СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для 5 класса "Морфологический разбор имени существительного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 5 класса "Морфологический разбор имени существительного".

Просмотр содержимого документа
«Презентация для 5 класса "Морфологический разбор имени существительного"»

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имени существительного

Поиск знаний начинаем  по ступенькам мы шагаем.  И с подъемом на этаж Больше будет их «багаж»

Поиск знаний начинаем по ступенькам мы шагаем. И с подъемом на этаж

Больше будет их «багаж»

Имя существительное-   это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Имя существительное-

  • это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
И сначала для начала ищем слова мы начало ИМЯ СУЩЕСТВТЕЛЬНОЕ ИМЕЕТ НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ. Для этого нужно поставить слово в именительный падеж единственного числа  Слово в предложе- нии Начальная форма в лесу на природе лес природа по дороге дорога

И сначала для начала ищем слова мы начало

  • ИМЯ СУЩЕСТВТЕЛЬНОЕ ИМЕЕТ НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ.
  • Для этого нужно поставить слово в именительный падеж единственного числа

Слово в предложе-

нии

Начальная форма

в лесу

на природе

лес

природа

по дороге

дорога

Дальше род определяем  И опоры подбираем!  Опорные слова для определения рода:   он (мой) она (моя) оно (мое) Папа мама солнце Домик улица зеркало Ковер зима кресло

Дальше род определяем И опоры подбираем!

  • Опорные слова для определения рода:

он (мой) она (моя) оно (мое)

Папа мама солнце

Домик улица зеркало

Ковер зима кресло

И к склонению сейчас перейти нам в самый раз! Рассуждай так: Три склонения имеем, Все слова по ним разделим! 1 2 склонение мужской и склонение 3 склонение женский род с  мужской род с нулевым окончанием и средний род с окончанием о,е Стол конь озеро  окончаниями  а,я женский род   с нулевым оконча-нием    Мама  дядя  Рожь степь

И к склонению сейчас перейти нам в самый раз!

  • Рассуждай так:

Три склонения имеем,

Все слова по ним разделим!

1

2

склонение

мужской и

склонение

3 склонение

женский род с

мужской род с нулевым окончанием и средний род с окончанием о,е

Стол конь озеро

окончаниями а,я

женский род

с нулевым оконча-нием

Мама

дядя

Рожь степь

Теперь падеж определяем,  и вопросы вспоминаем! И.п.- кто? что? В.п.- кого? что?(вижу), Р.п.- кого? чего? (нет), Т.п.кем? чем? (горжусь), Д.п.- кому? чему? (дам), П.п. о ком? чем?(думаю) Ну, а дальше рассуждаем: Подошли к чему ? К речке- Д.п. Купались в чем ? В речке – П.п.

Теперь падеж определяем, и вопросы вспоминаем!

И.п.- кто? что? В.п.- кого? что?(вижу),

Р.п.- кого? чего? (нет), Т.п.кем? чем? (горжусь),

Д.п.- кому? чему? (дам), П.п. о ком? чем?(думаю)

  • Ну, а дальше рассуждаем:

Подошли к чему ? К речке- Д.п.

Купались в чем ? В речке – П.п.

И  самое простое – определить число!  Единственное или множественное оно? Если предмет иль явление - одно , значит единственное число. Много предметов или явлений – значит со множественным дело имеем.  Единственное число Множественное число ученик Ученики По лугу По лугам

И самое простое – определить число! Единственное или множественное оно?

Если предмет иль явление - одно , значит единственное число.

Много предметов или явлений – значит со множественным дело имеем.

Единственное число

Множественное число

ученик

Ученики

По лугу

По лугам

Еще б не мешало секрет нам раскрыть, значенье вопросов кто?, что? объяснить Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные: Люди, животные, птицы, словом все живое – это одушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос - кто ?  Остальные предметы и понятия - неодушевленные: Вещи, природные явления, растения – все, что не ползает. не бегает. не прыгает, словом, все не живое – это неодушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос – что ?

Еще б не мешало секрет нам раскрыть, значенье вопросов кто?, что? объяснить

Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные:

Люди, животные, птицы, словом все живое – это одушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос - кто ?

Остальные предметы и понятия - неодушевленные:

Вещи, природные явления, растения – все, что не ползает. не бегает. не прыгает, словом, все не живое – это неодушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос – что ?

И последнее, что нужно знать, с буквы какой существительные надо писать. Пишем с большой все, что собственно «имя» имеет. К именам собственным относятся фамилии, имена и отчества людей, клички животных, названия книг. журналов, газет, названия кинотеатров, магазинов, географические названия:  Пушкин Александр Сергеевич, собака Дружок, город Магнитогорск, кинотеатр «Русь» С маленькой пишем все остальные - нарицательные, простые:  Молоко, деревня. игра. дождь и т .д.

И последнее, что нужно знать, с буквы какой существительные надо писать.

Пишем с большой все, что собственно «имя» имеет.

  • К именам собственным относятся фамилии, имена и отчества людей, клички животных, названия книг. журналов, газет, названия кинотеатров, магазинов, географические названия:

Пушкин Александр Сергеевич, собака Дружок, город Магнитогорск, кинотеатр «Русь»

  • С маленькой пишем все остальные - нарицательные, простые:

Молоко, деревня. игра. дождь и т .д.

А теперь все вместе сведем и морфологический разбор проведем. Схема морфологического разбора имени существительного. I. Часть речи, значение, вопрос. II. Морфологические признаки.  1.     Начальная форма.  2.     Постоянные признаки:   1)    собственное — нарицательное;   2)    одушевлённое — неодушевлённое;   3)     род;   4)  склонение.  3. Непостоянные признаки:   1)     падеж;   2)     число. III. Синтаксическая функция.

А теперь все вместе сведем и морфологический разбор проведем.

Схема морфологического разбора имени существительного.

I. Часть речи, значение, вопрос.

II. Морфологические признаки.

1.     Начальная форма.

2.     Постоянные признаки:

1)    собственное — нарицательное;

2)    одушевлённое — неодушевлённое;

3)     род;

4)  склонение.

3. Непостоянные признаки:

1)     падеж;

2)     число.

III. Синтаксическая функция.

Произведем морфологический разбор имен существительных  Дети идут в школу 3 .  I. Идут (во что?) в школу. II. Н.Ф. – школа. Пост. Пр.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.; непост. пр.: ед. ч., В.п. III. Идут (куда?) в школу . *Сначала задаём вопрос косвенного падежа, но при определении синтаксической роли в предложении всегда задаётся смысловой вопрос. *Предлог, употреблённый с именем существительным, всегда выписывается с им. сущ. и будет подчёркиваться.

Произведем морфологический разбор имен существительных

Дети идут в школу 3 .

I. Идут (во что?) в школу.

II. Н.Ф. – школа. Пост. Пр.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.; непост. пр.: ед. ч., В.п.

III. Идут (куда?) в школу .

*Сначала задаём вопрос косвенного падежа, но при определении синтаксической роли в предложении всегда задаётся смысловой вопрос.

*Предлог, употреблённый с именем существительным, всегда выписывается с им. сущ. и будет подчёркиваться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 3 секунд
Комплекты для работы учителя