СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для внеурочного занятия по подготовке к ЕГЭ учащихся 11 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена характеристика анализаторов. Задания ЕГЭ и их решения по теме "Анализаторы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация для внеурочного занятия по подготовке к ЕГЭ учащихся 11 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г.Бикина Хабаровского края Готовимся к ЕГЭ   « Анализаторы» Автор: Кожухаренко В.И. учитель биологии высшей категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г.Бикина Хабаровского края

Готовимся к ЕГЭ « Анализаторы»

Автор:

Кожухаренко В.И.

учитель биологии высшей категории

Анализатор - сложная, анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма   И.П. Павловым в 1909г . Отделы анализатора центральный проводниковый периферический Рецепторы - чувствительные нервные окончания, которые входят в состав органов чувств нервные волокна , цепочка разных типов нейронов, проводящих сигнал (нервный импульс) от рецептора к центральной нервной системе участок коры головного мозга , анализирующий и преобразовывающий сигнал в ощущение. внешние (экстероцепторы) располагаются около или на поверхности тела и воспринимают раздражители внешней среды (свет, тепло, влажность ) Каждому специфичному анализатору соответствует определённый участок коры головного мозга внутренние (интероцепторы) находятся в стенках внутренних органов и воспринимают раздражители внутренней среды.

Анализатор - сложная, анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма И.П. Павловым в 1909г .

Отделы анализатора

центральный

проводниковый

периферический

Рецепторы - чувствительные нервные окончания, которые входят в состав органов чувств

нервные волокна , цепочка разных типов нейронов, проводящих сигнал (нервный импульс) от рецептора к центральной нервной системе

участок коры головного мозга , анализирующий и преобразовывающий сигнал в ощущение.

внешние (экстероцепторы)

располагаются около или на поверхности тела и воспринимают раздражители внешней среды (свет, тепло, влажность )

Каждому специфичному анализатору соответствует определённый участок коры головного мозга

внутренние (интероцепторы)

находятся в стенках внутренних органов и воспринимают раздражители внутренней среды.

Анализатор Зрительный Рецепторы Проводящие пути Фоторецепторы сетчатки глаза Слуховой Вкусовой Зрительный нерв Центральные отделы Волосковые клетки спирального (кортиева) органа улитки (внутреннее ухо) Осязательный Рецепторы языка Слуховой нерв Затылочная доля коры больших полушарий Языкоглоточный нерв Обонятельный Височные доли Рецепторные клетки: Температурный Рецепторы полости носа Передний отдел височной доли Скелетно-мышечные нервы, спиной, продолговатый, промежуточный мозг – на голой коже – тельца Мейснера , залегающие в сосочковом слое кожи; Обонятельный нерв Тепловые (тельца Руффини) и холодовые (колбы Краузе) рецепторы Задняя центральная извилина теменной доли – на волосяной поверхности – рецепторы волосяного фолликула ; Миелиновые (холод) и безмиелиновые (тепло) волокна Передний отдел височной доли – вибрации – тельца Пачини Задняя центральная извилина теменной доли

Анализатор

Зрительный

Рецепторы

Проводящие пути

Фоторецепторы сетчатки глаза

Слуховой

Вкусовой

Зрительный нерв

Центральные отделы

Волосковые клетки спирального (кортиева) органа улитки (внутреннее ухо)

Осязательный

Рецепторы языка

Слуховой нерв

Затылочная доля коры больших полушарий

Языкоглоточный нерв

Обонятельный

Височные доли

Рецепторные клетки:

Температурный

Рецепторы полости носа

Передний отдел височной доли

Скелетно-мышечные нервы, спиной, продолговатый, промежуточный мозг

– на голой коже – тельца Мейснера , залегающие в сосочковом слое кожи;

Обонятельный нерв

Тепловые (тельца Руффини) и холодовые (колбы Краузе) рецепторы

Задняя центральная извилина теменной доли

– на волосяной поверхности – рецепторы волосяного фолликула ;

Миелиновые (холод) и безмиелиновые (тепло) волокна

Передний отдел височной доли

– вибрации – тельца Пачини

Задняя центральная извилина теменной доли

Задание 14 Установите, в какой последовательности лучи света должны передаваться в органе зрения к зрительным рецепторам. Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха. 1) наружное ухо 1) хрусталик 2) роговица 2) перепонка овального окна 3) слуховые косточки 3) зрачок 4) барабанная перепонка 4) палочки и колбочки 5) жидкость в улитке 5) стекловидное тело 6) рецепторы органа слуха Роговица  Зрачок Хрусталик Стекловидное тело Палочки и колбочки Наружное ухо Барабанная перепонка Слуховые косточки Перепонка овального окна Жидкость в улитке Рецепторы органа слуха 23154 143256.

Задание 14

Установите, в какой последовательности лучи света должны передаваться в органе зрения к зрительным рецепторам.

Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.

1) наружное ухо

1) хрусталик

2) роговица

2) перепонка овального окна

3) слуховые косточки

3) зрачок

4) барабанная перепонка

4) палочки и колбочки

5) жидкость в улитке

5) стекловидное тело

6) рецепторы органа слуха

Роговица

Зрачок

Хрусталик

Стекловидное тело

Палочки и колбочки

Наружное ухо

Барабанная перепонка

Слуховые косточки

Перепонка овального окна

Жидкость в улитке

Рецепторы органа слуха

23154

143256.

Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза. Установите последовательность передачи звуковой волны на слуховые рецепторы. Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр 1) зрительный нерв 2) стекловидное тело 3) сетчатка 4) хрусталик 5) роговица 6) зрительная зона коры мозга 1) колебание слуховых косточек 2) колебание жидкости в улитке 3) колебание барабанной перепонки 4) раздражение слуховых рецепторов Колебания барабанной перепонки Колебания слуховых косточек Колебания жидкости в улитке Раздражение рецепторов Роговица Хрусталик Стекловидное тело Сетчатка Зрительный нерв Зрительная зона коры мозга 3124. 542316

Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

Установите последовательность передачи звуковой волны на слуховые рецепторы. Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр

1) зрительный нерв

2) стекловидное тело

3) сетчатка

4) хрусталик

5) роговица

6) зрительная зона коры мозга

1) колебание слуховых косточек

2) колебание жидкости в улитке

3) колебание барабанной перепонки

4) раздражение слуховых рецепторов

Колебания барабанной перепонки

Колебания слуховых косточек

Колебания жидкости в улитке

Раздражение рецепторов

Роговица

Хрусталик

Стекловидное тело

Сетчатка

Зрительный нерв

Зрительная зона коры мозга

3124.

542316

Установите правильную последовательность расположения оболочек и структур глаза человека, в обратном порядке, начиная с сетчатки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.   1) роговица 2) стекловидное тело 3) радужная оболочка 4) задняя водянистая камера 5) сетчатка 6) хрусталик Установите правильную последовательность прохождения звуковой волны в органе слуха человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.   1) барабанная перепонка 2) овальное окошко 3) стремечко 4) наковальня 5) молоточек 6) волосковые клетки сетчатка → стекловидное тело → хрусталик → задняя водянистая камера → радужная оболочка → роговица. барабанная перепонка → молоточек → наковальня → стремечко → овальное окошко → волосковые клетки (рецепторы улитки). 526431 154326.

Установите правильную последовательность расположения оболочек и структур глаза человека, в обратном порядке, начиная с сетчатки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) роговица

2) стекловидное тело

3) радужная оболочка

4) задняя водянистая камера

5) сетчатка

6) хрусталик

Установите правильную последовательность прохождения звуковой волны в органе слуха человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) барабанная перепонка

2) овальное окошко

3) стремечко

4) наковальня

5) молоточек

6) волосковые клетки

сетчатка → стекловидное тело → хрусталик → задняя водянистая камера → радужная оболочка → роговица.

барабанная перепонка → молоточек → наковальня → стремечко → овальное окошко → волосковые клетки (рецепторы улитки).

526431

154326.

Задание 12 Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение глаза человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение глаза». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) склера 2) сетчатка 3) слепое пятно 4) роговица 5) хрусталик 6) стекловидное тело 1) роговица 2) стекловидное тело 3) радужная оболочка 4 ) зрительный нерв 5) хрусталик 6) сетчатка

Задание 12

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение глаза человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение глаза». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) склера

2) сетчатка

3) слепое пятно

4) роговица

5) хрусталик

6) стекловидное тело

1) роговица

2) стекловидное тело

3) радужная оболочка

4 ) зрительный нерв

5) хрусталик

6) сетчатка

Задание 22

Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

1) Быстрое изменение давления при взлёте или посадке самолёта вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше.

2) Глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.

Почему надо удалять ушную серу из наружного слухового прохода?

1) В наружном слуховом проходе, ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке, постоянно выделяется ушная сера. Она содержит смягчающие и противомикробные вещества.

2) Накопление ушной серы может привести к закупорке наружного слухового прохода, снижению эластичности барабанной перепонки и ухудшению слуха.

Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва?

1) Различение зрительных раздражений происходит в затылочной зоне коры больших полушарий.

2) При нарушении функций зрительного нерва нервные импульсы не могут достигнуть зрительных центров затылочной зоны коры больших полушарий.

Почему при боковом зрении хуже воспринимается цвет предметов? Ответ поясните.

На сетчатке глаза расположены рецепторы двух типов: палочки и колбочки. За ночное и сумеречное зрение отвечают, обладающие более высокой чувствительностью палочки , за цветовое – колбочки .

1) Колбочки располагаются в центре сетчатки (наибольшая концентрация желтое пятно).

 

2) При боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют, а имеются только палочки.

Задание 24

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте и х.

1. Кора больших полушарий образована серым веществом. 2. Серое вещество состоит из длинных отростков нейронов. 3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли. 4. В коре располагается проводниковый отдел анализатора. 5. Слуховая зона находится в теменной доле. 6. Зрительная зона находится в затылочной доле коры головного мозга.

Ошибки в предложениях:

2. Серое вещество состоит из  тел и коротких отростков  нейронов.

4. В коре располагается  центральный  отдел анализатора.

5. Слуховая зона находится в  височной  доле.

Задание 25 Какую роль играют оболочки глаза человека? Белочная оболочка — защита внутренних структур глаза от повреждения  Роговица — светопреломление, защита внутренних структур глаза от повреждения. 3) Сосудистая оболочка — кровоснабжение глаза. 4) Радужная оболочка — регуляция поступающего через зрачок света. 5) Сетчатая оболочка (сетчатка) — восприятие света и цвета, возникновение импульсов. Какие функции выполняют в организме человека разные отделы анализатора? Анализатор – это система нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации. Каждый анализатор состоит из трех частей. 1) Периферический отдел — это рецепторы. Рецептор воспринимает раздражение и превращает его в нервный импульс, возбуждает чувствительный нейрон. 2) Проводниковый отдел — это нервы и проводящие пути. Они проводят возбуждение к центральной нервной системе. 3) Центральный, расположенной в коре больших полушарий — окончательный анализ информации, возникновение образа.

Задание 25

Какую роль играют оболочки глаза человека?

  • Белочная оболочка — защита внутренних структур глаза от повреждения
  • Роговица — светопреломление, защита внутренних структур глаза от повреждения.

3) Сосудистая оболочка — кровоснабжение глаза.

4) Радужная оболочка — регуляция поступающего через зрачок света.

5) Сетчатая оболочка (сетчатка) — восприятие света и цвета, возникновение импульсов.

Какие функции выполняют в организме человека разные отделы анализатора?

Анализатор – это система нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации. Каждый анализатор состоит из трех частей.

1) Периферический отдел — это рецепторы. Рецептор воспринимает раздражение и превращает его в нервный импульс, возбуждает чувствительный нейрон.

2) Проводниковый отдел — это нервы и проводящие пути. Они проводят возбуждение к центральной нервной системе.

3) Центральный, расположенной в коре больших полушарий — окончательный анализ информации, возникновение образа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!