Просмотр содержимого документа
«Презентация диалектизмы 6 класс.»
Десятое апреля Классная работа Повторение. Морфология. Культура речи
На утре(н,нн)ей(2) з..ре х..лодная роса пр..ятно обж..гала б..сые ноги. Галя на одном дыхани.. доб..жала до (тёмно)синей реки и глубоко нырнула в неё. Девоч..ка плыла рядом с галеч..ным дном к..салась его конч..ками пальц..в и слыш..ла пр..рывистый стук сво..го сер..ца. В этом мест.. (Г,г)аля знала(3) каждый до(н,нн)ый камеш..к и это знание было радос..ным.
Иногда она выныр..вала наб..рала полную гру(д/т)ь воздуха и опять ух..дила на дно, пока т..чение (не)ун..сило её к живунам — (под)водн..м родн..кам.
(З/С)десь, у свеж..й воды, любили держат..ся (не)большие рыбёшки. Тут им было пр..вольно. Живуны и ры(б/п)ки зад..вали (Г,г)алю щ..котали её. (4) Она смеялась выныривала. И скво(з/с)ь дли(н,нн)ые волосы, как скво(з/с)ь водор..сли, что(то) кр..чала во(з/с)ходящему со..нцу.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова.
Иногда говорят Распушил хвост, как павлин. Но хвост..к у павлина крох..тный и (не)заметный, а р..скошный(2) «хвост» павлина на самом деле — это дли(нн/н)ые перья над хвостом. . (Н..)(у)кого нет такого украшения! Каждое перо украшено «глазками» с переливч..тыми сине(зелё(нн/н)о)(золотыми) о(тт/т)енками. Перел..вают(?)ся они благодаря микроскопич..ским боро(з/с)дкам, которые пр..ломляют свет. Самец ра(з/с)пуска..т этот веер (а он представьте себе, до (полу)тора метров в шир..ну!) в брач(?)ном танце и вибрирует перьями для с..здания шел..ста, чтобы привлеч.. самку.
Но крас..та имеет цену: т..ж..лый «хвост» затрудняет бег и полёт. Это делает павлина доступным для хищ(?)ников. Но пр..рода сохранила этот признак, так как самки выб..рают самых(3) ярких самцов и так об..спеч..вают рождение здорового потомства. После сезона размн..жения павлин т..ряет перья, которые отр..стают к следующему году ещё более пышными.
В Индии павлин — символ бе(сс/с)мерти.. и красоты а его перья используют в ритуалах и и(с/сс)ку(с/сс)тве. Оказывается этот уд..вительный «хвост» — не простое укр..шение а сложный инструмент выж..вания вида, при этом эстетика служит биологии.
Выполните обозначенный цифрами в тексте языковой анализ слов: 2 — морфемный и словообразовательный анализ слова; 3 — морфологический анализ слова.
В апрел.. на полях та..т последний снег. В оврагах зв..нят весе(н,нн)ие ручьи и л..мают лё(д/т).(4) Зап..хи пр..будившейся ото сна весны витают в воздух.. . Надувают..ся у деревьев см..листые(2) поч..ки.
Пр..ветствуют весну вернувшиеся из д..лёких стран перелётные птицы скворцы, грачи. В (ярко)синюю н..бесную даль взл..тают г..лосистые жаворонки поют свою пр..ветстве(н,нн)ую песню.
Это особе(н,нн)ый час в ру(с,сс)кой природе. (Не)заметные голубые ворота неба ра(з/с)пахивают..ся и пр..ветствуют к..сяки птиц. С весёлым крик..м возвращают..ся они в р..дные гнёзда.
В лесу тоже шумно и радос..но. Пр..коснёш..ся к берё(з/с)ке, и падает(3) на землю пр..зрачная капля. Слышит..ся стекля(н,нн)ый звон. Вот кто(то) хрус..нул веткой. Ты зам..раеш.. пр..слушиваеш..ся к ш..поту проснувшейся земли. И опять (ни)что (не)наруша..т покой леса.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова.