Филиал государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - «Первоуральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
«Семья – важнейший институт воспитания детей.
Влияние семьи на становление личности»
Составители: Огнёва Г.А.
Байдина Н.Г.
- Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей самосохранения(продолжении рода) и самоутверждения! (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет а как чувства, ощущения, где ждут, любят понимают, защищают.
Задачи семьи:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким
привитие навыков духовно-здорового образа жизни
воспитать чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Нормативно – правовая база семейного восмитания
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021)
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021)
Семейное воспитание - сложная система. На него влияет наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально - экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи(место дома), отношение к ребенку.
Семья является традиционно главным институтом воспитания.
Семья может выступать в качестве как положительного так и отрицательного фактора воспитания .
Положительное воздействие на личность ребенка в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребенку лучше, не любят его так и не заботятся о нем столько. Семья обеспечивает преемственность межу прошлым, настоящим, и будущим.
- Отрицательный фактор - никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья
Изучением детско – родительских взаимоотношений занимались:
- А. С. Макаренко
- С. И. Златоуст
- В.В Столин
- А.С. Спиваковская
- А.Е. Личко
- Е.Т Соколова
- В. А. Сухомлинский
- Основные типы детско-родительских отношений
Авторитарный
Гиперопекающий
Гипоопекающий
Демократический
Авторитарный тип В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчет.
- При таком стиле детско-родительских отношений: · ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле; · у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка; · ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.
- В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок: · при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьей; · вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем; · став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным
Гиперопекающий тип Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.
- При таком стиле детско-родительских отношений: · у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу; · они ощущают себя «сделавшими все для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям; · до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным.
- В дальнейшем это может привести к тому, что: · ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье; · он станет инфантильно-потребительски относиться к миру; · будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадет; · ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни.
Гипоопекающий тип Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребенка, и в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.
- При таком стиле детско-родительских отношений: · родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка; · ребенок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно. Однако в дальнейшем: · отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других; · отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности.
Демократический
- Демократический тип Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.
- При таком виде детско-родительских отношений: · жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком; · отсутствуют простые решения, иллюзия контроле над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори; · родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придется осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь.
- В дальнейшем ребенок: · вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям; · осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения; · приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.
- В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблемам специального воспитания, отмечается, что процесс развития ребенка с ОВЗ предъявляет дополнительные требования к внешнему окружению, в том числе и семье, существующим в ней отношениям, характеру семейного воспитания. В этой ситуации многократно возрастает воспитательная значимость семьи.
Ряд исследователей считает, что при наличии в семье ребёнка с проблемами всегда имеет место «искажённый брак» (Дж. Фрамо), такая семья является мультипроблемной (Л. Онис), в ней существует специфическая опасность, которая «может ослабить её внутреннюю сплоченность» (3. Матейчик). В таких семьях отмечается изменение структуры и характера взаимоотношений между ее членами.
Семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями, поставлена в особые условия в обществе и по отношению к ребёнку (О.Е. Буланова, Е.И. Игнатьева, Р.В. Овчарова и др.).
Исследования Е.А. Игнатьевой свидетельствуют о зависимости родительского отношения к умственно отсталому ребенку от степени тяжести его интеллектуального дефекта
Более легкая степень умственной отсталости у школьников
Умеренная и сильно выраженная дебильность
отношение к нему близких взрослых характеризуется понимающим теплым эмоциональным фоном, адекватным восприятием его особенностей, конструктивными формами поведения.
отношения взрослых приобретает дисфункциональный характер, получая искажения на эмоциональном и (или) когнитивном уровнях. Взаимодействие с ребенком отличается наличием деструктивных форм контроля и родительского поведения (жесткое доминирование, потакание, попустительство).
формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии:
- родители проявляют чрезмерную опеку;
- преувеличивают возможности ребёнка или стесняются неполноценности своего ребенка;
- отводят ребенку с проблемами в семье положение «пасынка»;
- не обращают внимания на ребенка, стараясь все воспитание переложить на образовательные учреждения.
Экспериментальные исследования В.В.Ткачева (1999, 2005) позволили выделить 3 психологических типа родителей детей с ОВЗ (типология личностных деформаций):
1. Авторитарный
2. Невротичный тип
3. Психосоматический тип
Методы семейного воспитания
Метод воспитания – это способ воздействия на сознание, чувства ребёнка с целью формирования убеждений, волевых свойств личности, опыта нравственного поведения.
Специфика методов воспитания.
1 . Влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на его конкретных действиях и поступках, а также приспособлении к его психическим и личностным особенностям;
2. Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье, особенностей воспитательного взаимодействия и др.
Методы:
- убеждения;
- поощрения;
- метод совместной практической деятельности;
- метод принуждения (наказания).
Метод убеждения
предусматривает педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет.
Метод поощрения
предполагает использование системы педагогически целесообразных средств (похвала, подарки, формирование перспективы) с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычек поведения.
Метод совместной практической деятельности
подразумевает участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу, и д.р.)
Метод принуждения (наказания)
предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение его определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и др.
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…» Л. Кассиль
- Совместные задачи семьи и школы: - сделать школу и семью союзниками в воспитании детей; - обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию; - обеспечить единство требований школы, классного коллектива и семьи.
- -
Формы взаимодействия семьи и школы: - родительские собрания; - проектная деятельность; - индивидуальные консультации для детей и родителей; - беседы; - анкетирование; - посещение семей воспитанников; - тематические праздники; - организация разнообразных форм досуговой деятельности; - выставки семейных работ.
Рекомендации родителям:
- не забывайте о единстве требований отца и матери, предъявляемых ребенку;
- находите больше возможностей привлекать детей к труду: дома, вне дома, в помощь школе;
- разделяйте в равной мере материальные и моральные блага между взрослыми и детьми;
- не унижайте, не оскорбляйте ребёнка, давайте право на ошибку и ее исправление ;
- не забывайте о значимости похвалы для ребенка;
- не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными;
- убеждайте Ваших детей в жизненной важности успешного учения в школе;
- ежедневно осведомляйтесь у детей об их успехах в учебе;
- помогайте им преодолевать отставание;
- следите за тем, как дети используют гаджеты, и интернет.
РЕФЛЕКСИЯ
ЗАДАНИЕ №1 Игра “Закончи предложение”.
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... ( ненавидеть ).
2. Ребенок живет во вражде, он учится... ( быть агрессивным ).
3. Ребенок живет в упреках, он учится... ( жить с чувством вины ).
4. Ребенок растет в терпимости, он учится... ( понимать других ).
5. Ребенка хвалят, он учится ... ( быть благородным ).
6. Ребенок растет в честности, он учится ... ( быть справедливым ).
7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... ( верить в людей ).
8. Ребенка поддерживают, он учится ... ( ценить себя ).
9. Ребенка высмеивают, он учится ... ( быть замкнутым ).
1 0. Живет в понимании и дружбе, он учится ... ( находить любовь в мире ).
ЗАДАНИЕ №2
Сформулируйте не менее трёх рекомендаций для родителей по воспитанию детей.
ДЕТИ
ВОСПИТАНИЕ
СЕМЬЯ
ШКОЛА
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО
ХОРОШИЙ РЕЗУЛЬТАТ
Спасибо за внимание!