходом (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др).
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
"Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”.
китайская народная мудрость
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:
- ставит цели,
- решает задачи,
- отвечает за результаты.
Главное средство субъекта – умение учиться , т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.
Основная идея этого подхода заключается в том, что результат образования –
это не отдельные знания, умения и навыки, а развитие личности ученика в процессе выполнения учебной деятельности,
это способность и готовность человека
к продуктивной деятельности
в различных ситуациях.
Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя
на уроке традиционного типа теперь становится
главным деятелем .
Системно-деятельностный подход является
Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД.
Перед учителем встает вопрос:
Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход.
Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Дидактические принципы
(не получать знания в готовом виде, а добывать их самим).
(преемственность между всеми ступенями и этапами обучения
с учетом психологических особенностей учащихся).
формирование системного представления об изучаемом предмете.
(возможность освоения на максимальном уровне и
обеспечение усвоения на минимальном: гос. стандарт).
- 5.Принцип психологической комфортности
(создание доброжелательной атмосферы урока).
- 6.Принцип вариативности (формирование способности к выбору варианта решения задачи).
- 7. Принцип творчества (ориентация на творческую деятельность в процессе выполнения учебных действий).
Теперь задача учителя – организовать деятельность учащихся, чтобы они
сами додумались до
решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Любая деятельность
начинается с постановки цели , личностно значимой
для учеников,
когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу.
Чтобы возник у учащихся познавательный интерес,
надо их столкнуть с
«преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию ,
чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха
Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.
Технологии деятельностного подхода
- Продуктивное чтение (нахождение информации, интерпретация текста.
- Обучение в сотрудничестве (работа в небольших группах)
- Технология развития критического мышления
- Кейс-технология
- Здоровье-сберегающая технология
- Личностно-ориентированная технология
- Технологии игрового обучения
- Исследовательская технология обучения
- Метод проектов.
- Портфолио (самооценка результатов).
- Модульное обучение (самостоятельное изучение).
- Проблемное обучение (поиск информации, развитие познавательной активности).
Приемы деятельностного подхода
- игровые формы деятельности
- использование ИКТ технологий
- ролевые, деловые игры
- составление диалогов
- групповая и парная работа
- проектная работа
- дискуссии
- различные виды драматизации
- взаимопроверка и взаимотренаж
- написание сочинений, докладов, отчетов, обозрений
Важно! Необходимо создать доброжелательную атмосферу!
Типология уроков в рамках системно-деятельностного подхода
УРОКИ ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
УРОКИ ОТРАБОТКИ УМЕНИЙ И РЕФЛЕКСИИ
УРОКИ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
УРОКИ ОТРАБОТКИ
УМЕНИЙ И РЕФЛЕКСИИ
Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий.
Уроки общеметодологической направленности
Цель - построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
На данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
Эти уроки являются надпредметными и могут проводиться вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках.
Уроки развивающего контроля
проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы, ее рефлексивный анализ и коррекция допущенных в работе ошибок.
Компоненты
системно-деятельностного подхода:
- учебно-познавательные мотивы
( осознание учеником “для чего мне необходимо изучить этот объект”);
2. действие целеполагания
( “что я должен сделать…”: выбор средств и методов)
3. планирование решения
(как и в какой последовательности я должен решить задачу)
4. собственно решение задач;
5. рефлексивно-оценочные действия
(“все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели”).
НО прежде чем отправлять ученика самостоятельно осваивать знания, умения и навыки, его нужно обучить
- понимать, для чего ему всё это нужно (умение ставить цель, предполагать конечный результат);
- правильно добывать знания (уметь анализировать и систематизировать учебный текст, дополнительные источники информации, подбирать нужные источники информации);
- использовать верные и рациональные способы решения задач (различные сформированные и формирующиеся умения и навыки, все инструменты учеников);
- анализировать ход своих действий (сравнивать, использовать образцы, алгоритмы, рефлексировать, координировать свои действия с одноклассниками, учителями, другими участниками процесса обучения, давать оценку деятельности других, своей собственной деятельности и т.д.);
- синтезировать имеющиеся и полученные результаты - получать конечный продукт деятельности (рассказ, хронологию, схему, таблицу, карту, информационный плакат, буклет, зрительный ряд, историческую справку, график, диаграмму и т.д.).
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УРОКА
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений)
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества , сотворчества, психологического комфорта.
Системно – деятельностный подход в воспитании:
- Коллективные творческие дела
Цель системно-деятельностного подхода в воспитании учащихся -
- Создание установки на самостоятельность
- Свобода выбора
- Подготовка к жизни
- Достижение личностных и метапредметных результатов
Применение системно-деятельностного подхода в процессе обучения и воспитания эффективно сказывается на повышении качества образования.
Преимущества системно - деятельностного подхода:
- развивает у обучающихся навыки самостоятельной работы ;
- формирует умение творчески, нестандартно решать учебные задачи;
- способствует созданию у учащихся положительной мотивации к познавательной деятельности
- формирует интерес к предмету , побуждает к чтению дополнитель ной литературы , что способствует расширению познания в данной предметной области
Системно - деятельностный подход
позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий , которыми должны владеть учащиеся
Универсальные учебные действия
- Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта
- Совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы
Предметные
Личностные
Метапредметные
Основы системы научных знаний.
Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания
Усвоенные межпредметные понятия и УУД.
Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.
Управление своей деятельностью, самостоятельность.
Речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.
Личностные результаты
- – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты
- – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты
- - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Результаты , подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ
- Способность к решению учебно-практических задач на основании:
- - системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах
- - умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности
- - обобщённых способов деятельности
- - коммуникативных и информационных умений
- - умения оценивать объекты окружающий действительности с определённых позиций
Результаты , не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ
- - ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально – личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.)
- - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.)
- - индивидуально – психологические характеристики личности
Переход школы на новые стандарты -
смена роли учителя:
- учит учиться
- выстраивает процесс обучения
- процесс развития личности
- принятие духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Как учить?
Чему учить?
обновление
обновление
содержания
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
Системно-деятельностный подход
как концептуальная основа ФГОС общего образования
Обеспечивает:
- формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с
учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
Особенности урока в рамках деятельностного подхода
Элементы
Традиционный урок
Формулирование темы урока
сравнения
Урок в режиме деятельностного подхода
Учитель сообщает учащимся
Постановка целей и задач
Формулируют сами учащиеся
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Практическая деятельность учащихся
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)
Элементы
сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода
Осуществление коррекции
Оценивание
Осуществление контроля
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Итог урока
Учитель оценивает работу на уроке
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля , взаимоконтроля по предложенному талону)
Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей)
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Требования к проведению урока
- «сами» дети ставят цель урока
- учитель на имеет права сообщать цель урока сам
- цель урока становится целью детей
- урок – единое целое с детьми
- учитель – равноправный партнер
- монологическая речь учителя практически неслышна
Задача учителя:
- помощь в построении учебного диалога
- организация сотрудничества детей в группе
- поддержка поисковой активности
- ученики меньше пишут , слушают, больше делают руками
- все догадки, открытия фиксируются в классе на «доске достижений»
Организация учебной деятельности так, чтобы у учащихся формировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями
Структура урока с позиции системно - деятельностного подхода
- - учитель создает проблемную ситуацию ;
- - ученик принимает проблемную ситуацию;
- - вместе выявляют проблему;
- - учитель управляет поисковой деятельностью;
- - ученик осуществляет самостоятельный поиск ;
- - обсуждение результатов .
Ученик – Учитель
к классу не с ответом, а с вопросом .
за познание мира в специально организованных условиях.
Вывод
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности;
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности .
«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;
а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни»
Японская пословица
Не нужно меня учить всему. Научите меня учиться, и я научусь всему сам.
Эффективность урока
К
Р
И
Т
Е
Р
И
И
- Конкретность поставленной цели и задачи
- Создание ситуации успеха
- Обучение через открытие
- Демократичность и открытость
- Результативность
- Качество учебного материала
- Формирование ключевых компетенций
- Способность ученика проектировать свою деятельность
- Разнообразие методов, приёмов
- Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Творчество
- Педагог управляет проблемно – поисковой , творческой или исследовательской деятельностью учащегося.
Пед технологии
приемы
фишбоун
Метод
опорных
конспектов
Шаталов
система опорных сигналов в идее краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, заменяющую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.
Простые вопросы (Знания: Что? Где? Когда? Зачем?)
Интерпретационные вопросы (Почему?)
Практические вопросы (Как бы вы поступили?)
Ромашка вопросов
Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял…)
Ромашка Блума
Оценочные вопросы (Что хорошо? Что плохо?)
Творческие вопросы (Предположение: что было бы..?)
Кубик Блума
Использование
ИКТ
Приём «шляпы де Боно» .
- Этот приём удобно использовать при организации работы в группах с некоторым текстом. Группам учащихся предлагается рассмотреть данный текст с разных позиций в соответствии с цветом выбранной шляпы.
- Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок.
- Желтая шляпа - позитивное мышление, только положительные стороны (необходимо доказать, почему позитивно и положительно)
- Чёрная шляпа - противоположность жёлтой шляпе. Найти всё негативное и проблематичное.
- Красная шляпа - эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с моментами рассматриваемого явления.
- Зелёная шляпа - творческое мышление.
- Синяя шляпа - философская шляпа. Нужно обобщить высказывания других шляп, сделать выводы, обобщения.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ на уроках истории
Трудности
- Сложности с экспериментами
- Интерпретация исторических фактов
- Архивная работа
Д. Дьюи
3D рисунки
3D проекты зданий
Театр:
от сценария
до постановки
СМУТА. Фильм
«Музейное обучение»
Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре , неразрывно связанной с прошлым;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения , взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию , сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность , уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Сэр Генри Коул, Г. Фройденталь; А.Г.Бойко, М.Б.Гнедовский
«Музейное обучение»
«Музейное обучение»
«Музейное обучение»
Предметные недели
Учитель- это…
хореограф
актер
стилист
костюмер
психолог
аниматор
Штукатур-маляр
Личный пример
«Учитель и ученик растут вместе...» (Конфуций)
Я – Учитель!
реальность
ожидание
Для меня это вечная молодость!
Спасибо за внимание