СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для подготовки к ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительно-выразительные средства Тропы Стилистические фигуры эпитет обращение метафора риторический вопрос метонимия анафора синекдоха парцелляция гипербола инверсия литота градация перифраз синтаксический параллелизм сравнение оксюморон олицетворение антитеза

Просмотр содержимого документа
«Презентация для подготовки к ЕГЭ»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА Урок русского языка 10 класс Тарасенко Н.А.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Урок русского языка

10 класс

Тарасенко Н.А.

Изобразительно-выразительные средства Тропы Стилистические фигуры эпитет обращение метафора риторический вопрос метонимия анафора синекдоха парцелляция гипербола инверсия литота градация перифраз синтаксический параллелизм сравнение оксюморон олицетворение антитеза

Изобразительно-выразительные средства

Тропы

Стилистические фигуры

эпитет

обращение

метафора

риторический вопрос

метонимия

анафора

синекдоха

парцелляция

гипербола

инверсия

литота

градация

перифраз

синтаксический параллелизм

сравнение

оксюморон

олицетворение

антитеза

 Ознакомимся  с тропами .

Ознакомимся с тропами .

 Метонимия -вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

Метонимия -вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).
  • Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).
Метафора  — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.
  • Метафора  — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.
Синекдоха — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется: Единственное число вместо множественного: «Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Гоголь); Множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны». (Пушкин); Часть вместо целого: «Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства». (Герцен); Родовое название вместо видового: «Ну что ж, садись, светило». (Маяковский) (вместо: солнце); Видовое название вместо родового: «Пуще всего береги копейку». (Гоголь) (вместо: деньги).

Синекдоха — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется:

  • Единственное число вместо множественного: «Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Гоголь);
  • Множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны». (Пушкин);
  • Часть вместо целого: «Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства». (Герцен);
  • Родовое название вместо видового: «Ну что ж, садись, светило». (Маяковский) (вместо: солнце);
  • Видовое название вместо родового: «Пуще всего береги копейку». (Гоголь) (вместо: деньги).
Гипербола - чрезмерное преувеличение. Литота - литературный приём (троп) преуменьшение размера, силы, значения описываемого.
  • Гипербола - чрезмерное преувеличение.
  • Литота - литературный приём (троп) преуменьшение размера, силы, значения описываемого.
Перифраз (перефраз, перифраза) — это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»). В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат». Различают логические перифразы («автор „Мёртвых душ“») и образные перифразы («солнце русской поэзии»).
  • Перифраз (перефраз, перифраза) — это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.
  • Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»).
  • В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат». Различают логические перифразы («автор „Мёртвых душ“») и образные перифразы («солнце русской поэзии»).
Сравнение Олицетворение Фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.  Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Сравнение

Олицетворение

  • Фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.
  • Приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
ПЕРЕХОДИМ К СТИЛИСТИЧЕСКИМ ФИГУРАМ

ПЕРЕХОДИМ К СТИЛИСТИЧЕСКИМ ФИГУРАМ

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС ОБРАЩЕНИЕ   риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ  на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь, может быть употреблено вне предложения или в его составе; грамматически оно не связано с членами предложения.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

ОБРАЩЕНИЕ

  •   риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ  на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.
  • слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь, может быть употреблено вне предложения или в его составе; грамматически оно не связано с членами предложения.
Ана́фора   — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков)
  • Ана́фора   — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков)
ПАРЦЕЛЯЦИЯ ИНВЕРСИЯ фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.   нарушение обычного порядка слов в предложении.

ПАРЦЕЛЯЦИЯ

ИНВЕРСИЯ

  • фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.
  •   нарушение обычного порядка слов в предложении.
Градация - фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая.

Градация - фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая.

Оксюморон Синтаксический параллелизм  это конструкция, в которой несколько смежных предложений, построенных с одинаковой синтаксической структурой, выстроены в одной последовательности.      стилистическая фигура — сочетание слов с противоположным значением. Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта.

Оксюморон

Синтаксический параллелизм 

  • это конструкция, в которой несколько смежных предложений, построенных с одинаковой синтаксической структурой, выстроены в одной последовательности. 
  •   стилистическая фигура — сочетание слов с противоположным значением. Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта.
Антитеза - противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом
  • Антитеза - противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом
Закрепим знания 1) Какое средство языковой выразительности встречается в предложении?    В синем море волны плещут.    В синем небе звезды блещут    (А.С. Пушкин)  эпифора  эпитет  синтаксический параллелизм  риторическое восклицание

Закрепим знания

1) Какое средство языковой выразительности встречается в предложении? В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут (А.С. Пушкин)

  • эпифора
  • эпитет
  • синтаксический параллелизм
  • риторическое восклицание
2) Какое средство языковой выразительности встречается в предложении? Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн  (К. Бальмонт) аллитерация  аллегория  ассонанс  антитеза

2) Какое средство языковой выразительности встречается в предложении?

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт)

  • аллитерация
  • аллегория
  • ассонанс
  • антитеза
3) Какое средство языковой выразительности встречается в предложении? За окнами шел игольчатый льдистый мягкий снег  (С. Сергеев-Ценский). сравнение  гипербола  эпитет  метонимия

3) Какое средство языковой выразительности встречается в предложении?

За окнами шел игольчатый льдистый мягкий снег (С. Сергеев-Ценский).

  • сравнение
  • гипербола
  • эпитет
  • метонимия
4) Какое средство языковой выразительности встречается в предложении? Только слышно на улице где-то  Одинокая бродит гармонь  (В. Исаковский) антитеза  метонимия  риторическое обращение  умолчание

4) Какое средство языковой выразительности встречается в предложении?

Только слышно на улице где-то Одинокая бродит гармонь (В. Исаковский)

  • антитеза
  • метонимия
  • риторическое обращение
  • умолчание
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!