Обществознание 6 «Б» класс Урок обобщающего повторения по теме: «ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ»
Что такое «обществознание»?
Обществознание – это комплекс научных дисциплин, изучающих различные стороны жизни общества и человека .
- Социология
- Психология
- Культурология
- Экономика
- Политика
- Право
Как «обществознание» может помочь вам в будущей жизни?
Человек – личность
Тема № 1
1. Что такое человек?
Древнейшие люди жили более двух миллионов лет назад в Восточной Африке . Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени ( homo sapiens ) .
1. Что такое человек?
Заполните таблицу
Общие черты человека с животным миром
Отличия человека от животного мира
1. Что такое человек?
Человек – существо био социальное
Индивид – представитель человеческого рода
Индивидуальность
Личность
2. Индивидуальность – хорошо или плохо?
Индивидуальность - это неповторимость и своеобразие человека то, что делает его непохожим на других людей.
Индивидуальные черты могут передаваться по наследству или приобретаться в процессе жизни . Индивидуальность определяет способности человека к деятельности , ее успешность.
3. Что такое личность?
Личность - это совокупность социально значимых качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни и необходимы человеку для жизни в нем.
Когда о человеке можно сказать, что он личность?
- Понимание человека самого себя, отделение своего «я» от других людей;
- Способность человека к разной деятельности( игра, труд, учёба).
Сознание - отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание позволяет человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми.
4. Сильная личность
Сильная личность – это личность, которая не смотря на свои недостатки может их преодолеть.
Приведите примеры сильной личности
Человек познает мир
Тема № 2
1. Познание мира
И познаете истину, и истина сделает вас свободными
Понятия «познание» и «знание»
- Познание – это процесс деятельности человека, направленный на получение знаний об окружающем мире.
- Знание — это результат познания.
Проблема познаваемости мира
Скептики
утверждают,
что познавание
возможно, выражая
сомнение
в достоверности
полученного знания
Пессимисты
Оптимисты
отрицают
познаваемость
мира
утверждают,
что мир
принципиально
познаваем
2. Самопознание
Самопознание – это процесс познания себя.
«Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнаёт, что он царь»
Л.Н. Толстой
1. Зачем человек познает себя?
2. Что может формироваться в процессе познания себя?
2. Самопознание
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих способностей, качеств и возможностей .
Объективная
Завышенная
Заниженная
2. Самопознание
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы.
Способности – индивидуальные качества человека, которые позволяют ему успешно заниматься определенного рода деятельностью.
Уровни развития способностей:
- Одаренность – сочетание развитых способностей.
- Талант – это выдающиеся способности.
- Гениальность – высший уровень развития способностей и талантов.
Человек и его деятельность
Тема № 3
1. Понятие «деятельности»
1. Понятие «деятельность»
«Пчела мала, да и то работает»
Как вы считаете, только человек может
заниматься деятельностью?
1. Понятие «деятельность»
Деятельность человека и поведение животных
Преобразование
(создание искусственной среды обитания)
Целеполагание
Разумная
деятельность
Приспособление
(путем перестройки собственного
организма)
Целесообразность
Инстинкты
3. Виды деятельности
Ученые выделяют четыре вида деятельности:
труд, игра, учение, общение
Распределите виды деятельности по основным возрастным этапам человека:
дети, младшие подростки, старшие подростки, взрослые
Обсудим вместе: Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремиться. Как вы считаете, такое возможно?
Потребности человека
Тема № 4
1. Потребности
1. Потребности
Обратитесь к рубрике «Жил на свете человек»
на стр. 35 и ответьте на вопросы
Вспомните произведение А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», проанализируйте его и дайте оценку поступкам героев с точки зрения изучаемой нами темы.
- Перечислите, какие виды потребностей возникли у старухи?
- Перечислите, какие потребности не возникли.
- Какие выводы можно сделать из сюжета сказки?
2. Мир мыслей и чувств
Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс опосредованного отражения действительности, процесс поисков и открытия нового.
2. Мир мыслей и чувств
Чувства
Эмоции
эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным явлениям.
это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, удовлетворение или неудовлетворение его потребностей.
На пути к жизненному успеху
Тема № 5
1. Что такое жизненный успех?
Если вы хотите добиться успеха, избегайте шести пороков: сонливости, лени, страха, гнева, праздности и нерешительности
Продолжите фразу «Жизненный успех – это»
Можно ли этих людей назвать успешными? Аргументируйте свой ответ. Какие качества личности позволили им стать успешными ?
Можно ли сказать, что те люди, которые не знамениты – не успешны?
2. Слагаемы жизненного успеха
Нам необходимо составить формулу жизненного успеха
? + ? + ? + = Успех
1
И если цель тебе видна.
Иди, не бойся оступиться,
На то и жизнь тебе дана